Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к галатам 3:11
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 10-29 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники
Ясно, что законом самим никто не оправдывается, так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закона и не подлежал бы проклятию закона; ибо, опять говорит, праведный от веры жив будет (Авв. 2:4). Закон же не от веры животворит, но исполнивший это (заповеди закона) жив будет этим (Лев. 18:5). Христос нас искупил от проклятия закона, ибо, придя (на землю), претерпел за нас проклятие: проклят, сказано, всяк висящий на древе (Втор. 21:23). Теперь же, поелику благословение Авраама чрез Евангелие Христово достигло до язычников, почему не спешите с радостью принять благословение Духа, обещанное Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? - Приводит в речи своей пример, что, как завещание утвержденное не отменяется, и не прибавляется какое-либо другое постановление сверх того, что положено в нем, - так и Аврааму изречено обетование: не ему и семенам его многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и семени его (Одному), Кто есть Христос. Итак, этого обетования, которое подобно завещанию утверждено было у Бога, от - самых дней Авраама, закон, бывший после четыреста и тридцати лет, не может отменить, и сделать бездейственным обетование. Ибо если, как утверждают ваши новые учители, по закону наследство, то уже не по обетованию, как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму чрез обетование даровал Бог, а не чрез закон, который преступников ради положен был, чтобы он своими установлениями мог подготовлять людей до времени, то есть - доколе не пришло семя, которое обетовано, в присутствии сонма Ангелов, рукою посредника. Но посредничество Ангелов было не в одном лице; Бог же, бывший среди них и давший это обетование, один был, который не изменяется. Итак, закон - не против обетований Аврааму, ибо если бы дан был закон могущий оживотворить, то упразднено было бы обетование. Но заключило Писание исполнителей закона под грех, дабы обетование от веры Иисуса Христа дано было не делающим (дела закона), но верующим. Однако же не совсем бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов, благодаря своим прещениям и наказаниям. Заключены были - разумей: сохраняемы были для той веры, которая уготована была для откровения нам. Итак, закон детоводителем нас был, поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к вере во Христа, которая оправдывает нас. Но когда пришла вера, уже не у детоводителя мы, то есть под законом; ибо все мы сыны Божии чрез веру Иисуса Христа, а не прежние рабы, угнетаемые под игом закона. Все, кои во Христа крестились и веруют, что облеклись во Христа, - не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству. Итак после прощения в крещении нет уже Иудея надменного, ни язычника отверженного, ни раба слабого, ни владыки горделивого, ни мужчины по власти своей и женщины с подчинением своим: ибо все вы одно есте во Христе Иисусе. Если же вы принадлежите Христу, Который от Авраама, то семя Авраамово вы, ставшие наследниками обетования.
Послание к Галатам.
См. также Толкование на Гал. 3:1
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет
Действительно, все согрешили и находятся под проклятием (Рим. 3:23). Однако этого Павел еще не говорит, чтобы не подумали, будто он забегает вперед. Но апостол опять подтверждает свой аргумент свидетельством, которое в немногих словах заключает в себе и то и другое: и то, что никто не исполнил закона (поэтому и были под проклятием), и то, что вера оправдывает. Что же это за свидетельство? - из пророка Аввакума, который так и говорит: праведный верою жив будет (Авм. 2:4).
Августин Аврелий, блж. (†430)
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет
Закон ведет к познанию греха и преступлению самого закона, так что с познанием и ростом греха благодать может быть обретена через веру.
Против двух посланий пелагиан
Феодорит Кирский, блж. (†457)
А «что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно». Откуда «ясно? Яко праведный от веры жив будет» (Авв.2:4). Пророческим свидетельством подтвердил Апостол слово свое.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им
Показав, что закон подвергает проклятию, а вера сообщает благословение, теперь говорит, что и оправдывает только вера, а не закон, и приводит слова Аввакума: праведный верою жив будет (Авм. 2:4), а не законом. Ибо закон требует не только веры, но и дел. Хорошо также сказал: пред Богом, потому что у людей могут казаться праведными те, которые держатся закона, каковы фарисеи, выставляющие себя праведными пред людьми. Так как закон по причине своей невыполнимости не оправдывал, а подвергал проклятию, то явилась благодать, показывающая легкий путь - веру, посредством которой оправдываясь, мы получаем благословение. Итак, доказано, что вера сообщала благословение и оправдание не только до закона, но еще более и после него.
Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
Ст. 10-12 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Ст. 10-12 Ели́цы бо от дел зако́на суть, под кля́твою суть. Пи́сано бо есть: про́клят всяк, и́же не пребу́дет во всех пи́санных в кни́зе зако́нней, я́ко твори́ти я́. А я́ко в зако́не никто́же оправда́ется от Бо́га, я́ве, я́ко пра́ведный от ве́ры жив бу́дет. Зако́н же несть от ве́ры, но сотвори́вый та челове́к жив бу́дет в них.
В Гал.3:10-12 свойством закона подтверждает ту мысль, что только верующие участвуют в благодатном благословении Божием, или что делами нельзя оправдаться пред Богом.
И а) апостол показывает, чего можем ожидать от дел закона: елицы от дел и проч. Елицы от дел закона противополагаемые сущим от веры (Гал.3:9) означают людей воспитанных законом.
Под клятвою суть – подлежат гневу Божию, см. Пс.108:17-18; Нав.7:12; Мал.2:2. Клятва апостолом противополагается благословению (Гал.3:9), иначе ветхозаветное служение называется осуждением (2Кор.3:9). Закон производит (наносит) гнев Рим.4:15.
б) Доказывается мысль Гал.3:10.
Писано: слова из Втор.27:26. Здесь сказано, по подлиннику, «проклят, кто не пребывает в словах закона сего», а по некоторым спискам у Росси и Кеникотта: «во всех словах», как и в самаритянском тексте. Потому слова: всяк и во всех и по смыслу подлинного текста должны быть подразумеваемы, как и в других местах, напр.: Втор.27:1,28:1,14 – блаж. Иероним справедливо укорял евреев в порче (Втор.27:26). Апостол предполагает, что исполнить всего написанного в законе нельзя. Но проклят не исполняющий всего; след. полагающиеся на закон – под клятвою. В том самом месте, откуда заимствует апостол слова свои, Моисей говорит собственно о нарушителях нравственного закона (Втор.28:9; Лев.26:12).
в) Гал.3:11 усиливает заключение новым свидетельством писания, а вместе и дополняет мысль свою: ибо прежде доказано, что не соблюдающий закона под гневом Божиим Здесь словами пророка подтверждается, что дети веры получат спасение.
А яко в законе, а что делами закона не оправдаемся – это видно из того, что праведный от веры жив. Таковая связь Гал.3:9 и Гал.3:10 оправдывается подобными местами, где слова οτι δὲ δηλον означают не тоже, что δηλον οτι, а соединяют собою следствие и причину (1Тим.6:7; 1Кор.15:27).
Никтоже оправдишься пред Богом – пред лицем Божиим (Рим.3:20), хотя пред людьми может быть иначе.
Слова пророка приводимые в Рим.1:17; Евр.10:38 произнесены тогда, как он в скорби о торжестве нечестивых ожидал суда Божия для врагов народа Божия и Иегова возвестил: «еще видение (отлагается) до определенного времени, но спешит к концу и не солжет; если же и замедлит, жди его, потому что – верно придет и не замедлит». И затем присовокупил: «се надменна, не права душа его в нем: но праведник верою жив будет» (Авв.2:3-4). Таким образом здесь одобряется вера в Судию грядущего, Который заставит восторжествовать истину над ложью, правду над нечестием. Кто же сей Судия? Иисус Христос вчера и днесь Тойже и во веки (Евр.13:8). Ныне суд миру сему (Ин.12:31), сказал Он, идя на крест, и в тоже время возвестил, что еще раз придет судить вселенную. Пророк возвещает, что жизнь праведника зависит от веры. И апостол, если бы соединял с сими словами ту мысль, что верою оправдываемый будет жив, сказал бы: ὁ εκτ. πὶστεως δικαιος. Связь мыслей у апостола такая: в законе никто не оправдается пред Богом; поскольку полное оправдание даст жизнь; а писание говорит, что праведник жив будет верою (Иероним). Жив будет т. е. будет наслаждаться жизнью, спасением и блаженством (Пс.22:2; Иов.21:7).
Закон же несть от веры (ὁ νιμος ουκ ἐστιν ἐκ πίστ). Закон, как закон, не составляет части веры, не принадлежит к вере; предмет его – правила жизни. Подобные выражения – быть от мира, от земли. Закон говорит: твори и будешь жив. Рассматриваемый как собрание правил, он не говорит о вере, – или, как говорит бл. Феодорит: «не требует веры, а дел».
Но сотворивый та; при сем надобно подразумевать: закону принадлежит то, что говорит писание – сотворивший та и пр. та αὐτὰ т. е. προσταγματα καῖ κρίματα слова Моисея (Лев.18:5).
Жив будет в них. Закон Моисеев, как закон гражданский, обещал гражданское, земное благополучие. Но поскольку он устроял не одно гражданское бытие евреев, а и нравственность, то надобно было, чтобы он обещал блага не одни земные, но и небесные, нужные для духовной природы и для Божией церкви. Таким образом когда законник спрашивал Спасителя: что сотворю, да живот вечный наследую? Спаситель указал ему на закон: сея сотвори и жив будеши; и этот ответ по главной своей мысли ни мало не показался сомнительным законнику (Лк.10:25-26). При том мы видим и у Моисея, что в тоже время, как Господь обещает временные награды за верность закону, присовокупляет он и такие обещания: и похожду в вас и буду вам Бог (Лев.26:12). Поскольку же у человека не достает сил исполнять требование закона, – расстроенный грехом, он творит волю греха, то закон, сам по себе живоносный, становится для человека виною погибели. Если апостол говорит, что закон не говорит о вере, это не значит, что, по разумению апостола, в период закона не требовалась вера и лучшие люди закона жили без веры, а след. и без благодати. Такая мысль совсем несообразна с его учением (Рим.4:6-8). Он выражается так о законе потому, что хочет говорить языком тогдашних иудеев, говорит о законе самом в себе, как собрании правил. Но учением самого же закона о законе приводит он к учению о вере. Исполнивший требования закона, говорит, будет наслаждаться жизнью. Но где же такой исполнитель? Если нет его нигде, то для использования жизнью нужно другое средство – вера.
Таким образом апостол подтверждает заключение выведенное из Гал.3:11. Если, говорит, праведный жив верою, то законом не оправдаешься. Это и потому, что закон говорит: твори и спасешься, тогда как нет сил для того, чтобы исполнением закона преобретать спасение.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
А яко в законе никтоже оправдается от Бога, яве, яко праведный от веры жив будет
Апостол внушает мысль, что закон, и по первоначальному учреждению своему, не имел силы оправдывать пред Богом или поставлять кого-либо в такое состояние, чтоб он от Бога был признан праведным. Это явно из того, что там написано: праведный от веры жив будет (ср.: Авм. 2:4). Этого не было бы сказано, если б закон, сам по себе, имел силу оправдывать и живить. И все ветхозаветные праведники спаслись не законом одним, но и верою. Блаженный Иероним пишет: «что же? И Моисей, и Исайя, и прочие Пророки, которые состояли под игом закона, тоже под клятвою суть? На это ответим: Господь Иисус Христос бесценною кровию Своею искупил от клятвы законной и нас всех, и самих Моисея с Аароном, и всех Пророков и патриархов. И не думайте, что я говорю это из своего разума: само Писание свидетельствует о том, говоря: Христос един за всех умре (ср.: 2Кор. 5:14). Если за всех, то и за Моисея, и за всех Пророков, из которых никто не мог истребить древнее рукописание, написанное против нас, и пригвоздить его ко кресту (см.: Кол. 2:14). И они оправдывались и спасались верою».
Пред людьми, может быть, и казались праведными держащиеся закона, как фарисеи, оправдывавшие себя пред человеки, но не пред Богом. Пред Ним нет никого праведного без веры. Вера и прежде закона, и после того, как дан закон, и благословляла, и оправдывала (см.: блаженный Феофилакт).
Закон, как скоро оставался без веры, то он становился в ряд всех религий, существующих на земле, и не давал того, что чаяли обрести в нем державшиеся его. Такого же достоинства и все, что ни придумал бы человек в свое оправдание и на чем ни понадеялся бы опереться во спасение свое, помимо притом веры в Господа Иисуса Христа. Труды нужны; но истинно очистительную и живительную силу получают они единственно от веры: без нее они ничто. Вот замечательные на сию мысль слова блаженного Иеронима: «надобно заметить, что не сказал Апостол: всякий человек от веры жив будет, чтоб не подать повода презирать дела добродетели,- но: праведный от веры жив будет; так что имеющий жив быть от веры не иначе может прийти к вере, или жить в ней, как ставши наперед (или при этом) праведным и чистотою жизни, как ступенями, взошедши к вере. Итак, может иной быть праведным и, однако ж, не быть живым, пока не восприимет веры Христовой. Вспомни слова апостола Павла о себе - по правде законней бых не порочен (ср.: Фил. 3:6). Вот Павел был тогда праведен в законе, но не мог еще жив быть, потому что не имел в себе Христа, Который говорит: Аз есмь живот (ср.: Ин. 11:25). Он начал жить после уже того, как уверовал. Сделаем отсюда применение к себе, и подобно тому, как сказано: праведный от веры жив будет,- скажем: чистый от веры жив, мудрый от веры жив, мужественный от веры жив, и относительно всех прочих добродетелей сходное с этими произнесем суждение, в противность тем, которые, не веруя во Христа, думают быть и крепкими, и мудрыми, и воздержными, вообще праведными. Да ведаем, что никто не может быть жив без Христа, без Которого всякая добродетель не беспорочна».
Слова: праведный от веры жив будет - содержатся в пророчествах святого Аввакума; но они там приводятся как общеизвестное положение. Потому объяснять значение их из того места у Пророка не настоит необходимости, тем паче, что место то темновато, тогда как слова сии очень ясны и сами по себе Святой Павел не раз приводит их в своих Посланиях. Из сего следует заключить, что они часто вращались в устах понимавших дело закона, как должно его понимать
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-14 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою
Русский перевод 11-го стиха не может быть признан точным, потому что эллиптическое dhlon (подразум. estin) хотя иногда и относится к предыдущей мысли, но нигде не является позади частицы oti или wV, управляющей этим предыдущим предложением. Здесь это является тем невозможнее, что за dhlon есть еще частица oti, которую уже необходимо ставить в зависимость от dhlon. Затем, если принять, что вторая половина 11-го стиха представляет доказательство мысли, заключающейся в первой, то это принятие будет неосновательно, потому что во второй половине речь идет о «жизни», а не об «оправдании» - эти два момента не совпадают между собою. Естественнее будет, если мы вторую половину 11-го стиха и стих 12-й признаем вставочными предложениями и, по выделении их, составим такой период из 11-го и 13-го стихов: «а так как (oti de - по-русски: что) в границах закона никто не будет оправдан у Бога, то Христос выкупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием». Вводные же предложения нужно будет начать частицею dhlon имеющею здесь значение: «очевидно, самопонятно», следующую же частицу oti - следует перевести по-русски «что» (а не «потому что», как в русск. тексте). Ап. хочет сказать: «ведь вам теперь уже из того, что сказано выше (Гал. 2:16 и сл.), видно, что праведный жив будет вследствие веры своей, а не вследствие того, что он будет исполнять дела закона (Ап. говорит здесь словами прор. Аввакума (Авм. 2:4), на которые он уже, вероятно, в беседах с Галатами неоднократно ссылался). Если же иудействующие настаивают на том, чтобы при вере, которую они, конечно, не могли отрицать как условие оправдания, соблюдался еще и закон, то Ап. идет против такого соединения столь разнородных элементов: закон не по вере, т. е. не может иметь своим жизненным руководящим началом веру. Он требует, главным образом, исполнения своих предписаний, для того чтобы человек мог получить жизнь (Лев. 18:5). - Таким способом Ап. доказал правильность выставленного в начале 11-го стиха положения. Теперь стало вполне понятным и заключение, какое Ап. делает в 13-м стихе. Христос искупил нас, Иудеев, от проклятия, каким карал нас закон, как своих подданных, за неисполнение его предписаний. Для этого Он Сам пострадал, принял на Себя проклятие от Бога, как от Высшего Судии людей. При этом Ап. ссылается на постановление Моисеева закона, в котором есть намек на смысл пригвождения Христа ко кресту (Втор. 21:23). У евреев было в обычае некоторых особо тяжких преступников, после побиения их камнями, вешать, на страх другим, на дереве. Но к наступлению ночи такие преступники должны быть снимаемы с дерева, чтобы не была осквернена земля Господня (ср.: Нав. 10:26; 2Цар. 4:12). Если Господь висел на древе крестном уже умершим, то тем самым в сознании Иудеев Он являлся «проклятым», отверженным от общества Израильского и от Бога. - Но если Христос Своею смертью искупил Иудеев от проклятия, то Он при этом имел в виду и то, чтобы язычники также получили благословение Авраама. Как же это могло случиться? Очень просто. Искупление Израиля от проклятия было вместе с тем и освобождением его от дальнейшего подчинения Моисееву закону, так как «быть под законом» (Гал. 4:4 и сл.) значило то же, что «быть под клятвою» (Гал. 3:10). Только освобожденная из границ закона религия Израиля могла стать религиею всего мира, потому что закон именно изолировал Израиля и его религию от других народов. Теперь, когда требования закона исполнены Христом, закон уже не держит в своих узах Израиля и данные ему в Аврааме обетования, и они могут делаться достоянием всего человечества. Теперь исполняется, в частности, и та заветная мечта всех христиан из язычников, чтобы иметь у себя обетованного Духа Святого с Его дарами (2-5 ст.). В этом получении даров Св. Духа мы все - Ап. разумеет здесь христиан как еврейского, так и языческого происхождения - мы все и принимаем те обетования, какие были даны Аврааму. Ведь к язычникам нельзя же в буквальном смысле относить те обетования, какие были даны Аврааму (о многочисленном потомстве, о земле Ханаанской). Таким образом, в последнем выражении 14-го стиха Ап. дает ясный ответ на поставленный им во 2-м стихе вопрос: каким способом получили Галаты Духа - через исполнение дел закона или через веру? Очевидно через веру, потому что и самый закон со времени крестной смерти Христа перестал иметь значение руководящего начала человеческой жизни.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 3:7
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
10. а все, утверждающиеся на дедах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Втор. 27:26).
11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет (Авв. 2:4).
12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им (Лев. 18:5).
13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» (Втор. 21:23)
Раскрывая учение о ненужности обрядового Моисеева закона с отрицательной стороны, Апостол показывает его тяготу, заключающуюся в проклятии, которому подвергается неисполняющий его, а также недостаточную силу для полноты спасения и ограниченность благотворного действия только на всецело исполняющего закон; тогда как по вере подается спасение легко всем, о чем были многие пророческие предсказания, из коих и Апостол приводит несколько выражений. И вся история Еврейского народа показывает, что когда они были верны закону, Бог благоволил к ним, а когда отступали, – были подвергаемы разным казням. С особенною выразительностью о казнях этих говорится во Второзаконии. Чрез жертвы были определены и способы избегнуть кары закона, поэтому жертв предписывалось множество и в великом разнообразии; причем, однако, сущность учения о жертвах заключалась в их прообразовательном отношении к жертве, принесенной Собою Христом, веруя в Которого и спасался приносящий жертву. Таким образом, и здесь спасающею была вера, а закон был только мерилом воздаяния, тяжелым игом, наложенным на избранных не по вере их, а по неверию, или иначе, по случаю нередких опытов их отступничества. И теперь сила греха та же, она отнимает благословение и навлекает наказание; но сущность новозаветного учреждения состоит в том, что Иисус Христос, распявшись за нас, взял на Себя ответственность за грехи верующих, посему жертвы и все обряды, соединенные с ними, теперь не нужны. Теперь, аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника, чего закон не давал и потому прежде был бессилен, а теперь и совершенно не нужен (1Ин. 2:1). Блаж. Иероним пишет: «Христос един за всех умре (2Кор. 5:14). Если за всех, то и за Моисея и за всех пророков, из которых никто не мог истребить древнее рукописание, написанное против нас и пригвоздить его ко кресту (Кол. 2:14). И они оправдались и спасались верою». «Может иной быть праведным, но однако-ж не быть живым, пока не воспримет веры во Христа, Который говорит: Аз есмь живот (Ин. 11: 25). И подобно тому, как сказано: праведный от веры жив будет, чистый от веры жив будет, мудрый от веры жив будет, мужественный от веры жив будет, в противность тем, которые, не веруя во Христа, думают быть и крепкими, и мудрыми, и воздержными, вообще праведными. Да ведаем, что никто не может быть жив без Христа, без Которого всякая добродетель не беспорочна». «И никого не должно смущать то, что Христос сделался за нас клятвою. Спаситель от полноты божества уничижил Себя до приятия зрака раба (Флп. 2:7). Но уничижение Господа нашего есть слава наша. Он умер, чтобы нам жить. Он стал клятвою, чтобы благословение на нас низошло и почило в нас». А св. Иоанн Златоуст говорит: «как кто-нибудь не подлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавит его от смерти, так поступил и Христос, принявший на Себя проклятие и освободивший от него. А закон говорил: сотвори и жив будеши, а так как всего, что предписано было в законе, никто не мог исполнить, то все подлежали наказанию, от которого и пришел освободить Христос по вере в Него, как посланного Богом, Отцом Спасителя».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Что в этом смысле закон был недостаточен для достижения спасения, это ясно сознавали ветхозаветные праведники. Так, например, пророк Аввакум прямо говорит, что только верой человек праведный, а не всякий, жив будет (Авв.2:4), т. е. получит, наследует жизнь вечную, т. е. а не этими внешними, обрядовыми делами закона.
Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла
Николай Рудинский, священник (†1937)
12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Поэтому-то законом никто не мог оправдаться перед Богом. Еще в Ветхом Завете сказано было пророком Аввакумом, что ревнитель закона праведный своею жизнью (Флп. 3:6), не за дела закона получал жизнь, оправдание от Бога, но за веру, и по вере в Бога (Авв. 2:4-12). Закон же Моисея, как и всякий закон, указывает оправдание в себе, исполни в точности все написанное, и получишь оправдание от Бога, жив будешь чрез это (Лев 18:5). Но будешь искать оправдания в законе, поддашься проклятию.
Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)
10. а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
10. (церк. сл) Ели́цы бо от дел зако́на суть, под кля́твою суть. Пи́сано бо есть: про́клят всяк, и́же не пребу́дет во всех пи́санных в кни́зе зако́нней, я́ко твори́ти я́.
Если благословение Божие почерпается при общении только с верным Авраамом и лишь чрез веру, то и доступно оно именно верующим, которые одни обладают истинным родством, ведущим к сыновнему приобретению оправдания Авраамова.
Закону здесь нет места, и его вторжение необходимо сопровождается обратными результатами с отстранением от благостной сферы. В этом и основание, что оказываются «под клятвою», наложенною еще на прародителей (Быт.3:16 сл.) и криминально обостренною номизмом, все, елицы от дел закона суть, или те, кто созидает свою правду на его фактическом осуществлении, поскольку этого совсем не бывает и быть не может по неустранимому препятствию.
Основным законническим требованием служит заповедь (Втор.27:26) о всегдашнем и всецелом исполнении всех дробных номистических предписаний, а они неизменно являются целью, подлежащей нашему непрестанному творению, и не находят в нашей воле законченности, нуждающейся лишь в сохранении и продолжении.
Самою своею исполнительностью мы нарушаем и оскорбляем законнические нормы. Посему закон не дает праведности, – и принципиальная причина коренится в самом существе истинного спасения, что праведник живет верою (Авв.2:4), ею сохраняет свою (праведную) жизнь, конечно, потому, что она служит исключительною опорой последней, а тогда неотразимо, что именно от веры он почерпает и самую свою праведность, которая – значит – без этого ни возникнуть, ни существовать не может.
Напротив, абсолютное условие законнического бытия полагается не в вере, а в строгом и точном исполнении («Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним, Я Господь, Бог ваш (Лев.18:2,4-5). Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив; ср. Неем.9:29. Иезек.20:21) закона, между тем этого ни у кого не бывает в такой степени, чтобы обладать оправдывающе-жизненными свойствами. Но всякие легалистические статуты, обязательно доставляя отплату награды за их точное применение, не менее неотвратимо навлекают наказание осуждения за малейшие неисправности.
В силу этого над подзаконными необходимо тяготеет неумолимая клятва, почему нужно наперед освободиться от нее, чтобы иметь фактическую возможность для достижения благословения Авраамова.
Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам