Скрыть
Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 14-15 Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев, опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих на сынов Вавилона, которых родина земля Халдейская

Ст. 17 И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе, и осквернили ее блудодейством своим, и она осквернила себя ими; и отвратилась от них душа ее

И виде мужи написаны на стене, препоясаны пестротами о чреслех своих, и превои крашеныи на главах их. И осквернися в них, т.е. с призванными на ложе из Вавилона.

Творения

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-22 Сестра ее, Оголива, видела это, и еще развращеннее была в любви своей, и блужение ее превзошло блужение сестры ее. Она пристрастилась к сынам Ассуровым, к областеначальникам и градоправителям, соседям ее, пышно одетым, к всадникам, ездящим на конях, ко всем отборным юношам. И Я видел, что она осквернила себя, и что у обеих их одна дорога. Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев, опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих на сынов Вавилона, которых родина земля Халдейская, она влюбилась в них по одному взгляду очей своих и послала к ним в Халдею послов. И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе, и осквернили ее блудодейством своим, и она осквернила себя ими; и отвратилась от них душа ее. Когда же она явно предалась блудодеяниям своим и открыла наготу свою, тогда и от нее отвратилась душа Моя, как отвратилась душа Моя от сестры ее. И она умножала блудодеяния свои, вспоминая дни молодости своей, когда блудила в земле Египетской; и пристрастилась к любовникам своим, у которых плоть - плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов. Так ты вспомнила распутство молодости твоей, когда Египтяне жали сосцы твои из-за девственных грудей твоих. Посему, Оголива, так говорит Господь Бог: вот, Я возбужу против тебя любовников твоих, от которых отвратилась душа твоя, и приведу их против тебя со всех сторон

Буквальное толкование легко: Оолива, то есть Иерусалим, в котором была скиния Божия, увидев страдания сестры, ее вразумилась примером, чтобы удержать стопу свою от заблуждения, но умножила блудодеяние родной сестры. Ибо та один раз и совне поставила идолов в Дане и Вефиле, а эта часто на высотах и в храме Божием поклонялась истукану Ваала и блудодействовала с ассириянами. Идол же Ваала или Бел (Веl) и (чтобы яснее выразиться) Бела (Веlis) служит предметом культа ассириян, посвященного Нином, сыном Бела, в честь отца. И блудодеяние свое она бесстыдно простирала на ассириян, на вождей и сановников, одетых в испещренную и разноцветную одежду, на всадников и на всех юношей красивой наружности, так что блудодеяние обеих сестер было одинаково. Но в том отношении Иерусалим умножил блудодеяния свои, что, увидев на стенах изображения халдеев, возгорелся похотию, и прельстившись видом и одеждою их, послал к ним послов, прося помощи: они пришли и осквернили его. Но так как похоть не бывает постоянною, но скоро производит пресыщение; то осквернившись и пресытившись ими, он отступил от союза с ними. Поэтому и Я, увидев мерзости и блудодеяния, сделавшиеся известными для всех, отступил от нее, чтобы та, которая превзошла сестру преступлениями, подверглась также и более тяжким наказанием, нежели сестра. Она была столь бесстыдна, что все заблуждения молодости своей совершала уже в преклонном возрасте, и стремилась к египетским порокам также при увлечении халдеями. Ибо прежде она пристращалась к совокуплению с египтянами, у которых плоти подобны ослиным и столь обильно излияние семени или столь велики срамные части, что превосходили безобразие коней. И не прекратились преступления молодости ее, напротив, они снова возвратились, когда она стала Моею, так что в пустыне и в земле обетования она превзошла прежнее распутство, при котором она лишилась девства и были измяты сосцы ее и утратилась вся красота девства. Затем, что касается иносказательного смысла, то трудно понять, каким образом Церковь превосходит еретическую похоть. Разве то только мы можем сказать, что раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, бит будет много (Лук. 12, 47), и что еретики совершают беззакония извне и погибают от кораблекрушения вне ковчега Ноева; члены же Церкви, если, следуя истинной вере, [в тоже время] подражают египетским и халдейским порокам и гоняются за разновидными образами грехов, то заслуживают тягчайших наказаний. Не посылаем ли мы послов к халдеям, означающим: как демоны, когда открываем им и даем им мать сосцы в груди, служащей вместилищем ума, и пресытившись наслаждениями, переходим от одних к другим, и желаем не столько блудодеяния, сколько множества блудниц, и доходим до такого безумия, что, после долговременного служения Господу, возвращаемся в Египет и делаем то, что делали в мире, прежде нежели получили наименование верующих?

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения Халдеев

“Еще умножила…” Иерусалим не удовольствовался ассирийским культом, которым закончила свои языческие увлечения Самария, а увлекся и халдеями, притом увлекся, еще не видя их по одним изображениям. При замкнутости женщины на востоке она может влюбляться в чужих “мужчин” по изображениям их, и Иезекииль первое увлечение халдеями в Иерусалиме представляет так, что через эти изображения в народе пробудилось стремления к халдеям и за ними стали посылать. В действительности, может быть, было наоборот: халдейские рисунки на стенах проникли после долгого знакомства с халдеями и усвоения их обычаев. Пророк здесь пользуется ораторской свободой в отношении хронологии. Но возможно, что отведенные в Ниневию израильтяне (ср. Иер XXIX:3), увидев ее дворцы, познакомили своих соотечественников с красотами города. Памятники Ниневии, дворцы Нимруда, Корсабада и Куюнджика, имеют на стенах рисунки, точно соответствующие описанию Иезекииля: на них изображены цари, князья, военачальники, сражения. А вавилоняне и ассирияне были так тесно связаны друг с другом происхождением и обычаями, что дворцы Ниневии могут представлять собою и дворцы Вавилона, воздвигнутые Навуходоносором, которого открытые надписи представляют, главным образом, как строителя, почти ничего не говоря о его завоеваниях (как то делают всегда надписи ассирийских царей). Изображения были выгравированы (“вырезанные”) и углубления наполнены “красками”, евр. “шашар”, по LXX, с которыми согласен Книхи, сурик, т. е. красная окись свинца (miltoV, слав. “шарами”), по Кимхи - киноварь. Дальнейшее описание изображений показывает, что здесь имеются в виду изображения не религиозные и мифологические (как в VIII:10), а обыкновенные фрески, украшавшие стены. Характерно осуждение, которое пророк, произносит над введением чужого искусства и с которым пророки вообще встречали каждую попытку этого рода. С другой стороны это место интересно, поскольку показывает, как мало израильтяне замыкались от того, что им импонировало за границей (Берт.).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible