Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И сотрутся отрасли его, падут ветви его, и снидут от покрова его вси людие языков, и оставят его, лишенного царской власти.
Ст. 12-14 И сотрутся ветви его на всяком поле земнем. Почиют на нем все птицы небесныя, и под стеблиями его вси звери сельнии, яко да не возносятся величеством своим вся древеса, яже в воде. Все сие постигло царя ассирийского, чтобы видели падение и не превозносились величеством своим все дерева вод, под образом которых представлены цари. И не будут скрывать вершины свои среди густых ветвей; т.е. не будут надмеваться гордостью среди полчищ своих.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
31:14 Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.
Погибель его и сокрушение владычества его послужит в пользу и в побуждение осторожности для других. Ибо видя, что постигло его, не будут думать о себе выше своего достоинства и не покусятся восхищать себе начальство, нимало им не принадлежащее, в напутие к самоуправству прияв, как некое орошение, дарованную им от Меня честь.
«ибо все они будут преданы смерти» - ибо, не только сам диавол, но и сообщники его самоуправства - демоны - подверглись конечной гибели. Но время возвратиться опять к истории. Ибо и сказанного довольно к вразумлению, что изреченное у Пророка изречено не об одном Навуходоносоре, но и о том, кто действовал в нем, и обучил его собственному своему высокомерию. Посему сказует Бог, что сам Навуходоносор и сущие с ним преданы будут смерти и потерпят то же самое, что и прочие люди.
«в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу.» К сему присовокупляет: [см. Иез. 31:15]
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу
Педагогическая цель, которую Господь связывает с катастрофой (XVI:41; XXIII:48). Ни одно дерево (царство) не должно воображать, что может вырасти до небес (ср. столпотворение). - “Дерева при водах” особенно обильно питаемые (Нил для Египта). - “Толстых сучьев” слав. “облак” как и в ст. 3, 10. - “Чтобы не прилеплялись к ним дерева, пьющие воду” - предпол. перевод; у LXX, по мнению новейших, вернее: “и не станут на высоте их к нему (не потянутся за ним к небесной высоте) вси пиющии воду”. - “В преисподнюю страну” - XXVI:20. Дерево до чрезвычайности олицетворяется: и по смерти имеет человеческую участь. - “С сынами человеческими” - обыкновенными смертными, простыми людьми, погребение с которыми считалось особенно позорным для египетских фараонов. - “В могилу” - см. объяснение XXVI:20.
См. также Толкование на Иез. 31:10