Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую

Итак, град и огонь сошли вместе: и град не угашает огня, и огонь не пожирает града. Огонь воспламеняется от града, как от хвороста, и град раскаляется от огня, как железо в печи. Огонь воспламеняется от града, но избегает дерева; стволы всех деревьев сокрушаются градом, но огонь, который заключен в этом граде, не касается ни оград, ни садов, ни виноградников.

Толкования на священное Писание. Книга Исход

Исидор Севильский, свт. (†636)

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую

Под громом имеются в виду укоры и Божественные обличения, ибо Он наказывает не в молчании, но подает голоса и посылает с неба учение, через которое мир, будучи укорен, может осознать свою вину. Он посылает и град, который может уничтожить нежные пока еще ростки пороков. Он посылает и огонь, зная, что существуют терновник и колючки, которые этот огонь должен поглотить. О нем говорит Господь: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12:49). Этим огнем уничтожаются страсти и похоти.

Изъяснения мистических таинств

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Гром

Гром
 (Ис.29:6, Иов.26:14, Пс.28:3,8, Пс.53:7) – величественное естественное явление природы. По физическим законам, гром есть не что иное, как сильный звук в воздушных облаковых массах, происходящий от рассечения оных молнией (усиленной электрической искрой).
Величественные раскаты грома в кн. Псалмов представляются как гнев Божий: Глас Господень над водами; Бог славы возгремел. Глас Господень силен, глас Господень величествен. Он высекает пламень огня, сокрушает кедры, кедры Ливанские, потрясает пустыню (Пс.28:3-8). Неизреченное величие Божие и всесовершеннейшие свойства Его называются в Свящ. Писании громом славы Божией: И гром могущества Его кто может уразуметь? (Иов.26:14).
Евангельская проповедь подобна грому; она заставляет трепетать сердца людей и сокрушает их упорство и жестоковыйность (Откр.14:2). Посему Господь Спаситель нарек Иакова и Иоанна именем Воанергес, т. е. сынами громовыми (Мк.3:17), – выражение, почти однозначащее со словом громовержец.
Страшные и губительные бедствия у пр. Исаии уподобляются грому (Ис.29: 6).
Гром и молния, исходящие от престола славы Божией, являют величие Его присутствия и свидетельствуют Его Святую волю и грозный суд, посылаемый Им в качестве Верховного Владыки на землю (Откр.4:5), как, напр., при Синайском законодательстве (Исх.19:16), при наказании ожесточения фараона (Исх.9:23), при настоянии Израиля иметь у себя царя (1Цар.12:17-18), при окончательном суде Божием над миром (Апок.10:3,4, Апок.11:19, Апок.16:18). У пророков страшные потрясающие раскаты грома служат образом страшного суда Божия на нечестивых (Ис.29:6, Иер.25:30, 1Цар.2:10).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

И простер Моисей жезл свой к небу; и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле, и послал Господь град на (всю) землю Египетскую.
И был град и огонь между градом, (град) весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.

Ст. 23–24 Неизвестно, следует ли разуметь под именем Мицраим дельту Нила, т. е. нижний Египет, или же всю долину Нила к верху до порогов. И то и другое значения встречаются в Священном Писании. Огонь между градом, конечно, означает страшные молнии, или даже особый феномен, известный под именем огня. Св. Ельма. Ch. Martin говорит, «что во время грозы электрическое пламя показывается иногда на поверхности земли или вод» (Metéorologie et Physique du globe).

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской. И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града

Град, сопровождаемый гласом Божьим, т. е. громом (Исх. 19:16; 20:18; Пс. 28:3–9), соединенный с огнем, разливавшимся по земле целыми клубами («ет митлаккахот», ср. Иез. 1:4), побивший все, что было в поле, всю траву, все деревья, виноград и сикоморы (Пс. 77:47), сближается некоторыми с известными древнему и новому Египту ливнями. Но на самом деле носящая сверхъестественный характер (Прем. 16:17–18) седьмая казнь доказывает, подобно предшествующим, бессилие египетских богов.

«Навел на них Господь град и гром, — говорит блаженный Феодорит, — показывая тем, что Он есть владыка всех стихий. Так как египтяне и эллины думали, что одни боги — небесные, другие — земные, а иные — подземные, то Бог всяческих по необходимости вразумлял знамениями не только на реке и земле, но и в воздухе и в море, ниспосылал на них гром с неба, научая, что Он есть Творец и Владыка всяческих». И действительно, огонь, признаваемый египтянами, по свидетельству Диодора Сицилийского за великого бога, и вода, почитаемая выше всех других стихий, производят теперь опустошения.

Олег Стеняев, протоиерей

И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую
 

Дословно можно прочитать как: «Гром и град, и огонь полетели к земле», то есть град, в котором был огонь. Чудо в чуде.

Беседы на Книгу Исход

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka