Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иезекииля 23:31
Ты ходила дорогою сестры твоей; за то и дам в руку тебе чашу ее.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 28-35 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я предаю тебя в руки тех, которых ты возненавидела, в руки тех, от которых отвратилась душа твоя. И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя. Ты ходила дорогою сестры твоей; за то и дам в руку тебе чашу ее. Так говорит Господь Бог: ты будешь пить чашу сестры твоей, глубокую и широкую, и подвергнешься посмеянию и позору, по огромной вместительности ее. Опьянения и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустошения - чаша сестры твоей, Самарии! И выпьешь ее, и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь: ибо Я сказал это, говорит Господь Бог. Посему так говорит Господь Бог: так как ты забыла Меня и отвратилась от Меня, то и терпи за беззаконие твое и за блудодейство твое
Для Иерусалима полезно иметь вражду к ассириянам и халдеям и не вспоминать об Египте, но быть преданным для наказания в руки тех, которые возненавидели его, которым он предается не ранее, как только по пресыщении души его ими, чтобы, после раскаяния в прежних грехах, он очистился чрез наказания и потерял все, приобретенное чрез блудодейное искусство, и увидел наготу свою и позор, и узнал, что все это соделано ему не Господом, а его блудодеяниями, которыми он блудодействовал с выше перечисленными народами, служа их идолам. Ты пошла, говорит, по путям сестры твоей Самарии; поэтому ты должна пить чашу той, грехам которой ты последовала. Относительно же чаши, которая часто употребляется в смысле кар и наказаний, есть много свидетельств, к числу которых принадлежит и следующее: чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли (Псал. 74, 9–10). И у Исаии говорится о чаше падения и фиале ярости (Исаии 51, 17). И Иеремии Бог говорит: возми чашу вина нерастворенного от руки Моея, да напоиши вся языки, к нимже Аз послю тя. И испиют, и изблюют и обуяют (Иерем. 25, 15–16). Ибо как дают некоторые из очистительных средств для удаления вредной мокроты, находящейся в теле; так и Господь дает без всякой примеси чашу мучений, чтобы удалить из грешников всю желчь и горечь и возвратить им прежнее здоровье. Чаша эта будет глубокая и широкая: глубокая по тяжести (magnitudine) наказаний, широкая по времени пленения. Когда же, говорит, ты опьянеешь, и будешь объята горестию, и выпьешь чашу до самых подопков и настолько ее исчерпаешь, что даже будешь глотать черепки ее; тогда опрогневеет тебе прежнее блужение и ты будешь терзать сосцы, которые были измяты в Египте и которые были сжимаемы и сдавливаемы любовниками твоими, или уничтожу праздники и новомесячия твои, чтобы вместо празднования и радости ты имела вечное стенание и печаль. Так как ты это сделала, и забыла Меня и оставила Меня позади тела своего или сзади, по причине телесных пороков или позади половых членов, которые означают гнусное бесстыдство; то неси беззаконие и нечестие твое, то есть наказания, которые ты заслужила нечестием и беззаконием своим. Можно слова: выпьешь до самых подонков и будешь глотать черепки ее понимать в отношении к Иерусалиму с особым указанием на то, что он после сестры своей Самарии пил чашу ее и как бы до самого дна выпил подонки мучений ее.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Возлюбив халдеев, потом возненавидела ты их, но им предам Я тебя, чрез них подвергну тебя наказанию и наказанием во всей наготе покажу твое нечестие. Ибо, смотря на твои бедствия, дознают, что причиною их было твое законнопреступление. Посему кстати присовокупил: И блужение твое сотвори сия тебе, егда блудила еси во след языков, и осквернялася в помышлениях их. Последовала ты начинаниям язычников, которые, водясь собственными помыслами, измыслили нечестие. Не только же подражала ты нечестию других язычников, а и «в пути сестры твоея ходила еси: и дам чашу ея в руце твои». Что потерпела Самария, то потерпишь и ты. Ибо «чашею»
назвал наказание, потому что в пьющих произведет ycыплениe и упоение.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ты ходила дорогою сестры твоей; за то и дам в руку тебе чашу ее
Образ чаши гнева Божия здесь новый у Иезекииля, но довольно частый до него: Пс LXXIV:9, 10; Ис LI:17; Авв II:15 и д. и особенно любим у Иеремии (XXV:15, 16 и еще 3 раза). “Как дается лекарство (cathartiam), чтобы вышел вредный пот, который есть в теле, так и Господь дает чашу горчайших мучений, чтобы удалить от грешников всю желчь и горечь, которая есть у них, и восстановить их в прежнем здоровье” (блаж. Иероним). Как и всякий образ и сравнение, и этот образ у Иезекииля развивается подробно, до последних оснований: ст. 31-34.