Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Исход 9:4
и разделит Господь [в то время] между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего.
Прочие
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-5 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая; и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрет ничего. И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей
Пятая казнь — тяжкий мор на скот одних египтян, имеющая для себя аналогию в известных из древнеегипетских памятников, а равно и свидетельства новейших путешественников о случаях эпизоотии, не может быть отождествляема с этими последними и объясняема естественными причинами. Все обстоятельства казни — предсказание ее наступления (3), быстрота этого последнего (5), освобождение от нее земли Гесем (4), а также опустошительная сила ее действия (3), все это несомненные признаки сверхъестественного, чудесного явления.
Олег Стеняев, протоиерей
И разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего
То есть Господь предупредил Моисея о том, что, с одной стороны, погибнет скот, который в поле: то есть египтяне, испытывающие страх перед Богом Авраама, Исаака и Иакова, сберегут свой скот, если не выведут его из стойл. Но, с другой стороны, в земле Гесем, где жили евреи, не погибнет вообще никакой скот, потому что на ней не происходило поклонение животным, люди поклонялись вечному Богу. Поэтому-то на них это наказание никак не распространялось.
Но в дальнейшем, братья и сестры, мы увидим, что когда евреи вышли из египетского плена, они вынесли с собой и египетские суеверия. И когда они выдумают культ золотого тельца, это будет не что иное, как проявление египетских суеверий в их сердцах. В этой истории, конечно, будет доминировать некий самарянин, который будет все это инициировать, но, в любом случае, именно Аарон примет участие, и именно весь еврейский народ примет участие: все соберут золото, Аарон же будет делать этого идола-тельца.
Так что было крайне необходимо, чтобы Бог совершал эти казни против богов Египта. Если бы этого не случилось, то еще больше всяких суеверий появилось бы в рядах верующих людей во время их дальнейшего скитания по пустыне.
Так и в наше время: если мы почитаем каких-то ложных богов, каких-то кумиров: кто-то поклоняется кривляющемуся и пляшущему на сцене музыканту, кто-то поклоняется какому-то политическому лидеру, то Бог всегда и наказывает нас нашими же идолами, нашими же ложными богами, показывая несостоятельность всех тех надежд, которые мы возлагали на тварь, вместо того, чтобы возлагать все свои надежды на Творца!
Что значит «и разделит Господь»? Дословно: «И различие сделает». Это означает, что Бог всегда отличает Своих людей от других, и Он всегда отличает наше имущество, наш скот, наши какие-то богатства и средства от того, что имеют другие. Но при этом, как я уже сказал, забота Бога простирается и на весь род человеческий.