Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к галатам 1:5
Ему слава во веки веков. Аминь.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-6 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь. Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию
Павел Апостол не от людей, разумей не от Симона и не чрез Симона, но чрез Иисуса Христа, открывшегося мне на пути в Дамаск (Деян. 9:1 сл.), и чрез Бога Отца, воскресившаго Его из мертвых, – дабы объявить о воскресении Своем всем еретикам, отрицавшим Его воскресение. Церквам Галатии, – как те, что были поколеблены (в вере), так и те, кои были тверды, т. е. из Евреев. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, призвавшего вас к всыновлению, – и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа. Давшаго Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из настоящаго века лукаваго, то есть от зол, совершающихся в сем веке, – по воле Бога Отца нашего, чтобы открыть о явленной в мире благодати Отца и Сына.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ему же слава во веки. Аминь
И это нечто новое и необычайное. Слóва «аминь» мы не встречаем нигде в начале и в предисловии посланий, а обыкновенно оно поставляется уже после многих (рассуждений). Здесь же, желая показать, что и сказанное заключает в себе достаточное обличение галатов, и что речь его совершенно закончена, он поставил это (слово) в начале послания. Очевидные проступки не требуют продолжительных приготовлений (для обличения). Поэтому, вспомянув о кресте и воскресении, об искуплении грехов, о безопасности от них на будущее время, о воле Отца и согласии Сына, о благодати, мире и о всяческих дарах Божиих, он заключил речь свою славословием. И не поэтому только он поступил так, но также и от чрезмерного изумления пред величием дара и преизбытком благодати, и от представления того, каковыми мы были, и чем соделал нас Бог сверх нашего чаяния и в самое короткое время. Не будучи в состоянии выразить этого словом, он и заключил речь свою славословием, воссылая за всю вселенную хвалу Богу, – не такую, которая была бы достойна Его, но которая была возможна для него. Вот почему после этого он еще с большею силою продолжает речь свою, воспламенившись, как бы от сильного пламени, от представления благодеяний Божиих.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ему слава во веки веков. Аминь
Насколько же более не должны люди относить на свой счет, если делают нечто доброе, если Сам Сын Божий в Евангелии сказал, что Он пришел не славы Своей искать и не волю Свою исполнить, но волю Пославшего Его? (Мф. 7:21, 12:50; Ин. 4:34, 6:38, 9:31) Апостол упоминает о воле и славе Отца, чтобы дать понять, что и он сам по примеру Господа, его пославшего, не ищет славы своей и не свою волю исполняет, проповедуя Евангелие. Немного ниже он говорит: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал 1:10).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
ст.3-5 Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Ему слава во веки веков. Аминь.
Апостол показал, что житие по закону не может избавить от грехов, но что Владыка Христос подъял за нас смерть и освободил нас от повинностей греха. Веком лукавым назвал Павел не стихии, как в безумии своем говорят манихеи, но настоящую жизнь, т.е. это временное препровождение человеческой жизни, в котором открываются для нас случаи ко греху. Ибо мы, пока обложены смертным естеством, отваживаемся кто на большие грехи, кто на меньшие; по переходе же в ту бессмертную жизнь, мы, освободившись от настоящего тления и облекшись в нетление (1Кор.15:53), сделаемся победителями греха. И эту надежду подал нам Владыка Христос, за нас приняв смерть; и как Сам первый воскрес из мертвых, так и всем нам обетовал воскресение. Избавил же нас от настоящего лукавого века, т.е. такого препровождения настоящей жизни, в котором открываются случаи к лукавству… Поэтому настоящий век не лукав по естеству своему; но некоторые в нем отваживаются на лукавства. Везде со Христом сопоставляет и Отца, научая сим, что и Отцу угодно, чтобы мы жительствовали не по закону, но по Евангелию. Так Апостол заключил сим предварительное слово, изложив оное в новом виде и вкратце показав цель проповеди
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ему слава во веки веков. Аминь
Не употребляя нигде во вступлении слова «аминь», здесь поставил, показывая, что эта речь им кончена и что для обвинения галатов достаточно сказанного. И напомнив о неизреченных благодеяниях Божиих, в которых уже заключается осуждение их, как оставивших своего Благодетеля Христа; затем, проникнутый изумлением пред Сим Благодетелем и не находя ничего еще сказать о них, заключает свою речь славословием.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ему же слава во веки веков. Аминь
Святой Павел, живший в Боге и всегда носивший в благодарном сердце великое Божие благодеяние к роду человеческому, явленное в искуплении, и к нему самому в призвании не ко спасению только, но и к Апостольству, нередко при писании Посланий приходил, от сознания сего, в движение и восторгался к славословию Бога. (Так: Рим 11:36; 1:25; 2Кор. 11:31; Еф. 3:21; Фил. 4:20; 1Тим. 1:17.) Так и здесь. Помянув о воле Бога и Отца, он вознесся мыслию превыше небес, к престолу Триипостасного Божества, на коем положен Предвечный Совет о спасении рода нашего, - и воздает славу Богу за сие благоволение хотения Его (см.: Еф. 1:5). Вечная да будет Ему слава за такое великое благодеяние! ибо слова: во веки веков - то же значат, что святое святых, песнь песней, небеса небес. Веки веков - бесконечная вечность (см.: блаженный Иероним). - Аминь. Спаситель говорил: аминь, аминь - истинно, истинно. И здесь аминь может быть: истинно так. Или выражает только желание, чтобы было так. Буди Ему слава от всех ведающих преславное имя Его. Это наводит на завещание Спасителя: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех (ср.: Мф. 5:16). Никто да не помрачает своею жизнию и делами славы исповедуемого им Бога. Святой Златоуст пишет на сие место: «и это новое и доселе неупотребительное; ибо слова: аминь - нигде в начале и в предисловии Посланий не находим, но только после многих и продолжительных рассуждений оно поставляется. Здесь же, желая показать, что и сказанного уже довольно для обличения галатов и что слово его не имеет нужды в распространении, - аминь поставил он в начале своего Послания. Ибо явные проступки не требуют продолжительных приготовлений для обличения их. Посему, вспомянув о кресте и воскресении, об очищении грехов и обезопасении от них впредь, о воле Отца и согласии Сына, о благодати и мире и о всяком богатстве дарований Божиих, заключил речь свою славословием. И не потому только он так заключил, но вместе и от чрезмерного своего удивления величию дара и преизбытку благодати, и от представления того, что мы были и чем соделал нас Бог, сверх нашего чаяния и в столь короткое время. Не могши всего этого выразить словами, он кончил речь славословием, воссылая хвалу Богу за всю вселенную, - не такую, которая бы соответствовала величию благодеяний Божиих, но какая была возможна для него. И потому после сего еще с большею силою продолжает речь свою, воспламенившись, как бы от сильного пламени, от представления благодеяний Божиих».
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь
Ап. конечно имеет здесь в виду иудействующих, которые, выставляя свое требование о том, что и в христианстве необходимо соблюдение обрядового закона Моисеева, этим самым как бы ослабляли силу искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. Ап. говорит поэтому, что Христос «отдал Себя в жертву за грехи наши, для того чтобы согласно воле или решению нашего Бога и Отца, избавить нас от подчинения настоящему лукавому веку или, иначе, такому порядку жизни, при котором человек не мог не грешить». Если же Ап. называет этот порядок жизни «настоящим» (enestwV), то это не значит, что он еще продолжается: слово это равняется здесь выражению «сей» (Рим. 8:38; 1Кор. 3:22) и представляет собою противоположность выражению «век будущий», как обозначается в Н. Завете времена мессианского спасения (Мф. 12:32; Рим. 8:38). - Так как иудействующие, отнимая значение у заслуг Христа, вместе с этим унижали и Бога и Отца нашего, Который соблаговолил принять эти заслуги как вполне удовлетворяющую за грехи человечества жертву, то Ап. в конце приветствия воссылаеть славословие Богу и Отцу.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 1:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего:
5. Ему слава во веки веков. Аминь
Приветствие по началу обычное. В нем выражается пожелание благодати и мира, как таких даров, которые всегда необходимы людям, в особенности же в переходное время смены одних убеждений и правил жизни, а также и при колебании их, как это было у Галатян, смущенных лжеучением Иудействующих. В прибавке к приветствию, в учении о том, что Иисус Христос добровольно предал Себя на смерть за грехи наши, и в том, что Он совершил это согласно воле Отца, заключается особенность, которая была благопотребна Галатам, ибо здесь заключается та мысль, что, кроме этого полнейшего спасительного действия, никакие прежние средства, как напр. обрезание, не могут иметь силы. Все ветхозаветное, до-христианское время, когда спасение было невозможно, Апостол называет «лукавым веком» в смысле его пагубности (ср. 1Ин. 5:19), как лежащего во зле и руководствующегося похотию плоти, очес и гордостью житейской (1Ин. 2:16-17). Изведение из века сего состоит в даровании силы жить по духу жизни Христовой, что́ и подано Им чрез Духа Святого, от Отца исходящего. Возведение всего спасительного дела к Богу Отцу и славословие Ему снова показывает, что Единый виновник всего, сделавший нечто паи лучшее для Христиан, не требует уже от людей того, что требовалось прежде, а только славословия за Его неизреченную милость, явленную в послании Сына Своего для спасения людей. О сем же говорит и слово «аминь», т. е. истинно, или да будет воссылаться слава Отцу во веки веков.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Деян.9:4-6. Обращение ап. Павла нельзя объяснить естественным образом, ибо он отправился в Дамаск, дыша угрозами и убийством на учеников Господних: Деян.9:1, а это не есть признак человека, начинающего приходить в раскаяние. Тем не менее, апостол Павел неоднократно поставляет явление ему Иисуса Христа на ряду с действительным явлением Его прочим Апостолам: 1Кор.9:1;15:8; Гал.1:1-16.
священник Николай Рудинский (†1937)
5. Ему слава во веки веков. Аминь.
Воспомянув о Кресте и Воскресении, об очищении грехов и об ограждении от них впредь, о воле Отца и согласии Сына, о благодати и мире и о всяком богатстве дарований Божиих, святой Апостол Павел заключает речь свою славословием: «Вечная (во веки веков) да будет Ему слава за такие великие Его благодеяния»! Истинно так.
Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)
2. и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским.
3. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5. Ему слава во веки веков. Аминь.
1. (церк. сл.) Па́вел, Апо́стол [ни от челове́к, ни челове́ком, но Иису́с Христо́м и Бо́гом Отце́м воскреси́вшим Его́ из ме́ртвых,]
Писатель, сразу называет себя Павлом и, следовательно, выступает лично, но лишь в качестве определенного христианского деятеля, ибо тотчас же усвояет себе титул «Апостола».
Последний, сам по себе, имел обширный смысл особо уполномоченного вестника вообще, и потому автор придает ему строго точное и специальное значение, чтобы засвидетельствовать свое достоинство божественного избранника для совершения благовестнической христианской миссии.
В ней самой и в служении ей нет ничего мирского и ограниченного, а все исходит из божественного первоисточника. Для удостоверения сего и подчеркивается выразительно, что св. Павел в звании «Апостола» не представитель известного христианского союза, как чисто человеческой организации, хотя бы и самой превосходной, когда он был бы носителем ее отличительных прав и воззрений. Напротив, писатель не от среды людей и не является делегатом их (οὐκ ἀπ᾽ ἀνθρώπων) [церк.сл. ни от человек].
С другой стороны, божественные начала его апостольской проповеди восприняты им и не «через человека» (οὐδὲ δι᾽ ἀνθρώπων). приобретены им без посредства человеческого, при котором собственное значение личности и качественное содержание учения условливались бы именно этим посредником. Тут и самое апостольство, даже будучи истинным по передаче наследству от законного благовестника Христова, оказывалось бы только вторичным, как у всех позднейших служителей Евангелия, вполне бесспорных, однако же ничуть не равных с «первенствующими Апостолами», потому что там мы слышим просто голос унаследованной традиции, здесь говорит нам прямой восприемник слов Господних.
При всем том, св. Павел твердо настаивает на своем полном апостольском авторитете. И, раз отвергнутые причины для него непригодны, то необходимо допустить, что этот глашатай по своему фактическому бытию обязан самому первовиновнику и единственному распорядителю апостольских полномочий – историческому Иисусу, бывшему Христом-Мессией. В таком случае апостольство Павлово будет фактически истинным и юридически законным в наивысшей степени, бесспорной лишь в «самовидцах Господних».
При неприложимости всех этих свойств, становится ясным и соизволение Бога Отца, ибо Он воскресил из мертвых пострадавшего на кресте Спасителя для искупительного избавления и тем абсолютно санкционировал подвиг Христов, а благовестническое апостольство есть собственно реальное его применение, гарантированное для Искупителя-Сына бывает причастным и для всех продолжателей дела Христова.
В этом отношении прерогативы Павловы всячески незыблемы и свидетельствуются конкретно бывшим при авторе братством, которое не последовало бы узурпатору или обманщику. Это решительно поддерживается резким ударением на πάντες [все], что таковые – все братья без малейших изъятий. Подобная ссылка не была бы внушительной, если бы их было слишком мало.
Мы должны предполагать достаточное количество, но, очевидно, это были рядовые евангелисты-сотрудники, среди которых не выделялось особых вождей. Здесь нужно искать причину, что – вопреки своему обыкновению – св. Павел не называет поименно своих сотрудников. Между ними не было известных и импонирующих для читателей лиц, но тем убедительнее их всецелое единодушие с Апостолом: однако ясно и то, что это не была какая-нибудь знаменитая церковь или даже давно организованная община с главенствующими в ней пресвитерами (Деян.14:23. Тит.I:5): – эти признаки лучше всего соответствуют новообращенному союзу христиан в некоторой местности, не обладавшей особою славой.
И вот все спутники-братия объединились около св. Павла по неотразимой вере в его апостольство Христово и в таком духе адресуются к церквам в Галатии, разумея все христианские центры, где исповедники Господни сформировались в определенные церковные клирики, собиравшиеся по чисто христианским интересам для чисто религиозных целей. Их, конечно, было несколько по всей Галатии, как и в Иудее (Гал.1:22), но все они стоят на одинаковом уровне и упоминаются под сплошною рубрикой. Отсюда нужно заключать, что предметом апостольского внимания и назидания служило всё Галатийское христианство, а не отдельные члены или частные пункты.
Значит, до известной степени все Галатийские христиане были захвачены тревожными брожениями. Несмотря на это, всем верующим (ὁμῖν) [вам] в Галатийских церквах посылаются приветствия во имя общего для обеих сторон искупления Христова, которое каждому приносит радость милующей благодати и мир всецелого оправдания.
Они несомненны для всех фактически, ибо Всемогущий Бог есть теперь благостный Отец, как Иисус Христос – Владыка наш, пекущийся о своих соучастниках в Его спасительной миссии.
А последняя состояла в Сыновнем самопредании на смерть по причине и в возмездие за грехи наши, которые мыслятся общечеловеческими и прирожденными, поскольку они – унаследованные и первородные.
Тут, удовлетворение, не желая быть напрасною жертвой, непременно должно было сопровождаться упразднением от греховного начала, порабощающего нас земной стихийности. И, действительно, фактическая цель (ὅπως) [чтобы] искупления была та, чтобы изъять человечество из облегающих зол лукавого мира, поскольку таковой бывает и остается греховным.
Очевидно, возможен и особый мир с другими качествами, а иначе мы оказались бы без всякой реальной сферы для самого своего существования. Посему и называется век настоящий, нынешний (1Тим.6:17) или этот (Рим.12:2) космический (Еф.2:2) по противоположности с грядущим (Лк.20:35, Еф2:7, Евр.6:5), для которого мы, очевидно, и избавлены Христом. И подобное наше реальное благо гарантировано самим Богом, потому что достигнуто Сыном по соизволению Его в категорическом решении (τὸ θέλημα) [по воле], удостоверяющем истинно отеческие отношения к нам, а это естественно должно (εἴη) исторгать вечное славословие наше вечному Богу.
Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам