Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 9:35
И ожесточилось сердце фараона [и рабов его], и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны
И сказал фараон Моисею: На этот раз я согрешил. Но разве в предшествующие дни, когда ожесточался, не согрешал фараон? Действительно, он согрешал и прежде, но не так, как в этот раз. Ибо его предостерегли, чтобы он собрал скот, но он не послушался, и за это его постигло более тяжкое, чем предыдущие, наказание из-за его безрассудства в этом бедствии.
Олег Стеняев, протоиерей
И ожесточилось сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея
Вот, что пишет преподобный Ефрем Сирин на раскаяние фараона: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны»:
«И сказал фараон Моисею: На этот раз я согрешил. Но разве в предшествующие дни, когда ожесточался, не согрешал фараон? Действительно, он согрешал и прежде, но не так, как в этот раз. Ибо его предостерегли, чтобы он собрал скот, но он не послушался, и за это его постигло более тяжкое, чем предыдущие, наказание из-за его безрассудства в этом бедствии».
Ориген восклицает:
«Подумай: не для того ли ожесточает Бог сердце фараона, чтобы тот, ожесточенный, не мог сказать то, что сказал: Господь праведен, а я и народ мой виновны. Но он еще больше нуждается в том, чтобы быть ожесточаемым и претерпевать еще большее, чтобы от скорого прекращения ожесточения, презирая ожесточение как зло, не стать достойным еще многократного ожесточения».
То есть суды Божии – они всегда справедливы и верны!
Ефрем Сирин, описывая град и огонь, пишет:
«Итак, град и огонь сошли вместе: и град не угашает огня, и огонь не пожирает града. Огонь воспламеняется от града, как от хвороста, и град раскаляется от огня, как железо в печи. Огонь воспламеняется от града, но избегает дерева; стволы всех деревьев сокрушаются градом, но огонь, который заключен в этом граде, не касается ни оград, ни садов, ни виноградников».
Тут Ефрем Сирин подтверждает, что огонь был заключен внутри града, то есть, это было явное чудо в чуде, которое должно было заставить фараона и народ задуматься, но, к сожалению, так они и не одумались, так и не раскаялись.
Сегодняшняя беседа по 9-ой главе – это назидательный урок для нас всех, что когда идут Божии казни, когда мы испытываем действие каких-то Божиих предостережений, тех или иных наказаний, мы всегда должны делать поспешные и, главное, правильные выводы! Спаси вас, Христос!