Скрыть
Также, подняв руку Мою в пустыне, Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 23-26 Также, подняв руку Мою в пустыне, Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь

Я опять поднял руку на них в пустыне, чтобы рассеять их по народам и развеять по землям, за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли и субботы Мои оскверняли и в след идолов (или помышлений) отцов их были [обращены] глаза их. Поэтому Я дал им заповеди не добрые и постановления, от которых они не могли бы жить, и осквернил их чрез дары их, когда они в жертву приносили (или проводили) все, разверзающее утробу, за грехи свои (вместо чего LХХ перевели: чтобы Я истребил их и что они опустили), и узнают, что Я Господь.

Когда в Ветхом Завете Господь поднял руку Свою против сыновей их, кои пали в пустыне, чтобы рассеять их по народам, об этом Писание не говорит, но на основании того, что здесь оно сообщает, должно верить, что это действительно было. Может это означать и то, что после вступления в землю обетованную, они, вследствие многих грехов, в разные времена были предаваемы различным народам и царям, и в то время заповеди Господни, которые по существу своему были добрыми, и постановления, чрез которые могли быть живыми верующие, сделались для них не добрыми, так как они не могли во время плена соблюдать заповеди закона и исполнять то, что повелено было словом Божиим. И не сказал: Я дал им заповеди худые, но не добрые. Ибо если что не добро, то отсюда еще не следует, что это худо, подобно тому как и апостол учит что добро человеку жене или женщине не прикасатися, но ради невоздержания каждый да имеет свой сосуд в святости и чистоте (1 Кор. гл. 7; 1 Сол. гл. 4). Если же он не сделает этого, то это и не добро, и не худо. Таким образом Бог дал им, по рассеянии их между народами, заповеди не добрые, то есть попустил им помышления и пожелания их, чтобы они делали то, чего не следует [делать]. И Он осквернил их чрез дары их, подобно священнику, отделяющему прокаженных от народа и дающему знать, что они осквернены, так как они жертвуют идолам то, что они должны жертвовать Богу, и проводят все, разверзающее утробу, то есть первенцев, чрез огонь Ваала, чтобы, быв оставлены Богом и предавшись идолослужению, они уразумели, что Он есть Господь, Которого сами они вызвали на гнев. Это место яснее перевел Симмах, поставив вместо прошедшего будущее [время]: Поэтому и Я дам им заповеди не добрые и постановления, чрез которые они не могли бы жить, и оскверню их чрез дары их, потому что они посвящают и проводят [чрез огонь] все, разверзающее утробу, чтобы Мне истребить их, и узнают, что Я Господь. Смысл же следующий: так как Я увидел, что дети равны отцам по злодеяниям и делают то же, чрез что те прогневляли Бога, то Я восхотел разместить их между народами, и рассеять по всему миру и дать им заповеди не добрые и постановления, от которых они не могли бы жить, чтобы осквернить их чрез дары их, – так как они всех первенцев посвящали идолам, – и истребить их на веки и чтобы они узнали, что Я Господь. Чрез это Он дает знать, что Он не тем дал заповеди не добрые, кои были в пустыне, а тем, которых восхотел Он рассеять по народам и сделать странствующими по всему миру, Он возымел намерение дать то, чего не дал, чтобы добрые заповеди Божии они сами сделали там не добрыми, оказывая идолам то, что Бог заповедал оказывать Ему. Можно и то сказать, что прежде прогневления они получили только десятословие, а после идолослужения и богохульства [они получили] разнообразные обряды закона, чтобы они лучше Богу приносили жертвы, которые приносили демонам, и чтобы, сравнительно с святотатством, было более маловажным то, что само но себе не было добром, но не было и злом, так как приносилось Богу, и однако не было добром, потому что они прогневляли Виновника добра.

Толкование на пророка Иезекииля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 20:23-25 Также, подняв руку Мою в пустыне, Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы

Потом присовокупляет, что и не хотел также подвергнуть наказанию за нечестие и предать одних пленению, других смерти. Но чтобы не произошло от сего какого-либо вреда египтянам и хананеям, говорит Бог, не сделал Я этого. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы: иные понимали под сим служение идолам, слово «дах» <как в церковнославянском: «и дах им заповеди недобры»> приняв в значении «попустил» <как в синодальном>, но явно, что они нимало не выразумели смысла в сказанном, ибо никто из здравомыслящих нечестивого поклонения идолам не назовет <просто> недобрым, скажет же напротив того, что оно крайне худо. Посему и Источник премудрости, Законодатель благочестия, Обвинитель нечестия не нарек бы крайнего нечестия только недобрым, ибо именует оное пределом злобы. Поэтому пророческое слово дает разуметь иное, именно же: поскольку, говорит Бог, «и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них» (Иез.20:11), оправданиями же называет десять заповедей закона, а они преступали их и не переставали попирать небоязненно, то связал Я и как бы пригвоздил их другими заповедями, которые нимало не могут сообщить им жизни, но хранение которых и заботливость о которых, сделают, что они перестанут нарушать оные необходимые законы. Разумеет же под ними заповеди о проказе, о мертвых костях, о мертвечине, об изливающем семя и о прочем сему подобном, также частые по причине сего окропления и приносимые за это жертвы. Ибо связанные хранением сих постановлений не могли также пренебрегать и оных необходимых и полезных законов. Посему не сказал Бог, что дал им заповеди худые, но говорит: «учреждения недобрые», потому что не учили пороку, и добродетели сами по себе не составляли, но побуждали часто посещать Божий храм и предстоять Богу. Ибо почитавший себя оскверненным притекал в храм за очищением, приходя же, обновлял в себе памятование о Боге, a сие памятование изгоняло злочестивую мысль и убеждало хранить Божии законы. Поэтому заповеди сии сами по себе «недобры», потому что не Божию намерению соответствовали, но приличны были немощи тех, кому дан был закон. Впрочем, будучи сами не добры и не необходимы, вели к доброму и необходимому. 

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Также, подняв руку Мою в пустыне, Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям

Только ныне наступившее рассеяние Израиля было решено уже тогда (Лев XXVI:33; Втор XXVIII:64) и является наказанием еще за грехи в пустыне.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible