Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу – рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее.
Святые отцы
Прочие
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 11-12 И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу - рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее. Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили
Иосиф считает, что этим Артаксерксом, запретившим восстановление храма в Иерусалиме после получения письма от самаритян, на самом деле был сын Кира Камвисис, принявший власть от царствовавшего тридцать лет отца и правивший царством в течение восьми лет. Затем один год правили маги, пока к власти не пришёл сын Гистасписа Дарий. А во второй год его царствования, когда он разрешил восстановление храма, ангел через пророка Захарию говорил перед народом: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? (Зах 1:12). Что касается Ахашвероша (о нём также говорится, что ему было послано письмо с обвинениями), то нет никаких упоминаний о том, сказал ли он что-то или отправил какой-нибудь ответ. Он умер в том же году, в котором и начал царствовать, так что от него Артаксерксу досталась вся власть, а также и забота об этом деле.
Комментарии на книги Ездры и Неемии
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Рехум
(милосердый) – имя нескольких лиц, упоминаемых в I кн. Ездры и Неемии:
а) (1Езд. 2:2) – одно из лиц, обозначенных словами: сыны страны, возвратившихся из плена Вавилонского с Зоровавелем;
б) (1Езд. 4:8-24) – персидский сановник в Самарии во время Вавилонского плена, который вместе с другими старался возбудить негодование в Артаксерксе против евреев и воспрепятствовать возобновлению храма Иерусалимского. В указанной цитате он назван советником;
в) (Неем. 3:17) – сын Вания, участвовавший в восстановлении стены Иерусалимской;
г) (Неем. 10:25) – один из вождей народа при Неемии, давший обязательство быть верным Богу и Его закону;
д) (Неем. 12:3) – один из священников, возвратившихся из плена с Зоровавелем.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу - рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее
Список письма, отправленного Рехумом и Шимшаем к персидскому царю
Свою деятельность в Иерусалиме Ездра начал с того, что запретил смешанные браки и повелел отпустить жен иноплеменниц (1Езд IX,10). Такая строгость раздражила соседние народы, а это раздражение увеличили еще те, которые, не желая подчиниться приказанию Ездры, ушли из Иудеи. Опасение нападения соседей было побуждением начать укрепление Иерусалима. Но если уже построение храма было ненавистно самарянам, то тем более устроение стен около Иерусалима. Поэтому самаряне направили все усилия к тому, чтобы остановить постройку, и с этой целью отправляют жалобу, содержание которой передается в ст. 12-16.
См. также Толкование на Езд. 4:6