Скрыть
Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-22 И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра. Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас

Еврейское слово sig Симмах перевел изгарь, Акила в первом издании στέμφυλον и γίγαρτον, – то и другое означает виноградные выжимки. Во втором его переводе и у Семидесяти переведено смешение. Затем изгарь означает нечистые отброски при очистке (sordes et рurgamentum) металлов, так что соответственно близкому пленению или, вернее, угрожающему разрушению города употребляетcя огонь, чтобы, – [говоря] под образом плавления, – осталось чистое серебро, которое сделалось нечистым от смешения с медью, оловом, железом и свинцом, из коих три: медь, олово и свинец состоят из расплавляемого вещества и разлагаются от огня. Железо же размягчается и утончается посредством наковальни и молота и принимает различные формы по желанию мастера. Итак, как серебро, сделавшееся нечистым от вышеназванных металлов, бросается в горнило, чтобы, по устранении нечистых отбросков (sordes) и посторонних веществ, оно было чистым: так, говорит, Я соберу вас среди Иерусалима и окружу осадою вавилонскою, чтобы зажечь среди вас огонь для расплавления. А что там делает чрезвычайный жар пламени, здесь это сделает голод и мор, и когда Я зажгу вас огнем ярости, то успокоюсь и горесть от пренебрежения [ко Мне] ограничу мщением чрез наказание вас. Сделаю же Я все это для того, чтобы, по излиянии гнева Моего на вас, окончание вашего наказания послужило к познанию Меня и чтобы вы узнали, что Я – Господь, судия всех и воздаятель. А что Он называется расплавляющим, относительно этого мы читаем и во многих других местах, но в особенности у Малахии и Исаии, из которых один говорит: вот Господь выходит, как огонь расплавляющего и как трава (слав. мыло) перущих, и сядет разваряя, яко сребро и яко злато, и прелиет сыны Левиины (Малах. 3, 2–3); другой: и отмыет Господь скверны сынов и дщерей Сионских, и кровь очистит от среды их духом суда и духом жжения (Исаии 4, 4). Думаю, что это означают и слова Псалмов: искуси мя, Господи, и испытай мя, после чего прибавляется: разжзи утробы моя и сердце мое (23, 2). Что мы относили к Иерусалиму, это можем относить к состоянию душ, которые создал Бог чистыми: золото они восприняли в уме и мудрости, а серебро в разговорной и красноречивой речи, чтобы воспринятое умом излагать словами. О серебре мы читаем: словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищенно седмирицею (Пс. 11, 7). Подобным образом о золоте и серебре говорится в шестьдесят седьмом псалме, в котором написано: аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене и междорамия ее в блещании злата (ст. 14). Ибо вся слава дщере царевы внутрь (Пс. 44, 14), которая говорит в Песни Песней: введе мя Царь в ложницу свою (1, 3). Кто спал и почивал между двумя Заветами, тот тотчас получает посребренные крылья голубицы и будет сиять блеском золота в сокровищнице сердца. В этом смысле, как я полагаю, должно быть понимаемо и то, что для грешников и для заслуживших гнев Божий будет небо медное, земля железная, и в особенности земля египетская, из которой Господь вызодит Израиля, как из железной печи. Также по Захарии (гл. 5) нечестие сидит на таланте свинцовом. И в песни Исхода говорится: погрязоша яко олово в воде зеленей (13, 10). Ибо они были подавляемы тяжелым бременем грехов и могли говорить: яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37, 3). И как подделка из меди имеет вид золота, так олово похоже на серебро, которое [человек] простой и неопытный не легко отличает. И часто случается, что примесь еретического нечестия в золоту и серебру отделяется огнем Духа Святого и судом Господа, и остается чистое золото и серебро, о котором пророк говорит: „Я дал им серебро и золото, а они сделали из них Ваала“ (Осии 2, 8). С этим сходно [и следующее]: изведе я с сребром и златом, и не бе в коленах их боляй (Пс. 104, 37). Концом же всех наказаний будет познание того, что Он – Господь. О камне оловянном или куске олова читаем мы и у Захарии (гл. 4); что он означает, это мы объяснили в своем месте.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-22 И было ко мне слово Господне: сын человеческий! дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле, сделались, как изгарь серебра. Посему так говорит Господь Бог: так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить; так Я во гневе Моем и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнем негодования Моего, и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него, и узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас

Предстоящую осаду Иерусалима, в который сбегутся жители окрестных городов, пророк сравнивает с плавкою в печи неочищенного серебра (“изгарь серебра” - слав. “сребро смешено”), в куске которого гораздо более, чем серебра (в знак чего оно в ст. 18 поставлено на последнем месте и только в 20-м на первом) неблагородных примесей: меди, железа, свинца и олова (слав. для отличия от свинца: “олово чистое”; у LXX: κασσίτερος и μόλιβος). Сравнение это, при котором Иезекиилю несомненно предносилось Ис I:22, а м. б. и Иер VI:27 (ср. Зах XIII:9; Мал III:3), имеет в основании мысль не столько об очищении Израиля, сколько о каре его (хотя несомненно серебро - благочестивые, но ничего не сказано об отделении серебра через плавку, а только о самом плавлении, “так я во гневе Моем в ярости Моей соберу и положу (Вульг.: requiescam) и расплавлю вас”). Замечательно, что для Иезекииля Израиль как бы сводится к Иерусалиму: ст. 19. Когда наступит то, что предсказывает пророк, тогда иудеи узнают, что имели против себя Бога, Которого они считали другом; ст. 22, ср. V:13.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible