Скрыть
По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев,

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев

Вина этого преступления ясно описана и у пророка Малахии и подтверждена авторитетом пророка. По возвращении из вавилонского плена не только вожди, священники и левиты, но и остальной народ оставили своих жён, бывших израильтянками, истощённых и не способных работать в силу бедности и лишений слишком долгого путешествия, а также слабости пола - [в результате всего] тела их стали слабыми и непривлекательными. И тогда они стали заключать браки с иноплеменницами, либо в силу того, что те заботились о своём теле, либо потому, что были дочерьми влиятельных и состоятельных людей. Надо понимать, что это были не те израильтяне, которые пришли с Ездрой, а пришедшие из плена ещё с Зоровавелем и Иисусом. Ибо пришедшие с Ездрой не могли столь стремительно отказаться от учения такого великого вождя и наставника, чтобы, не пробыв на родине и пяти месяцев, оставить собственных жён и взять иноплеменных. Скорее, надо понимать так, что эти начальствующие, сообщившие обо всём Ездре, были из числа тех, кто опасались осудить преступление. И не стоит удивляться, когда говорится, что это преступление совершил народ Израиля со священниками и левитами, хотя раньше пришли преимущественно [сыны] Иуды и Вениамина, а не десять колен, которые звались Израилем. [Как говорит Иероним,] следует знать, что, когда Израиль (то есть десять колен) уведён был в плен, два колена - Иуды и Вениамина - без различия также назывались прежним именем Израиль. Потому в этом стихе народ Израилев не следует интерпретировать как десять колен (в противоположность Иуде и Вениамину), но как общее обозначение народа Божьего (в противоположность соседним народам), который осквернил своё небесное имя союзом с другими народами.

И пророк Малахия, которого евреи принимают не за кого иного, как самого Ездру, тоже упоминает об этом преступлении в книге пророчеств: Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, и приносящего жертву Господу Саваофу (Мал 2:11-12). Когда он здесь упоминает Иуду, то ясно даёт понять, что народ первого возвращения участвовал в этом преступлении. А добавив: У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего, он показал словами «бдящего на страже» и «отвечающего», что и правители и подчинённые осквернены были этим грехом и что, если они не переменятся, то окажутся истреблёнными из общества святых. А говоря о приносящем жертву Господу Саваофу, он предупреждает, что напрасно предлагают Господу жертвы те, кто грехом покоряются дьяволу.

Комментарии на книги Ездры и Неемии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев

Получение Ездрой сведений о существовании браков с иноплеменницами

По окончании сегo. Неопределенное указание, имело тот смысл, что после описанных ранее событий произошло вскоре и то, о чем говорит писатель далее. Из того, что Ездре о существовании смешанных браков было сообщено другими, и из описания сильного впечатления, произведенного на Ездру этими сообщениями (ст. 3-5) можно также заключать, что событие, описанное в гл. IX, совершилось вскоре по прибытии Ездры в Иеруалим. - Не отделились от народов с мерзостями их, - точнее с евр, в виду мерзостей их. Из перечисления языческих народов, делаемого в 1 ст., нельзя заключать, что ханаанские народы существовали еще в то время: перечисление делается по образцу Пятикнижия (ср. Втор. VII, 1-11). Законом Моисеевым запрещались браки только с хананеянками (Исх XXXIV, 12-16; Втор VII, 8 и д.; Суд III, 5 и д.). Нарушение этого закона в описываемый период в значительной мере вызывалось необходимостью, так как при переселениях и колонизации всегда число мужчин превосходит число женщин.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible