Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 9:20
Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы;
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 21. Почему, намереваясь одождить град, повелел им собрать скот в дома?
Владыка, человеколюбив сый, наказания срастворяет милостью. Притом же знал Он, что некоторые достойны пощады. Сему учит и Божественное Писание, ибо говорит: «иже убояся слова Господня от рабов фараоновых, собра скоты своя в домы; а иже не вня мыслию слову Господню, остави скоты на полях» (Исх.9:20-21). Навел же на них град и гром, показывая, что Он есть Владыка всех стихий. Пoелику египтяне и эллины думали, что иные боги - небесные, а другие - земные, а иные - подземные, и одни владычествуют на земле, другие - на море, одни имеют власть на горах, другие - на равнинах, - почему сирияне и говорили: «Бог гор Бог Израилев, и не Бог юдолий» (3Цар.20:28), - то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и на земле, но и в воздухе и в море, и ниспосылал на них молнию с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих. Сие и блаженный Моисей сказал фараону: «да увеси, яко Господня есть земля, и ты, и раби твои» (Исх.9:29-30).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-20 итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут. Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы
Заботливость об уменьшении последствий от сильного града («посылай, собирай скот свой») относилась не лично к фараону, а к тем из его подданных, которые совершенно невинно могли пострадать за упорство царя (ст. 20–21). Протекший от момента предсказания казни до ее наступления срок (18) мог служить достаточным временем для пробуждения в душе фараона чувства смирения, боязни пред Богом (20), но так как его не последовало, то новое бедствие является вполне заслуженным наказанием.
Олег Стеняев, протоиерей
Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы
Что это за люди? Это люди, которые имеют рабов и стада, имеют не один дом, а несколько домов. Почему они убоялись Господа, эти люди? Это придворные фараона, это богатые люди! Да они слышали все эти диалоги Моисея с фараоном, они видели, как все, сказанное этим евреем, исполняется! То есть это личные рабы, личные слуги фараона, а также министры его, правители областей, это волхвы могли быть и жрецы. И все они уже боятся слов Господа! Они «поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы».
Это первое сообщение о каком-либо отклике египтян на то, что там происходило! В первый раз мы находим в Пятикнижии, что они как-то отреагировали, впервые отреагировали с того самого момента, как началось повествование о казнях.
Можно догадаться: упрямство и слепота фараона не просто у него в сердце! Он – человек своего времени, человек своего народа! Может быть, всем им присуще это упрямство и жестокосердие! Скорее всего, фараон, столь твердо и непреклонно противостоящий Богу евреев, требовал и от своих подданных такого же поведения, да и подражали ему наверняка!
Но вдруг все стали колебаться: страх напал на них от таких слов Господа, потому что Его слова всегда исполняются! Сколько еще нужно казней?! Было уже и пять, и шесть, и семь! Начинается страх, начинается паника среди окружения фараона.