Скрыть
и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот: ворота Рувимовы одни, ворота Иудины одни, ворота Левиины одни.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иез.48:30-35 

После сего повелевает взять жребий свой Вениамину, после него Симеону, потом Иссахару, после него Завулону и напоследок Гаду. Сказует же, что в городе будет двенадцать ворот, по трое на каждой стране; и всю окружность города определил в восемнадцать тысяч локтей. «А имя городу, – сказано, – с того дня будет: «Господь там».» (Иез.48:35).

Сие не значит, что другое имя принял город по его построении (и после Зоровавеля назывался он Иерусалимом), но Пророк дает сим разуметь, что снова сделается он славным. Ибо Писание нередко и славу называет именем, как например сей же Пророк от лица Божия сказал Иерусалиму: и было тебе имя. Сие построение города по возвращении из Вавилона первый совершил Зоровавель, долгое время сооружавший храм по причине войны с соседними народами; стены же воздвиг Неемия по прошествии восьмидесяти лет от окончания построения храма. И при Маккавеях город опять был обновлен и приведен гораздо в лучшее состояние, а после них Ирод соделал его еще более великолепным.

Но любитель баснословий Аполлинарий ничем не отличаясь от старых женщин, рассказывающих сказки, обещает нам иное построение Иерусалима и служение по закону иудейскому, и при хранении закона веру в Господа, потом еще и церкви взаимно противоборные, одну из язычников, живущую вне закона, и другую из иудеев, жительствующую по закону. И не уразумел этот премудрый нелживости Божиих определений. Ибо об иудеях изрек Господь: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.» (Мф.21:41); и еще: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.» (Ин.5:43). О храме же говорит, во-первых: «не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.» (Мф.24: 2), и потом: «се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). Да и Исаия взывает: «вовек не будет он восстановлен» (Ис.25:2); и «она упадет, и уже не встанет.» (Ис.24:20). Но не слыхал, вероятно, Аполлинарий того учения, какое Павел произнес галатам, говоря: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,» (Гал.5:4). И еще: «что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал.2:16). «ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим.4:15); и еще: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.» (Рим.8:3-4); и в другом месте: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1). И Петру, который по немощи учеников показывал себя блюстителем закона, Павел при всех сказал: «если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:14)? Потом присовокупляет: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.» (Гал.2:15-16).
Так галатов, по принятии веры допускавших обрезание, называет «несмыленными» (Гал.3:1), и в послании к филиппийцам, обвинил учащих сему, называет их псами, говоря: «берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Флп.3:2-3). И чтобы не подумал кто будто бы опирается на духовное, не имея части в плотском, справедливо присовокупил: «хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я» (Флп.3:4); и перечисляет, чем похвалялись иудеи: «обрезан в восьмой день» (Флп.3:5), то есть обрезание принял я по закону. И поскольку случалось, что и сыны пришельцев обрезываемы были по истечении того же числа дней, то по необходимости присовокупил: «от семени Израилева», и не довольствуется наименованием патриарха, но в показание знаменитости сказует и имя колена: «колена Вениаминова», то есть веду род от возлюбленной Рахили, не только не принадлежу к числу полурабов, но и пред свободными имею преимущество, как происшедший от той, которая была и прежде обручена, и особенно любима. Отсюда восходит к древнейшему корню: «Евреин от Еврей», потому что евреи названы от Евера. Даже к ереси, говорит, принадлежал самой лучшей: «по закону фарисей», и не имя одно благочестия носил, но желал украситься им на самом деле: «по ревности - гонитель церкви» (Флп.3:6). Так перечислив все, что, по-видимому, служило к похвале, присовокупил: «но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моег» (Флп.3:7-8). А что блаженный Павел, сравнив это с духовным, назвал тщетою и уметами, о том, как сказал мудрый Аполлинарий, Илия будет проповедать иудеям, и подтвердит сам Владыка Христос.
Пусть же скажет нам он: почему тем, которые из иудеев, дает житие по закону, как будто вера не в силах даровать им спасения? Для чего и нам всем язычникам даровал веру Бог, чтобы им предоставить совершенное спасение? Если хранение закона прекратил Бог, потому что веры достаточно и спасти нас и доставить нам царство небесное, то для чего снова восстановит для иудеев закон, который не можете спасти? Что большая часть закона не доставляет ни малого оправдания соблюдающим оный, сему научил нас Сам Бог устами сего же Пророка; ибо говорит: «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» (Иез.20:25). Посему как же, что не добро и не может доставить жизни, снова возложит на иудеев, когда хочет их спасти, а не погубить? Но и с другой стороны нетрудно понять неразумие того, кто ожидает этого. Ибо, если бывшее с иудеями есть прообраз того, что совершается с нами, потому что последнее согласно с первым и не противоречит сему, то какая нужда в единолетнем овчати после жертвы непорочного Агнца, вземлющего грех мира? Какая польза от опресноков после пренебесного хлеба, или от пасхи прообразовательной после пасхи духовной? Но не слышит он и божественного Апостола, который говорит: «посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8); и: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Не слышите и Господа, который поучает учеников Своих, и говорит: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24); и: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). «Cиe творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). И в другом случае, сказав иудеям: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли», присовокупил: «хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Ин.6:49-50).

И оставляя бесчисленное множество всего иного, видим, что еще и ныне в Иерусалиме есть церковь Креста, Воскресение, Вознесениие, церковь на Сионе, священный Вифлеем и тысячи других молитвенных мест. Посему, когда вновь воздвигнут будет храм иудейский, разорению ли подвергнутся места сии, или и они останутся чтимыми, сохранив прежнюю досточтимость, будут ли чтимы или не чтимы иудеями? Если иудеи поругаются над ними и останутся в прежнем своем безумии, то не приобретут никакой пользы от проповеди великого Илии. Если же будут чтить, то какой молитвенный храм будет более чтим? Храм ли Креста, или храм Воскресения? Или тот, который ими будет сооружен? Если последний, то в этом поступят, как не имеющие совершенного ведения, а если первые, то излишне построение последнего. Если же равное чествование воздавать будут и первым и последнему, и в одном приносить жертвы, а в других совершать священные таинства, то возможно ли им участвовать в божественных таинствах вместе с уверовавшими из язычников, когда закон запрещает общение с язычниками? Посему остается им в одном и том же храм соблюдать вместе и евангельское и подзаконное богослужение. И по необходимости снова произойдут борьба и состязание, когда мы будем жить по своим уставам, они же предпочитать станут служение подзаконное. Где же будет истина сказанного Павлом: Христос «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем». (Еф.2:14-16); и еще: «нет уже ни Иудея, ни язычника» (Гал.3:28); и еще в другом месте: «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11)? Да, говорит этот мудрец, и при апостолах в Иерусалиме уверовавшие в проповедь иудеи сохранили служение по закону, когда другие церкви жили вне закона. И не понимает он того, что священные апостолы дозволяли иудеям делать это по снисхождению к их немощи, сами же небоязненно нарушали закон, которого не согласились бы нарушить, если бы хранение закона признавали необходимым. Напротив того, сами апостолы, зная, что житие по закону излишне, проходили жизнь евангельскую, немощным же иудеям дозволяли хранение закона, постепенно возводя их к совершенству. Так блаженный Павел, совершив обрезание над Тимофеем, поставил его учителем жития евангельского. Но может быть, и мы приобщились Аполлинариева суесловия, покусившись обличать его не только ложное, но и неприятное баснословие. О нем справедливо сказал бы блаженный Павел: «о, если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал.5:12)!
Посему, положив здесь конец слову, просим читателей сей книги, если в истолкованиях сих найдут что достойное усердия, прославить Владыку всяческих, в общее всем благодеяние давшего откровение сокровенного, а если польза не соответствует ожиданию, и плод не равномерен трудам, то извинить естественную нашу немощь, принять усердие, и вознаградить за труды молитвами, у Спасителя всех испрашивая оставления грехов. С Ним Отцу и со Святым Духом слава, ныне и всегда, и в нескончаемые веки веков! Аминь.

Толкование на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и ворота города называются именами колен Израилевых; к северу трое ворот: ворота Рувимовы одни, ворота Иудины одни, ворота Левиины одни

“И ворота города называются племенами колен Израилевых”, чем обозначается участие в населении города всех колен: ст. 19. Замечание, которое было бы более на месте после 30а; новейшие ставят его там. Трое северных ворот, естественно, принадлежат трем коленам, живущим на ближайшем к городу севере.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible