Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!»
Святые отцы
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них
Этого у Семидесяти нет. И это служит доказательством благости, что Бог посылает к таковым и не отчаивается в их спасении, и мужества пророка, что он не боится идти к таковым. [Выражения] же с неукротимым сердцем и огрубелым лицом мы должны понимать согласно с тем, что говорится грешнику: жила железна выя твоя и чело твое медяно (Ис. 48:4). Таковые и далее обличаются, [как имеющие] каменное сердце, о котором Бог говорит, что Он вырвет его и даст вместо него плотяное, чтобы оно, вследствие своей мягкости, могло принимать заповеди Божии.
Ст. 4-5 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них
Подобное этому и у Иеремии написано: негли послушают и покаятся (Иер. 26:3), и в Евангелии: может быть усрамятся сына моего (Мф. 21:37). Говорит же это Бог в состоянии находящегося в нерешительности (аmbigentis affectu), чтобы показать, что воля человека свободна и что Бог вследствие предведения будущего, – добра ли или зла, – не делает неизменным того, что Он знает, как имеющее быть. Ибо, не смотря на предвидение Им будущего, мы не поставлены в необходимость делать то, что Он предвидит; но что мы по собственной воле будем делать, это Он, как Бог, предвидит, как имеющее быть.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
То есть, они дерзки, не знают стыда, не хотят смягчиться, не слушаются советов, и наказания на них не действуют. И самое слово: «Адонаи» <в церковно-славянском переводе> значит «Господь». Но предает еще некоторую малую выразительность речи. Пророк говорит: так говорит Господь Бог.
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст 3-4 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!»
Вот одна вина гордости, что отвергошася. Вот другая — упорство, потому что до днешняго дне. Вот в нечестии сынов важная вина бесстыдства, потому что они жестоколичнии, так как они уже не краснеют от зла, которое делают, и никогда уже после преступления не возвращаются к покаянию, так как они твердосердечни. Если же так нечестивы, и так упорны те, к которым Пророк посылается: то кто не видит, что личность Пророка может быть презираема столь развращенными людьми? Но вот сообщается авторитет личности, когда присовокупляется: и речеши к ним: тако глаголет Адонаи Господь. Ясно как бы сказано было так: поелику ты лично подвергнешься презрению, то тебе необходимо говорить Моим голосом. Чтобы не подвергаться презрению тебе посылаемому, покажи, Кто тебя послал, произнося Мои слова. Затем следует: аще убо (авось либо) услышат или убоятся: зане дом огорчеваяй есть (ст. 5).
Поелику известно, что всемогущий Бог знает все, то весьма удивительно, почему говорится: аще убо услышат или убоятся. Поэтому надобно знать, что сомнение в выражении Божием происходит не от неведения, а от другой причины. Ибо кто не знает, что сотворивший и видящий все знает все? И лично Сама Истина о проповедниках Антихриста в Евангелии говорит: дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф.24:24). Почему ж это говорится под сомнением, когда Господь наперед знает, что будет? Но одно из двух, — что если они избранные, то этого быть не может; а если может быть, то они не избранные. И однако же говорится: якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Итак оное сомнение в речи Господней было означением искушения для сердец избранных; потому что те, которые избраны к твердому стоянию, знамениями проповедников Антихриста будут искушаемы к падению. Следовательно тем, что говорится: аще возможно выражается только то, что избранные будут искушаемы в сердце. Ибо они колеблются, но не падают. Итак говорится: аще возможно потому, что они будут в страхе; и однако же называются избранными потому, что не падут. Поэтому сомнение в речи Господней об избранных выражает трепет души их. Он называет их и избранными потому, что предвидит их стойкость в вере и добродетели. Поэтому-то и здесь говорится: аще убо услышат или убоятся. Ибо словами: аще убо показывается, что из великого множества не многие будут слушать. Итак чрез сомнение в речах Божиих что другое означается, если не малочисленность слушателей?
Но замечательно, что после того, как сказал о зле умерших отцов, Посылающий Пророка к сынам говорит: аще убо услышат или убоятся. Что значит сказать: аще убо, если не то, что отцы их, которые перемерли виновными, не хотели слушать? Прошу обсудить, какая сила должна быть в этой слабости речи Господней: аще убо услышат. Это к нам говорится, именно к нам, которые в притеснении, осаде, взаперти лишились всех благ, которые имели в мире сем. Мы видим города разрушенными, укрепления уничтоженными, поля опустошенными, Церкви подкопанными; и несмотря на то, доселе еще следуем нечестию отцов наших, не переменяем той их величавости, которую видели. Но они грешили, по крайней мере, среди радостей; но мы, что тягчае, грешим под розгами. Но вот всемогущий Бог, осуждающий беззакония, уже истребил наших предков, уже позвал их на суд. А нас еще ожидает к покаянию, еще поддерживает для обращения. И Тот, Кто совершил уже суд над ними, нам предлагает великость Своего Долготерпения, дабы не погубить нас вместе с нашими предками, говоря: аще убо услышат или убоятся: зане дом огорчеваяй есть.
И каждая душа по принятии веры, или остающаяся в своем развращении, или возвращающаяся к нему, называется домом огорчевающим; потому что нечестивыми нравами удаляет от себя Того обитателя Бога, Которого приняла верою. Ибо дом занимается господином (его). Итак, если она дом, то почему огорчевающий? А если огорчевающий, то почему дом, который как бы уже необитаем? Но она дом, потому что в ней чрез веру начинал обитать Бог; однако же дом огорчевающий, потому что из нее Он вышел, будучи отвержен нечестивыми ее нравами, чтобы ей, которую прежде наполнял небесный Обитатель, оставаться в запустении. А затем еще, как мы знаем из слов Истины, нечистый дух, возвращающейся с семью другими, находит этот дом выметенным (Мф.12:45), потому что наполняет душу, чуждую добродетелей. — Затем следует: и познают, яко Пророк еси ты посреде их (Иез.2:5).
См. также Толкование на Иез. 2:2
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!»
Упорство Израиля как бы усилилось через длинный ряд поколений и у теперешнего (“эти сыны”) лицо потеряло способность краснеть и стыдливо поникать взорами, а сердце стало недоступно для убеждения. “Скажешь им: так говорит”, т. е. будешь пророком, который есть уста Божии, - “Господь Бог” - Адонай Иегова. Двойное имя Божие в еврейском тексте кн. Иезекииля употреблено 228 раз против 218 раз простого “Господь” (Иегова), и в большинстве случаев трудно указать причину для такого, а не другого имени: двойное имя должно бы стоять в более торжественных случаях, но видимо переписчики позволяли себе здесь свободу.