Скрыть
И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую

Итак, град и огонь сошли вместе: и град не угашает огня, и огонь не пожирает града. Огонь воспламеняется от града, как от хвороста, и град раскаляется от огня, как железо в печи. Огонь воспламеняется от града, но избегает дерева; стволы всех деревьев сокрушаются градом, но огонь, который заключен в этом граде, не касается ни оград, ни садов, ни виноградников.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Исидор Севильский, свт. (†636)

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую

Под громом имеются в виду укоры и Божественные обличения, ибо Он наказывает не в молчании, но подает голоса и посылает с неба учение, через которое мир, будучи укорен, может осознать свою вину. Он посылает и град, который может уничтожить нежные пока еще ростки пороков. Он посылает и огонь, зная, что существуют терновник и колючки, которые этот огонь должен поглотить. О нем говорит Господь: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12:49). Этим огнем уничтожаются страсти и похоти.

Изъяснения мистических таинств

Георгий Константинович Властов (†1899)

И простер Моисей жезл свой к небу; и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле, и послал Господь град на (всю) землю Египетскую.
И был град и огонь между градом, (град) весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.

Ст. 23–24 Неизвестно, следует ли разуметь под именем Мицраим дельту Нила, т. е. нижний Египет, или же всю долину Нила к верху до порогов. И то и другое значения встречаются в Священном Писании. Огонь между градом, конечно, означает страшные молнии, или даже особый феномен, известный под именем огня. Св. Ельма. Ch. Martin говорит, «что во время грозы электрическое пламя показывается иногда на поверхности земли или вод» (Metéorologie et Physique du globe).

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града

Град, сопровождаемый гласом Божьим, т. е. громом (Исх. 19:16; 20:18; Пс. 28:3–9), соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот», ср. Иез. 1:4), побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград и сикоморы (Пс. 77:47), сближается некоторыми с известными древнему и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный характер (Прем. 16:17–18) седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим, бессилие египетских богов.

«Навел на них Господь град и гром, — говорит блаженный Феодорит, — показывая тем, что Он есть владыка всех стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги — небесные, другие — земные, а иные — подземные, то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле, но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих». И действительно, огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible