Скрыть
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 6-15 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

Удивляюсь, что вы так скоро переходите, не от меня, но от Призвавшаго вас чрез меня к благодати Своей, чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако - это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной Христос, или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса, или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, - если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который, конечно, не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам: анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь, если бы я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугою, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители; но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, - или как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 1:1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее

Теперь же он рассказывает о своем прежнем образе жизни, и говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Смотри, как он отовсюду представляет доказательства того, что был учеником Христа, Который сам, без посредства человеческого, благоволил открыть ему разумение всего. Но как же возможно доказать неверующим, что сам Бог, без посредства человеческого, открыл тебе те неизреченные тайны? «Это доказывает, – говорит он, – мой прежний образ жизни (и внезапное обращение): ведь если бы не Бог открыл мне эти тайны, я не мог бы так внезапно перемениться». Для тех, кто учится у людей, в том случае, если они твердо и пламенно держатся своих убеждений, бывает нужно время и много стараний, чтобы убедиться в противном; кто же так внезапно переменился и, находясь на самой высокой ступени безумия, пришел к такому искреннему сознанию, тем ясно показывает, что он так внезапно возвратился к здравомыслию благодаря божественному откровению и наставлению. Вот почему он и вынужден упомянуть о своей прежней жизни и призвать их во свидетели бывшего с ним. «Конечно, вы не знаете, – говорит он, – того, что единородный Сын Божий непосредственно сам призвал меня (гласом Своим) с небес, – потому что как вы можете знать это, раз вы не были при этом; – но вы хорошо знаете, что я был гонителем. Ведь слух о моей жестокости достиг и до вас, не смотря на громадное расстояние между Палестиною и Галатией; а такой слух обо мне не распространился бы так далеко, если бы моя жестокость не была слишком велика и для всех несносна». Поэтому он и говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее». Видишь ли, с какою силою выражает каждое (слово) и не стыдится? Ведь он не просто гнал, но гнал со всею жестокостью, и не только гнал, но и опустошал, то есть, старался уничтожить, разорить, низложить и истребить Церковь; поступать же так свойственно опустошителю.

Толкование на послание к Галатам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое

Евангелие человеческое есть ложь. Всякий человек лжив (Рим. 3:4), ибо если какая истина обнаруживается в человеке, то она не в человеке, а через человека от Бога.

Изложение Послания к Галатам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое

То есть составлено не по человеческим умозаключениям.

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое

Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 11-12 Сказую же вам, братие, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку, ни бо аз от­ человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым

Сказую же вам, братие, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку. Сими словами Апостол «открывает начало самого Послания и говорит, что от Сына Божия научился Евангелию чрез откровение, когда по воскресении Он был уже на небесах, и что то, чему научился, соответствует величию Того, от Кого научился» (Амвросиаст).

Сказую – торжественное удостоверение в истине своего слова. Тут дается разуметь, что то, что имеет быть изречено, не подлежит сомнению, что он ручается за это всем своим авторитетом. Святому Павлу обычно так говорить, и он употребляет этот оборот речи особенно в важных случаях, как, например, в Послании к Коринфянам (см.: 1Кор. 15:1 и далее), где кратко высказывает существенные пункты Евангелия. Для нас достаточно слышать подобное слово из уст Апостолов, чтобы верить, что учение их точно все свыше есть. Ибо они были носители полной истины и ей предали себя в жертву всецело. Блаженный Иероним точно такое и делает при сем наведение: «спрашивается, Евангелие, принятое Церквами всего мира, Божие ли есть или человеческое? Отвечаем, что когда те, кои говорят о себе: или искушения ищете глаголющаго во мне Христа (2Кор. 13:3) и: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20), когда такие говорят, то не они говорят, но говорит в них Сам Господь. Итак, когда говорит Павел и Петр, то предают Божие Евангелие, а не человеческое».

Братие. Хоть он не похвалил их и знал, что они открыли ухо свое речам лжебратии; однако все еще считает их состоящими в общении с собою и пишет, как к братиям о Христе, конечно в надежде исправления и в побуждение к тому. Заблуждение еще не делает заблуждшего отсеченным от общества содержащих истину, а упорство в нем.

Благовествование благовещенное от мене – не то, как я всюду его благовествую, а как благовествовал его у вас, в том виде, смысле и значении, как я вам его передал и как вы приняли; подобно, как и выше говорил (стихи Гал. 1:8-9): благовестихом, – приясте. Взор Апостола ограничен одними галатами, и их располагает сосредоточить все внимание на том, чему они научены были. Для нас же это все одно, как бы Апостол сказал: Евангелие, которое благовествую; ибо он всюду одинаково благовестил.

Яко несть по человеку. Если отвлеченно на него смотреть, имея во внимании одно только содержание, и то нельзя не заключить, что оно не есть дело человеческой мудрости. Это выражение похоже на то, как мы говорим: по-человечески, по-Ангельски, по-Божески. Всякий класс существ имеет свой круг свойственных ему принадлежностей, сил и действий, средств и целей, действительностей и возможностей. Судя по ним, можно наперед определить, подходит ли что к известному классу или нет. Это и говорит теперь святой Павел, – что Евангелие, им благовещенное, не из круга человеческих дел, не под силу человеку, и ожидать нельзя, чтобы человек умом своим мог придумать его. «Оно составлено не по человеческим умозаключениям» (блаженный Феодорит). «Несть по человеку, ибо по Богу есть, то есть по Божию откровению» (Экумений).

Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся. После: несть по человеку – ожидалось бы: но по Богу есть или по откровению Иисус-Христову. Но святой Павел имел особое побуждение выставить пред галатами, что Евангелие его не только не есть человеческое, но и, будучи Божеским, дошло до него не чрез человека, а получено им лично от Самого Господа. Без этого удостоверения галатов могли еще сбивать, что святой Павел принял Евангелие от других, перетолковал его по-своему и учит несогласно с тем, как Сам Господь научил первых Апостолов (см.: святой Дамаскин, Экумений). В опровержение этого им надлежало бы свериться с тем, как учили очевидцы Слова. Но когда святой Павел удостоверил, что он Евангелие получил не от человека, а прямо от Господа: то мысли галатян должны были принять другой оборот. Очевидным становилось, что если так учить Господь повелел, то святой Павел иначе и не мог благовествовать. Что бы теперь про первых Апостолов ни говорили, для галатян было явно, что слово Павлово есть Божие слово, что сверяться с так далеко живущими от них нет нужды, ибо Господь всюду есть Один и Тот же, что слышат истину и они как бы прямо от Самого Господа.

В словах: приях – и: научихся – иные видят одну и ту же мысль, другие видят указание на разные степени постижения и усвоения Евангелия: в: приях – первоначальное обучение, принятие истины в общих очертаниях; в: научихся – углубление в круг открываемых истин, полное их изучение. Так блаженный Иероним: «между: принять – и: научиться – такое различие, что принимает Евангелие тот, кому оно внушается в первый раз, кто приводится только к вере в него; научается же тот, кто познает и все тайны его». Иные видят в: научихся – своеличное изучение Евангелия открываемого – и простирают его до того, что в: научихся – видят противоположение приях. У нас два человеческих источника познания: иное от других принимаем, до другого сами доходим своим соображением. Святой Павел отрицает и тот, и другой источник для своего Евангелия. Он говорит как бы: я от человека не принял его готовое и сам не измыслил его; в каком случае: ниже научихся – будет то же, что: не сам изобрел его. Последняя мысль очень важна в том отношении, что отвергает гадание тех, кои полагают, будто учение святого Павла есть его личное воззрение на Евангелие. Тут он удостоверяет, что Евангелие его в полном своем составе свыше есть, ничего сюда не привнесено от своеличных соображений, хотя, конечно, нельзя отвергать их в дальнейших приложениях открытых истин, хотя и эти происходили в уме его облагодатствованном не без указания и блюстительства Духа Божия.

Иным кажется, что в фразе: ни бо аз – слышится: ибо и я не от человека принял; то есть: и я подобно другим Апостолам. Но течение речи этого не оправдывает; хотя мысль не далека от намерения, с каким говорит те слова святой Павел.

Но явлением Иисус Христовым, – то есть Евангелие я получил прямо от Самого Господа. Наш славянский перевод останавливает внимание на явлении Господа святому Павлу на пути его в Дамаск и дает разуметь, что в этот момент он постиг силу Евангелия, хотя при сем слышал только: «Я Иисус: трудно тебе против рожна прати» – и: «иди в Дамаск, там тебе сказано будет, что ты должен сделать» (см.: Деян. 9:5-6). Так блаженный Иероним: «здесь он указывает на то явление (откровение), когда, идя в Дамаск, сподобился услышать на пути глас Христа и когда он, ослепши, увидел истинный Свет мира». И Феодорит: «весьма премудро (святой Павел) употребил слово: явлением; потому что Владыка Христос вознесся тогда на небо и не всеми уже одинаково был видим; а ему явился на пути и сподобил его служения проповеди». Но между тем нельзя не видеть, что здесь положено только семя Евангелия, которому предстояло развиться в целое древо новозаветных истин. Хотя для иудея, тем паче ученого, очень уже много сказано одним тем, что Иисус Христос есть именно то, что о Нем проповедуют, – обетованный Израилю Избавитель мира. При этом само собою должны были вообразиться все те черты, в каких представлено в Ветхом Завете лице Мессии и Его Царство. Но очевидно, что одного этого было недостаточно для полного познания Евангелия. В Новозаветном учении много истин, коих нельзя узнать из одного Ветхозаветного Писания. Надлежало быть наученным от кого-либо Святой Павел говорит, что он этому научен от Самого Господа. Если явление пред Дамаском не всему могло его научить, – а у людей святой Павел ничему не научился, то надобно признать, что явления Господа Павлу продолжались и после и при этом открываемы были ему все тайны Евангелия Почему здесь под явлением надо разуметь откровение вообще. Апостол не указывает, когда и как бывали ему сии откровения; но, что они были, на это он не раз ссылается в своих Посланиях. Так, например, о втором пришествии Христовом и о том, что будет тогда с живущими и умершими, он говорит к солунянам словом Господним (1Сол. 4:15), конечно, в том смысле, что он слово сие слышал от Самого Господа; о тайной вечере он говорил тоже так, как приял сам от Господа (ср.: 1Кор. 11:23); судя по сему, и там, где он, пред изложением существа Евангелия, говорил: еже и приях, – надо разуметь, что это он приял от Господа (см.: 1Кор. 15:3). И то восхищение до третьего небесе, о коем он, поминая в Послании к Коринфянам, писанном год какой спустя после Послания к Галатам, – говорит, что оно было прежде четыренадесяти лет (см.: 2Кор. 12:2), уже случилось, когда святой Павел писал сие Послание, и вообще падает на первые годы по обращении его к Господу. Все такие указания обязывают нас признать, что Евангелие все, во всем своем составе, было открыто святому Павлу непосредственно Самим Господом и что, следовательно, он есть полный непосредственный ученик Господа, как и все Апостолы первейшие.

Он как бы говорит: «Тот Самый открыл мне Евангелие, Кто научил и прочих с Петром Апостолов» (блаженный Феофилакт). Говорит же об этом для того, «чтобы противопоставить то клеветам противников, давая знать, что и в сем не ниже он прочих Апостолов. Ибо как они от Самого Господа прияли учение, так и он Его же имел учителем» (блаженный Феодорит).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ст. 11-12. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.


Эти слова, равно и как все последующее повествование, доказывают апостольское достоинство Павла, отвергаемое теми, которые хотели смутить новообращенных христиан и извратить благовествование Христово; к числу таких в последнее время присоединился суемудрый граф Толстой. В своем «Исповедании Братства Иисусова» он пишет о св. апостоле следующие кощунственные слова: «Он (Павел) сам себе присвоил звание апостола. Иисуса он в глаза никогда не видал» (против этого направлены слова Павла: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам», - Гал.1:15-16, ср. Гал.2:8; и в др. послании: «Не Апостол ли я? – не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» 1Кор.9:1). Проповедь свою Павел начал пять лет спустя после крестной смерти Спасителя, а чрез сколько лет после смерти Своей и после Своего восстания Христос уже не мог являться людям? Напротив Он может являться всегда, так как сказал: «Аз возлюблю того, кто возлюблен будет Отцем Моим, и явлюся ему сам (Ин.14:21).Вы увидите Меня, ибо я живу, и вы будете жить» (Гал.1:19). Савл, жестокий гонитель первых учеников Иисуса (это и удивительно, это и требует чудесного явления Христова, которое только и могло из жестокого гонителя превратить Савла в апостола), переименовал себя в Павла и начал проповедь свою с утверждения, что лично уполномочен на это Иисусом в откровении и видении на пути в Дамаск.  Как будто Павел проповедал больше и прежде всего о себе, а не об Иисусе, яко сей есть Сын Божий (Деян.9:20)? О том, что он есть «избранный сосуд» Христа, люди в первый раз узнали не от него, а от Самого Христа в явлении, бывшем Анании (Гал.1:15). Он не знал духовной сущности учения от непосредственных учеников Христа (но он знал ее по бывшим ему откровениям), начало проповеди Павла соответствует 38 году после Рождества Христова, а только в 41 году он приезжал повидаться с апостолом Петром (это мы знаем от самого апостола Павла (Гал.1:18), но этим подтверждается только то, что он не от человека принял благовестие и не от человека научился ему, но чрез откровение Иисуса Христа). Четырнадцать лет после этого первого посещения Павел еще раз прибыл в Иерусалим, но уже с тем, чтобы свое учение навязать апостолам (это было учение о необязательности обрядового закона Моисеева для христиан из язычников). Так неужели Толстой думает, что сообразнее было с духовной сущностью христианства проповедать противное? Таким образом Толстой дерзко отрицает богооткровенное достоинство проповеди ап. Павла, апостол же (отдавший самую жизнь свою за Слово Божие) удостоверяет нас в том клятвою, говоря: «Я же пишу вам, се пред Богом, яко не лгу» (Гал.1:20). Кому же мы должны верить? Толстой говорит еще: «Павел заносчив, дерзок, оскорбительно обращается с любимым учеником Иисуса, добрым, но слабохарактерным Петром»... Это нарекание заимствуется будто бы из послания к Галатам (Гал.2:14). В этих словах и усматривает Толстой дерзость и заносчивость Павла. Он, очевидно, понимает слова: «живешь по – язычески» в том смысле, будто бы Петр вел жизнь недостойную не только апостола, но и христианина, свойственную язычникам. В таком смысле эти слова были бы и дерзкими, и несправедливыми. Но «жить по-язычески» значит здесь только иметь общение с язычниками и не соблюдать обрядового Моисеева закона: так обычно и жил или поступал ап. Петр, хотя и был по рождению иудей; теперь же, «опасаясь обрезанных», он стал для вида жить по-иудейски, устраняться от общения с христианами из язычников. Этот пример апостола Петра, бывшего первоверховным в лике апостолов, вынуждал подражать ему и язычников по рождению, теперь христиан по вере: вот почему говорит ему Павел: «язычников принуждаешь жить по-иудейски». В то время Христова Церковь делилась как бы на две паствы: на христиан из иудеев и христиан из язычников; предстоятелем одной паствы (христиан из иудеев) был ап. Петр, а предстоятелем другой (христиан из язычников) ап.Павел (Гал.2:7).
Несоблюдение Моисеева закона было соблазном для первой, а соблюдение – соблазном для второй. Каждый из двух апостолов оберегал свою паству от соблазнов, а посему и Петру было естественно по пастырской любви к своим пасомым скрываться с несоблюдением заповедей Моисея, и Павлу по такой же любви в своей пастве всенародно восстать за это против Петра. Но тот и другой апостолы действовали в одном и том же духе, в духе ревности о спасении каждый своих пасомых. Хотя и была между ними видимая разность, но было и полное, понятное им обоим, единство в главном – в заботе о спасении своих духовных чад.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа

Так как иудействующие поставляли в сомнение божественное происхождение Евангелия, которое проповедывал Ап. Павел, то Ап. прежде всего высказывает то положение, что его Евангелие не есть человеческое. Он не принял его, как нечто целое (παρέλαβον), и не научился его понимать (εδιδάχθην) ни от кого из людей, но через откровение, полученное им от Самого Иисуса Христа. Пред ним Христос как бы сразу открыл завесу, закрывавшую пред взорами Павла истинное христианство, и Апостол понял все его величие. Конечно, нельзя думать, что это совершилось в один момент – при Дамаске: Ап. здесь, несомненно, разумеет все многочисленные бывшие ему откровения, в которых он узнал все тайны христианской веры (ср.: 2Кор. 12:2), – откровения, полученные им до написания послания к Галатам. Заметить нужно, что этим не отрицается возможность того, что Апостол ознакомлялся с историческими событиями из жизни Христа через разговоры с старейшими по времени обращения ко Христу христианами; откровение сообщает только идеи, а не исторические факты.

Ст. 11-24 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, – и прославляли за меня Бога

С 11-го стиха начинается апологетическая часть послания, заканчивающаяся 21-м стихом ІІ-й главы. Здесь Ап. доказывает, что его Евангелие не есть Евангелие, полученное им от людей, а получено им от Самого Христа. Тут он подробно описывает свою жизнь по обращении в христианство и ясно показывает, что не имел учителей даже из числа 12-ти Апостолов.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое;

12. ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа
 

Самозащита Апостола прежде всего касается достоинства его учения, которое не было его личным и вообще человеческим, но богооткровенным. Далее Апостол кратко раскрывает, как совершилось это откровение. Подробнее об этом изложено в книге Деяний святых Апостолов, написанной одним из его сотрудников, Евангелистом Лукою (в гл. 9). Но нельзя сказать, чтобы Апостол имел в виду здесь одно только откровение, бывшее при его обращении. Очевидно, он обобщил все откровения, бывшие ему доселе, из коих он мог в полноте научиться всем истинам христианской веры. Об этих откровениях Апостол упоминает в 1 послании к Солунянам (4:15), в 1 Кор. (9:1; 15:3), 2 Кор. (12: 2).
Апостол с особенною настойчивостью говорит о том, что он не от человека принял Евангелие и не научился ему. Та и другая форма восприятия весьма естественная и обычная, поэтому нельзя думать, чтобы он осуждал их; но по особенным обстоятельствам, а именно по причине унижения его сравнительно с другими Апостолами, он вынужден был сказать, что есть и еще иной способ познания Христа, притом наивысший – это Его личное откровение, которого и удостоился Ап. Павел, ставший чрез это равным по именованию с первоверховным Ап. Петром. Так как откровения, бывшие Апостолу, запечатлены были характером таинственности, то он и не раскрывает их здесь, памятуя опасность предложения бисера не могущим ценить его. «Смотри, говорит святой Иоанн Златоуст, как он и от высших и от нижних доказывает, что он был ученик Христа, Который Сам без посредства человеческого благоволил открыть ему разумение всего». К сему блаж. Феофилакт присовокупляет: «Тот Самый открыл мне Евангелие, Кто научил и прочих с Петром Апостолов». «Говорит же об этом для того, чтобы противопоставить то клеветам противников, давая знать, что и в сем не ниже он прочих Апостолов, ибо как они от Самого Господа прияли учение, так и он имел Его учителем». Между принять и научиться, по словам блаж. Иеронима, такое различие, что принимает Евангелие тот, кому оно внушается в первый раз, кто приводится только к вере в него; научается же тот, кто познает и все тайны его. К этому преосв. Феофан присовокупляет: «Он говорит как бы так: я от человек не принял его готовое, и сам не измыслил его; в каком случае – «ниже́ научихся», будет то же, что не сам изобрел его. Последняя мысль особенно важна в том отношении, что отвергает гадание тех, кои полагают, будто учение святого Павла есть его личное воззрение на Евангелие».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об обращении апостола Павла.

Деян.9:4-6. Обращение ап. Павла нельзя объяснить естественным образом, ибо он отправился в Дамаск, дыша угрозами и убийством на учеников Господних: Деян.9:1, а это не есть признак человека, начинающего приходить в раскаяние. Тем не менее, апостол Павел неоднократно поставляет явление ему Иисуса Христа на ряду с действительным явлением Его прочим Апостолам: 1Кор.9:1;15:8; Гал.1:1-16.

Краткий толкователь мест Священного Писания

священник Николай Рудинский (†1937)

11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое.

12. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.


      Святой Павел своим апостольским авторитетом – возвещаю (в слав. сказую) (1Кор. 15:12Кор. 13:3), удостоверяет Галатийскую братию, что то Евангелие, которое он благовествовал им, не есть человеческое, не под силу человеку, и ожидать нельзя, чтобы человек умом своим мог придумать его. Но оно не только не человеческое измышление, но и будучи Божественным, дошло до него не чрез какого-либо человека, а он, как и прочие Апостолы, самовидцы, прямо получил его, и научился ему от Самого Господа Иисуса Христа через откровение. Когда были эти откровения Евангелия святому Павлу, он здесь не говорит, но в других посланиях он говорит, что восхищен был до третьего неба и слышал там глаголы (2Кор. 12:4). О втором пришествии Христовом он говорит словом Господним (1Фес. 4:15). О тайной вечери говорит так, как принял сам от Господа (1Кор. 11:23). Судя по этому и там, где он пред изложением существа Евангелия говорит что и сам принял (1Кор. 15:3), надо разуметь, что это он принял от Господа. Все такие указания обязывают нас признать, что все Евангелие во всем своем составе было открыто святому Павлу непосредственно Самим Господом, и что следовательно, он есть полный непосредственный ученик Господа, как и все первейшие Апостолы ; самовидцы.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)

11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12. ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

11. (церк.сл.) Сказу́ю же вам, бра́тие, Благовествова́ние благовеще́нное от мене́, я́ко несть по челове́ку.
    
Догматическая аксиома о божественной единичности Евангелия Христова подтверждается и личным опытом апостольским, поскольку ἔτι отсылает к разумеемым фактам прошлого.
    Они и приводятся для наглядной конкретной иллюстрации чрез внушительное γνωρίζω [возвещаю], которое специально «дает знать» (1Кор.12:3, 15:12Кор.8:1) читателям, что возвещенное им Евангелие, соединяющее их с автором в братский союз, не является человеческим по аккомодации к людям в каком-либо отношении. Не только не было изворотливой применяемости к человеку (κατὰ ἄνθρωπον) [по челове́ку] в сторону διδασκαλίαι τῶν ἀνθρώπων [учения человеческие] (Кол.2:22), но происходило совсем обратное.
    Категорически констатируется, что Апостол не принял фактически (imperf.) своего Евангелия от человека по прямой передаче (παρά Флп.4:8). Последняя могла быть вполне легальной и авторитетной (1Кор.15:3), но получатель все-таки являлся бы лишь механическим приемником сообщенного содержания, в котором сам лично не был компетентен гарантировать исторические факты и их догматическое толкование.
    Для сего требуется особое, проникновенное уразумение, но и с этой стороны он не был пассивным учеником, покорно усвояющим чужие уроки, а они непременно были бы нечеловеческие, хотя бы и весьма почтенные.
    Надо допустить, что источник и способ были у него неопосредствованные и, следовательно, возводятся к самому Иисусу Христу. По отношению к Нему мыслимо для Апостола лишь обнаружение всех тайн Евангелия через реальное озарение, которое приносит и факты и их освещение.

Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible