Скрыть
Заговор пророков ее среди нее – как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Заговор пророков ее среди нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов

Пророки его возстают против Меня среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, души изъядающе насилием, т.е. властью, какую беззаконно присвоили себе. Славу чертогов своих приемлюще, т.е. собирают по мере того, как велики или малы их жилища.

Творения

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 23-31 И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи ему: ты - земля неочищенная, не орошаемая дождем в день гнева! Заговор пророков ее среди нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов. Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них. Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: «так говорит Господь Бог», тогда как не говорил Господь. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог

Внимательный слушатель мог спросить: что это за изгарь, которая обезобразила чистоту серебра и смешала с медью, свинцом, оловом и железом? Поэтому, что там выражено под образом города и горнила, тоже предрекается здесь под образом земли, которая не орошалась и ее получала дождя. Под дождями мы должны разуметь те, о которых написано: облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Исаии 3, 6); мы ожидаем его, когда дается нам дождь благовременный и поздний, о котором написано: дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему (Пс. 67, 10). Дождь же гнева есть тот, который каждый навлекает на себя множеством грехов. Мы желаем знать, что означает изгарь города, нечистота земли затверделой и полной терний и волчцов. Заговор, говорит, пророков или, по Семидесяти: вождей, среди его, подобных льву, о котором пишет и Петр: супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит (1Петр. 5, 8). Этот лев и все его сообщники ищут поглощать не тела, а души, и получают плату, и всякое решение на суде делают за деньги. А что в то именно время это было у народа иудейского, в этом никто не сомневается. Ибо из-за священников, и князей и пророков Господь навел на них зло. Но часто мы видим это в нашем Иерусалиме: они, по Семидесяти, поглощают души чрез насилие и получают плату, чтобы многих, изменивших жениху – Господу, делать вдовами. Пророки же эти составляют шайку заговорщиков, чтобы взаимно поддерживать себя и все делать ради гнусной корысти. Священники, которые должны быть предстоятелями храма и от уст которых ищут познания закона, оскверняют святыни и не делают никакого различия между святым и мирским, а только между деньгами. Они отвращают глаза от суббот и не помышляют о покое Божием, состоящем в познании Писаний, и не говорят с пророком: открый очи моя, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18), ни следующих [слов] апостола: мы же вси откровенным лицом славу Господню взираем (2Кор. 3, 18). Среди таких пророков и священников оскверняется Господь, о котором написано: посреде же вас стоит, Егоже же вы не весте (Иоанн. 1, 26). Таким образом пророки или вожди сравниваются со львами. А князья, под которыми мы понимаем людей низшей степени, подражают хищничеству волков, проливая кровь не тел, а душ, и корыстолюбиво домогаются прибытка, не довольствуясь сим: служащии олтарю со олтарем делятся (1Кор. 9, 13), но, вступив на служение Господу, собирают богатства Креза. Также пророки, предвещавшие будущее, обмазывали их без надлежащего смешения, о чем выше мы сказали 1) в отношении к прорицавшим пророкам, без примеси мякины обмазывавшим стену, которая разрушается ливнями. Подобного рода [пророки] видят пустые видения и не столько пророчествуют, сколько делают ложные предсказания, говоря несчастной земле: „так говорит Господь, таково обетование Господа“, тогда как Господь не говорил им. Народ же земли, – не Бога, а земных дел, – подражая князьям и священникам, все делал чрез неправду и насилие, притесняя не богатых, а бедных, о которых написано: нищий не терпит прещения и: избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13, 8). Также пришельца и странника, который еще не был гражданином Церкви, а только слушателем и имел начатки веры, угнетали неправдою, чтобы, обошедши море и сушу, приобрести одного прозелита и сделать его сыном геенны. Но среди таких пороков и массы преступлений Я искал у них человека, который мог бы противостать Моему гневу и, подобно Моисею, Аарону и Самуилу, противопоставить себя Моему огню и пламени, но не мог найти. Поэтому Он говорил Моисею: Остави Мя и потреблю народ этот (Исх. 32, 10). Итак как Я не мог найти такого, кто противостоял бы и удерживал Меня, то Я излил на них все негодование Мое и истребил их, не без меры и правосудия, но обращая пути их на главы их, – или воздавая виновникам за собственные, соделанные ими, грехи, или [обращая их] на головы вождя народа, князя и пророков, из которых не было никого, кто осмелился бы противостать гневу Господа и из-за которых нечистая и пустынная земля не удостоилась получить дождя Господня.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Заговор пророков ее среди нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов

Исчисление разных классов общества с целью обличения их ведется с точки зрения значения их в религиозно-нравственной жизни. Посему сначала разбираются пророки и священники, а затем князья. LXX, а вслед за ними и большинство новейших толкователей, предполагают в этом стихе речь не о пророках, а о князьях (более знатных, чем в ст. 27): невийега LXX очевидно читали несийега. Основания для такого чтения: 1) естественнее было поставить князей на первом месте (мы видели, почему пророков можно было поставить на первом месте); 2) о пророках речь в ст. 28 и 30 (но там речь о них по особым обстоятельствам - см. 28 ст.); 3) рыкающий, жадный к добыче царь зверей, как и в XIX:8, превосходный образ для жадных князей из царствовавшего дома (но тогда 27 ст. повторял бы 25). - “Заговор пророков”. Ложные пророки вступили между собою в соглашение на счет того, чтобы всегда возвещать народу счастливое будущее, и этим восстановляли его против тех, которые предсказывали противоположное. Отсюда можно заключить, что ложные пророки действовали не в одиночку, а составляли корпорацию, ставшую могущественною через свое единство, и весьма заботились о том, чтобы не противоречить между собою в ложных предсказаниях. Но LXX читают евр. “кешер” - “заговор”, как “ашер”, “который”: “его же (т. е. Иерусалима) старейшины”. “Как лев…” Сравнение указывает на обирание пророками адептов. - “Съедают души”. Обирают, или губят невинных, которые им противятся. - “Умножают число вдов”. Становятся благодаря своим речам причиною смерти для многих, напр. возбуждая к войне с халдеями.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible