Скрыть
Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 10-29 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники

Ясно, что законом самим никто не оправдывается, так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закона и не подлежал бы проклятию закона; ибо, опять говорит, праведный от веры жив будет (Авв. 2:4). Закон же не от веры животворит, но исполнивший это (заповеди закона) жив будет этим (Лев. 18:5). Христос нас искупил от проклятия закона, ибо, придя (на землю), претерпел за нас проклятие: проклят, сказано, всяк висящий на древе (Втор. 21:23). Теперь же, поелику благословение Авраама чрез Евангелие Христово достигло до язычников, почему не спешите с радостью принять благословение Духа, обещанное Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? - Приводит в речи своей пример, что, как завещание утвержденное не отменяется, и не прибавляется какое-либо другое постановление сверх того, что положено в нем, - так и Аврааму изречено обетование: не ему и семенам его многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и семени его (Одному), Кто есть Христос. Итак, этого обетования, которое подобно завещанию утверждено было у Бога, от - самых дней Авраама, закон, бывший после четыреста и тридцати лет, не может отменить, и сделать бездейственным обетование. Ибо если, как утверждают ваши новые учители, по закону наследство, то уже не по обетованию, как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму чрез обетование даровал Бог, а не чрез закон, который преступников ради положен был, чтобы он своими установлениями мог подготовлять людей до времени, то есть - доколе не пришло семя, которое обетовано, в присутствии сонма Ангелов, рукою посредника. Но посредничество Ангелов было не в одном лице; Бог же, бывший среди них и давший это обетование, один был, который не изменяется. Итак, закон - не против обетований Аврааму, ибо если бы дан был закон могущий оживотворить, то упразднено было бы обетование. Но заключило Писание исполнителей закона под грех, дабы обетование от веры Иисуса Христа дано было не делающим (дела закона), но верующим. Однако же не совсем бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов, благодаря своим прещениям и наказаниям. Заключены были - разумей: сохраняемы были для той веры, которая уготована была для откровения нам. Итак, закон детоводителем нас был, поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к вере во Христа, которая оправдывает нас. Но когда пришла вера, уже не у детоводителя мы, то есть под законом; ибо все мы сыны Божии чрез веру Иисуса Христа, а не прежние рабы, угнетаемые под игом закона. Все, кои во Христа крестились и веруют, что облеклись во Христа, - не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству. Итак после прощения в крещении нет уже Иудея надменного, ни язычника отверженного, ни раба слабого, ни владыки горделивого, ни мужчины по власти своей и женщины с подчинением своим: ибо все вы одно есте во Христе Иисусе. Если же вы принадлежите Христу, Который от Авраама, то семя Авраамово вы, ставшие наследниками обетования.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 3:1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но посредник при одном не бывает, а Бог один

Что здесь скажут еретики? Ведь если (Отец только) один истинный Бог (Ин. 17:3), и вследствие этого Сын уже не может быть истинным Богом, то, следовательно, Он и не Бог, так как сказано: «Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Но если, несмотря на то, что Отец называется единым Богом (1Кор. 8:6), и Сын есть Бог, то очевидно, что если Отец называется истинным, – и Сын есть истинный. «Ходатай же, – говорит, – бывает посредником между какими-либо двумя сторонами. Между кем же был посредником Христос? Ясно, что между Богом и людьми. Видишь ли, как он доказывает, что сам (Христос) дал и закон? Если же Он сам дал закон, то имеет власть и отменить его.

Толкование на послание к Галатам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Но посредник при одном не бывает, а Бог один

[Моисей] был посредником между народом и Богом. Бог же един - и давший Аврааму обетование, и постановивший закон, и ныне показавший нам исполнение обетования. Ибо не иной Бог домостроительствовал первое, а иной - последнее.

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но посредник при одном не бывает, а Бог один

Так и Христос служит посредником между двоими, а именно, между Богом и людьми. Ибо Он примирил обоих, дав мир и уничтожив вражду, которая была у людей с Богом. С тех пор как соединил с Собой человеческое естество, Он дал мир, чудесным образом соединив с Божественной природой враждебную ей вследствие греха плоть. Итак, если Он ходатай и примиритель, то ясно, Он спасает, а не закон.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ходатай же единаго несть: Бог же един есть

Этот стих должно отнести к числу тех, о которых писал еще апостол Петр, что у апостола Павла есть места непонятные. Каждое положение отдельно понятно. Понятно, что ходатай единаго несть; он бывает обыкновенно между двумя сторонами или лицами. Понятно, что Бог Един есть, хотя и в Троице Лиц поклоняемый. Но как сии положения здесь вяжутся между собою и с ходом речи Апостола - непонятно. Древние наши толковники и не углублялись в это, но, высказав мысль каждого положения, далее не шли. Новейшие стали гадать, как понимать сие место в его связи, и нагадали. Один из них замечает, что к началу нынешнего столетия было уже нагадано до 250 предположений; но и всё еще продолжают там гадать. И едва ли этому будет конец.

Что же нам сделать? Всего лучше сказать: не понимаем и не беремся потому уяснять непонятное. Что бы ни пригадали мы, всего вероятнее, что не пригадаем удовлетворительного решения. Лучше и не браться. Ущерба от этого для понимания речи Апостола не будет: ибо слова сии, как и предыдущие: вчинен Ангелы, рукою ходатая, - представляют придаточные положения, которые, быв поняты, обогатили бы нас яснейшим и полнейшим познанием изрекаемого, но, и не быв поняты, не затемняют данного Апостолом решения на вопрос: что убо закон?

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Но посредник при одном не бывает, а Бог один

Без сомнения, посредник означает судью не одному, но двоим. И когда два народа боролись друг против друга, будучи постоянно в разногласии и вражде из-за различий в учении, пришел Спаситель - посредник между ними, и изъял у каждого из народов то, что разъединяло их, дабы между ними настал мир. Так, у язычников Он изъял множество богов, поклонение стихиям, столь раздражавших евреев. У иудеев Он изъял дела закона, т.е. новомесячье, обрезание, почитание субботы, различение пищи и другое, что отвергали язычники. Таким образом бывшие прежде врагами пришли к миру. Если это так, как же могли галаты настолько отупеть умом, чтобы разрушить такой мир возвращением в иудаизм!

На Послание к Галатам


Поскольку эти обстоятельства заставляли галатов обратиться к закону, чтобы исповедовать единого Бога без таинства [спасения], как будто враждебно было закону называть Христа Богом, - то Павел говорит: Судья, т.е. посредник, при одном не бывает, но, разумеется, при двоих; вы же, обратившись к закону, отвергли Судию. Но Бог один. Сказав это, апостол свидетельствует, что не проповедует Христа вторым Богом и не исповедует двух Богов, но только Единого, как и сам закон свидетельствует.

Вопросы Ветхого и Нового Завета

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но посредник при одном не бывает, а Бог один

На этот труднейший для понимания стих существует более трехсот толкований, которые все можно разделить на три группы. Так одни говорят, что Ап. доказывает здесь превосходство обетования пред законом тем, что понятие посредничества требует признания не одной, а двух сторон, тогда как Богу свойственно являться единою стороною — решающею все без всяких посредников… Другие, видя в этом стихе ту же цель, усматривают в даровании закона через посредника противоречие божественному единству в том, что при Синае присутствовало очень много народа или, как толкуют иные, много Ангелов, тогда как Богу свойственно вступать с кем либо в завет Одному. Третьи совершенно произвольно объясняют слово ἑνὸς как средний род. Наконец, по древнему святоотеческому толкованию, здесь Ап. указывает на Единого посредника — Христа (подробности см. у о. Галахова стр. 224-232). Но мысль места кажется довольно ясна. Ап. говорит, что посредника вообще для одного (дающего завет) — совсем не нужно. Один - сам объяснит все, что ему нужно и чего он хочет. Значит, если посредник выступает, то он является представителем многих, целой массы заинтересованных в заключении договора лиц. Но с чьей же стороны должен был выступить посредник при заключении завета при Синае? Тут выступили сотни тысяч евреев с одной стороны, а с другой - Единый Бог (а Бог - один). Ясно, что посредник был нужен народу, а не Богу, Который, как Один составляющий сторону, заключающую договор, мог Сам высказать Свои требования. Итак Моисей явился посредником и представителем не Бога, а народа Израильского. Значит, закон получен не прямо народом от Бога, а через посредника, что, понятно, унижает его по сравнению с обетованием Аврааму, которое Авраамом было получено от Бога непосредственно. Ап., очевидно, хочет сказать, что многотысячная толпа Евреев не была способна к общению с Богом непосредственно, тогда как единый Авраам легко вошел в общение с единым Богом и понял волю Божию совершенно правильно, не внося в нее никаких собственных прибавлений, чего нельзя было сказать о законе, в который были приняты и некоторые обычаи, установившиеся в народе Израильском (напр. обычай кровавой мести, обычай рабовладельчества). Закон, таким образом, имел индивидуальный, узко-национальный характер и не мог быть усвоен всеми народами, как это могло быть по отношению к обетованию.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 3:15

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

19. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника.

20. Но посредник при одном не бывает; а Бог один

Все отрицания значения закона естественно возбудили вопрос: так что же такое закон, какое значение его? Апостол отвечает: закон был руководителем ко Христу, а потому, когда Христос пришел, то проводник этот теперь уже ни для кого не нужен. Прежде всего педагогическое значение закона заключалось в том, что он ясно и определенно указывал, что́ должно и можно делать, как сообразное обетованию веры, и чего должно избегать, как преступлений, коими он собственно и вынуждался, так как закон естественный (в совести находящийся) и заключающийся в обещаниях Божиих завет оказались для жестоковыйных людей – недостаточно сильными.
Таким образом между законом и обетованиями веры противоположностей нет. Но закон имел служебное значение по отношению к обетованиям веры, т. е. он должен был действовать в пользу сохранения их и направления к центру их, т. е. ко Христу. Это подчиненное значение закона по отношению к обетованиям веры выражено было между прочим и в том, что обетования Аврааму даны были Самим Богом, а законы Еврейскому народу даны чрез посредника их Моисея и посредников Божиих – Ангелов. По поводу этих мыслей Апостола преосвящ. Феофан пишет: «Ангелы не творцы закона, а служители при учреждении его. Они от лица Божия, а Моисей от лица людей. Бог им внушал, они передавали Моисею, а он народу. Бог, явившись на Синае, показал, что закон идет от Него; но закон имел много подробностей; их удобнее было передать посредством Ангелов. Сам Моисей пред смертью свидетельствовал: Господь от Синая прииде со тьмами святых, одесную Его Ангели с Ним (Втор. 33:2). Что закон принят устроением Ангельским, о сем говорит первомученик Стефан (Деян. 7:53. Ср. Евр. 2:2).
Что касается труднейшего для понимания 20 стиха, то кажется самым ближайшим к смыслу контекста должно признать, что под словом «един» нужно разуметь единое обетованное семя, Христа Иисуса, Который есть Единый в собственном смысле Ходатай Бога и человеков, Который, будучи Сам Бог и человек, не имеет нужды в посреднике другом, вследствие чего обетования веры получают значение вечных, как исходящие от единого неизменного Бога. Обращая на сие внимание, блаж. Феодорит говорит: «Бог един есть: и давший Аврааму обетование, и поставивший закон, и ныне показавший нам исполнение обетования. Ибо не иной Бог домостроительствовал первое, а иной последнее». В одном из новейших объяснений говорится: «посредник от Существа и для Существа неизменного не нужен: а Бог такое именно Существо. Следовательно, обетования Божии не носят на себе временного характера» («Православный Собеседник» 1896 г. Июнь). Во всяком случае, это место поистине неудоборазумеваемое (2Петр. 3, 15), оно имеет более 400 объяснений. По мнению одного глубокомысленного исследователя, здесь мысль Апостола такая: «Посредник не бывает посредником кого-либо одного; необходимы два. Но Бог лишь один, и значит – закон, данный чрез Моисея, не исключительно божественный, но ограниченный соображением со вторым и по содержанию и по форме (ср. Иез. 20:25; Мф. 19:8). Искупитель же есть Бог и человек, и потому объединяет в Себе обе стороны. Тут не третий между двух, но един в двух. Подобно сему и в акте оправдания каждый внутренно сочленяется со Спасителем и в Нем и чрез Него с Первоисточником всякого бытия. В этом случае средостения не существует; в замен того мы видим прямое соприкосновение. Совсем не то было при Синае. Там посредник ниже Ангелов и не может быть совершенным заместителем Иеговы. Апостол не приводит этого положения догматически, чтобы не возбудить подозрения».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

20. Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

       Посредники бывают только между двумя и более лицами, при обетовании же никого не было, кроме единого Бога, Который даровал оное Аврааму непосредственно, этим самым показал, что к верующим Он стоит в более близких отношениях, чем к подзаконникам.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible