Скрыть
Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. 

Сказанное: «будут ли» не означает неведения, ибо будущее не неведомо Тому, Кто знает все прежде, нежели приходит в бытие. Почему и блаженный Давид взывает к Богу: «Ты испытал меня и знаешь.Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди.» (Псал. 138:1-5). Посему, в точности зная их непреклонность, говорит: «будут ли», давая тем знать произвольность их намерения, и то, что, если захотят, возможно для них перемениться. Подобно сему сказанное в Евангелии от лица Отцева: «Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.» (Лук. 20:13). Итак, cие «может быть» не сомнение выражает. Ибо Отец знал, что не усрамятся, делает же, что прилично Его правдивости. Чтобы иной предвидения Его не признал причиною действительного события, по необходимости употребляет речения, означающиеся coмнение, показуя тем свободу воли и соблюдая Себе оправдание в день суда. Посему-то, и предвидя непокорность и непослушание, употребляет все средства отвратить их от порока. Почему и устами Пророка Исаии взывает: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? (Ис. 5:4)? И еще устами Осии: «Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда?» (Ос. 6:4)?

Впрочем, и зная, что больны неисцельно, предлагает врачевства, чтобы в день суда сии непокорные произносимый на них приговор прияли беспрекословно, когда представлены будут на среду Божия им благодеяния. Посему-то и блаженный Давид взывает: «так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс. 50:6), потому что беззаконие наше, сравниваемое с Божиими к нам благодеяниями, законно подвергает, нас наказаниям. Да и Сам праведный Судия от самих наказуемых приемлет признание, что оказал всякое возможное человеколюбие, и не оставил не приведенным в действие ни одного способа к облагодетельствованию. Посему сказанное: «будут ли слушать, или не будут», не Божие означает неведение, но им дает повод к покаянию, потому что Бог, зная непокорность фараонову (ибо говорит: «Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою» (Исх. 3:19) и «по действию руки крепкой» (Исх.6:1), продолжал оказывать долготерпение. А если бы Владыка налагал наказания по предвиденью, то откуда познали бы Божие правосудие те, которые не видят предвиденного в исполнении? Посему ожидает Он конца и тогда налагает наказание. Так и здесь говорит: о Мне и о возвещаемом Мною сообщи, Пророк, соплеменникам, чтобы и тебе соделаться для них виновником пользы, и им дознать, что ты Пророк среди них и служитель Божиих словес.

Толкование на пророка Иезекииля

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них

Злые обыкновенно знают добрых, или при вспоможении в успехе спасения, или при свидетельстве осуждения. Итак пусть они знают, что посреди их будет Пророк, для того, чтобы от выслушанной проповеди, или получить вспоможениe к восстанию, или такое осуждение, чтобы не иметь извинения. Далее следует: и ты, сыне человечь, да не убоишися их, ни ужасайся от лица их: зане разсверепеют, и обыдут тя окрест, посреде бо скорпиев ты живеши: словес их не убойся, и от лица их не ужасайся, зане дом огорчеваяй есть (Иез.2:6).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них

Пророк не должен умолкать, будут ли его слушать или нет. Хотя последнее, ввиду известного упорства Израиля, несомненно, но дело не в мгновенном успехе проповеди: результаты деятельности Иезекииля лежат в будущем, когда исполнение его пророчеств и главным образом угроз обнаружит в нем пророка; если же в нем признают истинного пророка, то вместе признают говорившего через него Истинным Богом, а это составляет первое предварительное условие будущего обращения Израиля. Разница у LXX в начале стиха: “аще убо услышат и убоятся” (благоприятная для евреев, как и опущение “гоим” в 3 ст.) произошла от того, что частица “им”, кроме “ли” значит и “если” (Нав XXIV:15; Еккл II:13), а второй глагол вместо “йехдалу” (перестанут) прочитан “йедхалу” (убоятся). “Мятежный дом” - до того любимое название Израиля у пророка Иезекииля, что оно для него почти собственное имя, и это было тем возможнее, что первоначально все еврейские собственные имена имели нарицательное значение.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible