Старий Заповіт:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новий Заповіт:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
ибо если ты не захочешь отпустить [народ Мой] и еще будешь удерживать его,

Прочие

Олег Стеняев, протоиерей

Ст.2-3 Ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая
 

Итак, пятая казнь – моровая язва. Моровая язва – это болезнь животных и большой удар по египетским богам! Бык и корова считались главными божествами египтян и были священными животными Египта. Им приносились жертвы и курения!

Быка содержали в роскоши во многих египетских храмах. После смерти такого быка бальзамировали и с церемонией, подобающей только царю, хоронили в великолепном саркофаге.

Кроме того, многие египетские божества изображались с головой или туловищем тельца или коровы. Так, Апис считался богом плодородия; его изображали в образе быка с солнечным диском. Амон, будучи покровителем города Фивы, также был богом воздуха и урожая, творцом мира и изображался с головой человека, а иногда быка или барана, с двузубой короной и длинным скипетром в руке.

Богиня Исида часто изображалась как женщина с рогами коровы и солнечным диском на лбу, в руке которой находился стебель папируса. Хатхор – богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица фараонов и властительница дальних стран – изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы, иногда только с одними ушами.

Вообще, египтяне многих своих богов изображали с головами или телами животных. Против веры в этих богов и была направлена пятая казнь, как суровое наказание от Бога.

Итак, Моисей должен будет сказать фараону: «То вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая».

Уточнение «который в поле» – уже свидетельствует о том, что некоторые египтяне стали прислушиваться к Моисею, к тем пророчествам, которые он произносил. И в этом словосочетании содержится призыв: «Если вы намерены бороться с Богом дальше – да, вы можете вывести в поле своих животных, свой скот, но он будет побит. Лучше оставьте его дома, в стойлах!»

Сказано, что мор будет весьма тяжелый, то есть такой тяжелый, что невозможно будет исчислить убытки. Как раз на упоминаемых здесь верблюдах торговцы привозили товары в Египет со всей Аравии. Они завозили верблюдов из дальних стран и торговали. Об этих временах упоминается в Книге Бытие (см.: Быт.37:25), когда на верблюдах совершали перевозку товаров.

А лошади изначально известны в Египте не были, их появление относится к периоду вторжения гиксосов. Обычным же явлением лошади становятся во времена правления XVIII династии, когда их начали широко использовать для армии.

Итак, наказание моровой язвой. Древний христианский экзегет Исидор Севильский дает такое аллегорическое истолкование этой казни:

«На пятый раз Египет поражен моровой язвой, которая убивала животных или скот. Этим наказывается безрассудство и глупость смертных, которые, как неразумные животные, стали поклоняться Богу под видом изображений не только людей, но и животных, вырезанных из дерева или камней; почитая Аммона Зевса под видом барана, Анубиса под видом собаки, также поклоняясь Апису под видом быка и прочим чудовищным богам, которыми восхищался Египет. И в тех животных, в которых они полагали присутствие божества, они увидели тяжкие наказания».

Нечто подобное мы находим и в Послании апостола Павла к Римлянам. Он пишет: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они (то есть язычники, которые знали о том, что есть Творец, – О. С.), познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим.1:20-24).

Здесь у апостола Павла мы находим очень интересное словосочетание: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога». Сразу возникает вопрос: а как же язычники познали Бога? И Исидор Севильский в указанной цитате пишет: «Стали поклоняться Богу под видом изображений не только людей, но и животных».

Древние люди познавали Бога через рассматривание творений видимых, ибо мир природы – как Божья книга, которая свидетельствует о Творце. И, как учит Феофан Затворник, нет ни одного народа, который не знал бы что-то о Боге истинном!

Однако в результате грехопадения сознание людей помрачилось, и истина была заменена ложью. Люди стали искажать представление о Боге, хотя религиозное чувство вложено в сердце каждого человека! И именно – христианское религиозное чувство! Душа человека по природе своей христианка, как указывал учитель Церкви Тертуллиан. Но здесь мы видим, что люди уподобляются животным, скоту, уподобляются им в своей глупости и в своем безрассудстве. Это была очень печальная ситуация.

Беседы на Книгу Исход

Георгий Константинович Властов (†1899)

И сказал Господь Моисею: пойди в Фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.
Ибо если ты не захочешь отпустить (народ Мой), и еще будешь удерживать его;
То вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах; будет моровая язва весьма тяжкая.

Ст. 1–3 До сей минута казни были мучительны, но не приносили еще вреда Египту; ныне казнь касается благосостояния страны и сильно потрясает экономический быт ее. Все животные, здесь поименованные, встречаются на памятниках Египта и в сказаниях историков и путешественников, кроме однако верблюда, которого нет изображения на памятниках, но которого также нет и на позднейших памятниках Птоломеев. Нет однако сомнения, что Египтяне времен Птолемеев, как и древние Египтяне, имевшие постоянные сношения с Синайским полуостровом и пустыней, пользовались этим животным, и имели стада его в частях страны, прилегающих к пустыне; думают, что верблюд почитался нечистым и потому не изображался. Полагают, что чума скота разразилась в январе года исхода, в 1491 году до Рождества Христова, за 4 месяца до выхода из Египта.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-5 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей

Пятая казнь — тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни — предсказание ее наступления (3), быстрота этого последнего (5), освобождение от нее земли Гесем (4), а также опустошительная сила ее действия (3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka