Скрыть
за то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 35-43 Посему выслушай, блудница, слово Господне! Так говорит Господь Бог: за то, что ты так сыпала деньги твои, и в блудодеяниях твоих раскрываема была нагота твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами твоими, и за кровь сыновей твоих, которых ты отдавала им, - за то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой. Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, - и предам тебя кровавой ярости и ревности; предам тебя в руки их и они разорят блудилища твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою. И созовут на тебя собрание, и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими. Сожгут домы твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен; и положу конец блуду твоему, и не будешь уже давать подарков. И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Мое, и успокоюсь, и уже не буду гневаться. За то, что ты не вспомнила о днях юности твоей и всем этим раздражала Меня, вот, и Я поведение твое обращу на твою голову, говорит Господь Бог, чтобы ты не предавалась более разврату после всех твоих мерзостей LХХ: Посему выслушай, блудница, слово Господне. Так говорит Адонаи Господь: за то, что ты расточила деньги твои, и откроется позор твой в блудодеянии твоем пред любовниками твоими и во всех замыслах беззаконий твоих и в крови сыновей твоих, которых ты отдавала им: вот Я соберу на тебя всех любовников твоих, с которыми ты соединялась, и всех, которых ты любила, со всеми, которых ты ненавидела, и соберу их на тебя из всех окрестностей, и открою все злодейства твои пред ними, и увидят срам твой. И отмщу тебе мщением прелюбодейц и проливающих кровь, и предам тебя кровавой ярости и ревности, и отдам тебя в руки их, и разрушат они блудилище твое и раззорят основание твое, и снимут с тебя одежды твои, и возьмут принадлежности (vаsа) хвалы твоей, и оставят тебя ногою и исполненною позора. И приведут на тебя толпу, и побьют тебя камнями и изрубят тебя мечами своими. И сожгут домы твои огнем, и совершать над тобою мщение пред весьма многими женами, и отвращу тебя от блудодеяния, и ты не будешь более давать платы, и пошлю гнев Мой на тебя, и оставит тебя ревность Моя, и успокоюсь и не буду более беспокоиться по причине того, что ты не вспомнила о дне юности твоей и огорчала Меня всем этим. И вот Я обращу пути твои на голову твою, говорит Адонаи Господь, и так ты совершила нечестие во всех беззакониях твоих.

Прежде всего мы полагаем историческое основание. Так как ты совершила то и то, что содержится в предшествующей речи, то, выслушай, блудница, что ты сделала и что ты испытаешь. Ты расточила деньги твои, полученные тобою от Меня, и давала плату любовникам твоим, между тем как ты сама должна бы была получать, и умерщвляла сыновей твоих, принося их идолам, так что ты была не только прелюбодейцею, но и человекоубийцею. Поэтому Я соберу на тебя всех любовников твоих, с которыми ты блудодействовала, – как тех, коих ты любила, так и тех, коих ты ненавидела, и обнажу тебя по закону о прелюбодейцах, чтобы все видели срамоту твою и половые члены, вследствие которых ты прежде предавалась безумной любви. Под метафорою же женщины прелюбодейки и человекоубийцы, которая не только блудодействовала в противность мужу своему, но и умерщвляла сыновей, все это говорится к Иерусалиму, а также и то, что соберутся против него все народы, идолам которых он поклонялся и на служение которым обратил все дары Божии, и будет разрушен храм Ваала, и жертвенники во всем городе будут истреблены чрез сожжение и ничего не останется в нем. И как против прелюбодейки все обыкновенно бросают каменья и избивают распутную женщину, чтобы она умерщвлялась чрез раны, [наносимые] каждым, так что все женщины видят наказание блудницы: так пред другими окрестными городами и пред всеми народами Иерусалим будет оставлен. И это делается для того, чтобы он перестал блудодействовать, и более не давал платы любовникам своим, и чтобы утих гнев Божий и чтобы Он не гневался на того, кого перестал любить. Отсюда мы видим, что велико оскорбление и что Бог не печется о человеке, но предоставляет его своим злодеянием и грехам. Оставит, говорит, ревность Моя тебя и Я успокоюсь и не буду более гневаться, как на чужую и такую, которая отступила от Меня и которую Я предал вечной ноготе. Если же это претерпел Иерусалим за то, что он блудодействовал с демонами, то что он будет испытывать, по нашему представлению, по умерщвлении Сына Божия? И все это, говорит, ты сделала, забыв о прежних благодеяниях, и прогневлала или огорчала Меня, которого ты должна была радовать добрыми делами. Поэтому и Я обратил дела твои на голову твою. И хотя Я разорю тебя, прелюбодейка, однако менее проявлю над тобою гнева Моего, нежели ты заслужила, чтобы и в этом проявилась божественная благость, так что грехи твои более тяжки, чем наказания. В иносказательном смысле всякая душа получает от Бога духовные деньги, как говорится в Евангелии (Мф. гл. 25; Лк. гл. 19), в притчах о пяти, и о двух и об одном таланте и о рабах, которые получают десять мин и, вследствие беспечности, делаются должными пятьдесят (или десять) и пятьсот динариев, и вследствие этого в присутствии любовников, под которыми мы понимаем демонов и противные силы, открывается позор Иерусалима, или в день суда или во время покаяния, когда они вразумляются. Но ранее один только Бог всемогущий видит сокровенное, как говорит слово евангельское: и Отец, видяй в тайне (Мф. 6, 6). И в другом месте: испытаяй сердца и утробы, Боже (Пс. 7, 10). И в книге Царей: Ты един веси сердца всех сынов человеческих (2Пар. 6, 30). Когда же совершится [сказанное]: ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется (Лк. 12, 2), и в другом месте: прежде времени ничтоже судите, дóндеже приидет Господ, иже во свете приведет тайная тмы, и тогда похвала будет комуждо от Бога (1Кор. 4, 5), и когда настанет время наказания, тогда исполнится оное [изречение] Осии (7, 2): ныне обыдоша их совети их, и в другом месте: между собою помыслом осуждающим или отвещающим, в день, егда судит Бог тайная человеком (Рим. 2, 15–16), и еще: „вот человек, и дела его пред лицем Его“, и увидят гнусность ея все те, кои прежде блудодействовали с нею, и предаст ее Бог крови прости и ревности. Ибо это полная ярость мужа против прелюбодейной жены, и она никакою платою не может быть отвращена. Кровь же сыновей может быть понимаема в том смысле, что мы назовем сыновьями Иерусалима λογισμοὺς καλοὺς, то есть добрые помышления, которые врождены людям от Бога и которые умерщвляет прелюбодейка, когда склоняется к злым делам. Для Иерусалима даже полезно, чтобы было разорено блудилище его и чтобы был разрушен рассадник всего его блудодеяния. Ибо когда это совершится, то он уже не будет давать платы, и прекратится гнев Божий и Он уже не будет ревновать о нем, не беспокоясь о его целомудрии, – именно по [мнению] тех, кои все то, что [здесь] говорится, понимают в хорошую сторону. Другие же, как мы выше сказали, принимают это в противуположную сторону, – что это служит выражением великого гнева Божия, что Он не гневается, коль скоро раз презрел блудодействующую и оставил надежду на ее спасение. Если же еретики, не принимающие Ветхого Завета по изданию LХХ, отвергают сказанное в этом месте: и огорчала Меня всем этим, так как Бог будто бы не только не гневается, но и не подвергается печали и огорчению, то мы можем спросить их: как они понимают то, что несомненно составляет заповедь благого Бога: не огорчайте Духа Святого Божия, им же знаменастеся в день избавления (Еф. 4, 30)? Ибо что бы они ни сказали в защиту этого свидетельства, все это мы применим в защите настоящей речи.

Толкование на пророка Иезекииля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 16:37-38 за то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой. Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, – и предам тебя кровавой ярости и ревности

Накажу тебя посредством самых любителей твоих; соревновала ты нечестно халдеев, ассириан, хананеев, египтян; их употреблю против тебя орудиями, налагая на тебя достойное наказание; к твоим любителям присоединю и ненавидимых тобою, чтобы те и другие видели великое твое беззаконие. Понесешь наказание, налагаемое на человекоубийц и жен прелюбодейных; их беззаконно подражала ты, с ними одинаковую потерпишь казнь.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

за то вот, Я соберу всех любовников твоих, которыми ты услаждалась и которых ты любила, со всеми теми, которых ненавидела, и соберу их отовсюду против тебя, и раскрою перед ними наготу твою, и увидят весь срам твой

“Любовники”, слав. “похотник” - народы, идолослужением которых - Иерусалим увлекался. Прежде под любовниками пророк разумел идолов, так что иносказание не вполне выдерживается. - “Которых ненавидела” - может быть, которые надоели (Кречм.). Для суда над Иерусалимом собраны Богом не только позднейшие союзники его - ассиро-халдеи, но и старые враги филистимляне, идумеи, моавитяне, аммонитяне, - чтобы наказание было всенародное и полное - “Раскрою наготу” - опозорю и опустошу страну. - Ср. Наум III:5; Ос II:5, 12.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible