Скрыть
но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 10-29 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники

Ясно, что законом самим никто не оправдывается, так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закона и не подлежал бы проклятию закона; ибо, опять говорит, праведный от веры жив будет (Авв. 2:4). Закон же не от веры животворит, но исполнивший это (заповеди закона) жив будет этим (Лев. 18:5). Христос нас искупил от проклятия закона, ибо, придя (на землю), претерпел за нас проклятие: проклят, сказано, всяк висящий на древе (Втор. 21:23). Теперь же, поелику благословение Авраама чрез Евангелие Христово достигло до язычников, почему не спешите с радостью принять благословение Духа, обещанное Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? - Приводит в речи своей пример, что, как завещание утвержденное не отменяется, и не прибавляется какое-либо другое постановление сверх того, что положено в нем, - так и Аврааму изречено обетование: не ему и семенам его многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и семени его (Одному), Кто есть Христос. Итак, этого обетования, которое подобно завещанию утверждено было у Бога, от - самых дней Авраама, закон, бывший после четыреста и тридцати лет, не может отменить, и сделать бездейственным обетование. Ибо если, как утверждают ваши новые учители, по закону наследство, то уже не по обетованию, как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму чрез обетование даровал Бог, а не чрез закон, который преступников ради положен был, чтобы он своими установлениями мог подготовлять людей до времени, то есть - доколе не пришло семя, которое обетовано, в присутствии сонма Ангелов, рукою посредника. Но посредничество Ангелов было не в одном лице; Бог же, бывший среди них и давший это обетование, один был, который не изменяется. Итак, закон - не против обетований Аврааму, ибо если бы дан был закон могущий оживотворить, то упразднено было бы обетование. Но заключило Писание исполнителей закона под грех, дабы обетование от веры Иисуса Христа дано было не делающим (дела закона), но верующим. Однако же не совсем бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов, благодаря своим прещениям и наказаниям. Заключены были - разумей: сохраняемы были для той веры, которая уготована была для откровения нам. Итак, закон детоводителем нас был, поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к вере во Христа, которая оправдывает нас. Но когда пришла вера, уже не у детоводителя мы, то есть под законом; ибо все мы сыны Божии чрез веру Иисуса Христа, а не прежние рабы, угнетаемые под игом закона. Все, кои во Христа крестились и веруют, что облеклись во Христа, - не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству. Итак после прощения в крещении нет уже Иудея надменного, ни язычника отверженного, ни раба слабого, ни владыки горделивого, ни мужчины по власти своей и женщины с подчинением своим: ибо все вы одно есте во Христе Иисусе. Если же вы принадлежите Христу, Который от Авраама, то семя Авраамово вы, ставшие наследниками обетования.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 3:1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-22 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа

«Итак, закон противен обетованиям Божиим?». Если в семени Авраамовом даны были благословения, а закон вводит проклятие, то он, конечно, противен обетованиям Божиим. Как же он разрешает это противоречие? Сначала просто отрицает сказанное, говоря: «Никак»; а потом и доказывает (отрицаемое), говоря так: «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона». А эти слова имеют такой смысл: «Если бы мы, – говорит, – в законе имели надежду жизни, и если бы в его власти было наше спасение, то, может быть, и справедливо было бы то, что ты говоришь о законе; если же ты спасаешься верою, то, хотя бы закон подвергал всех и проклятию, ты никакого вреда не потерпишь после того, как явилась вера, от всего избавляющая. Если бы законом давалось обетование, то ты справедливо мог бы бояться, что, отпавши от закона, лишишься и оправдания; но если закон дан был для того, чтобы затворить всех, т. е., чтобы он обличил и обнаружил собственные прегрешения их, то он не только не препятствует тебе получить обетования, но даже содействует этому получению». Итак, указывая на это, он сказал: «но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:22). Так как иудеи не сознавали своих грехов, а не сознавая, не желали и прощения их, то Бог и дал им закон, который открывал бы их раны, и чрез это побуждал их искать врача. Слово «заключил» значит – «обличил, и обличив, держал их в страхе». Видишь ли, что закон не только не противен обетованиям, но даже и дан был из-за обетований? Если бы закон присвоил себе дело и власть оправдания, тогда это было бы сказано справедливо; но если он служит другому и для другого все делал, то как он может быть противен обетованиям Божиим? Если бы не был дан закон, то все погрязли бы в беззакониях, и никто из иудеев не пожелал бы слушать Христа; теперь же, когда закон был дан, он приносил двоякую пользу: во-первых, руководил к посильной добродетели внимающих ему, а во-вторых, возбуждал в каждом сознание своих грехов, что особенно располагало их искать Сына (Божия). Итак, те, которые не верили закону, не верили для того, чтобы не знать своих грехов. И указывая именно на это, он в другом месте сказал: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3).

Толкование на послание к Галатам

Августин Аврелий, блж. (†430)

но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа

Гордецам полезно быть крепче заключенными под грехом, дабы они при достижении праведности не полагались самонадеянно на свободу воли, как будто на собственные силы.

О благодати Христа и первородном грехе


Преступление закона необходимо было, чтобы сломить гордость тех, кто, славясь отцом своим Авраамом, претендовал на что-то вроде природной праведности - настолько же вредоносно, насколько и грубо возносясь над язычниками заслугами своего обрезания. Но язычников легко было принизить и без такого рода преступления, ибо благодать Евангелия обнаружила, что люди эти, знавшие, что не получили ростков мудрости от отцов своих, являлись рабами идолов… Итак, закон дан не для того, чтобы уничтожить грех, но чтобы всех заключить под грехом. Закон и показал: грехом является то, что иудеи в слепоте своей могли принимать за праведность, - чтобы через это унижение они познали: их спасение не в их руках, но в руке Посредника. Многое, конечно, может унижение, когда нас охватывает гордость. Такое смиренное состояние позволяло принять благодать Христа, Который есть сам образец смирения.

Изложение Послания к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

но Писание всех (τα πάντα) заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа

Закон, говорит, не имел силы освободить от грехов, но содействовал тому, чтобы заключить людей под грехом, то есть показать их грешниками и принудить, чтобы они возжелали отпущения грехов и обратились ко Христу, могущему даровать оное. А так как иудеи, не чувствуя всей тяжести грехов, и прощения их не желали, то Бог дал закон, который заключает их, то есть теснит и подавляет обличениями, объявляет их грешниками и побуждает искать способа получить прощение. А этот способ есть вера во Христа, посредством которой мы получаем благословение и оправдание.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

но затвори Писание всех под грехом, да обетование от веры Иисус Христовы дастся верующим

Затвори Писание, - то есть Писание решительно утверждает, что все находятся под грехом, или Писание всех называет грешниками, всех обличает в грешности (см.: блаженный Феодорит). Если бы закон оправдывал, давал правоту внутреннюю, оживлял, то Писание так не утверждало бы, а говорило только, что все под грехом, кроме состоящих под законом. Поелику же оно говорит, что все под грехом, то и подзаконники под грехом; и, следовательно, закон не живил, не от закона правда. Всех - по-гречески: τα παντα; верно, подразумевается: εθνη, - народы, все народы, все человечество. А можно и неопределенно говорить: по Писанию всё под грехом.

Или затвори - держало под грехом, как в оковах, в темнице какой. Тогда Писание будет ветхозаветное учреждение, письменно от Бога преданное и как иго возложенное на иудеев. Ибо центр ветхозаветного Писания - закон, чрез Моисея данный; предшествовавшие ему Книги суть введение к нему; а последующие пророческие Писания - разъяснение его. Таким образом, затвори Писание - будет то же, что закон затворил всех под грехом, всех, то есть всех без исключения подзаконников. Это будет прямо соответствовать предшествовавшей мысли: если б закон мог живить, он заменял бы обетование, давал бы правду. Но он, говорит, не только этого не делает, напротив, держит всех под грехом, как в затворе. Он требует: того не делай, другого не касайся или будь таков и таков; а сил на то не дает. Все признают обязательность его требований, но все же видят, что кругом пред ним виноваты; виноваты чрез закон, а высвободиться из виновности посредством закона не могут. Вот как закон, Писание, затворил всех под грехом, всех держал в сознании своей грешности, следовательно, подсудности и безответности.

Но такое следствие от закона было совсем не на зло и пагубу, а на спасение. Так учредил Сам Бог, чтоб при посредстве чувства самосохранения, Богом же в естество нам вложенного, выводить подзаконников на истинный путь спасения. Ибо кто себе враг? Видя, что закон вводит только в грешность, углубляет сознание грешности всесторонней, всякий подзаконник тем самым побуждался искать избавления от грешности. Как же? Сбросить иго закона? Но это еще хуже. Нет, устремлять уповательный взор на Того, на Кого указывал закон, яко тень грядущих, и Кого живописали Пророки. Так до пришествия Сего Обетованного; а по пришествии Его, к Нему Единому прилепиться верою и жизнь от Него принять, которой не давал закон, а только жажду ее раздражал, с оставлением уже, конечно, и закона - как исполнившего уже свое временное служение.

Этот именно смысл и содержится в словах Апостола: да обетование от веры Иисус Христовы дастся верующим. Затем, говорит, закон затворил всех под грехом, чтоб, когда придет Избавитель, все к Нему устремились, чтоб все до этого момента переиспытали всевозможные способы самоисправления и самооправдания и осязательно удостоверились, что ничто не сильно дать нам сего блага, ни даже закон, Богом данный. Оно сохранено для веры Иисус Христовы и ею одною подается верующим. Но в этом и существо обетования; следовательно, и само обетование исполняется только верою. Обетование есть благословение Авраамово, состоящее в приятии Духа благодати чрез веру в Господа, благодати возрождающей, дающей новую о Христе Иисусе жизнь, освящающей.

Обетование от веры… дастся, верующим. Здесь не тождесловие, а разные значения веры. Слова: от веры Иисус Христовы - означают новозаветное учреждение всё, всю экономию спасения в Господе Иисусе Христе, все блага духовные, Им людям снисканные и Церкви Своей святой вверенные. Он хочет сказать: обетование исполняется не Ветхим, а Новым Заветом. Слова же: дастся верующим - указывают на личную каждого христианина веру, которою он сподобляется благ, коими обогащает Господь Иисус Христос. Слышащий Евангелие верует; верующий крестится и в крещении водою и Духом рождается для новой жизни во Христе Иисусе, коею и начинает жить в несомненном уповании, что Начавший в нем сие дело доведет его и до конца, при всевозможном, конечно, внимании, усердии, труде и со своей стороны.

Из всего, сказанного Апостолом, выходило, что закон никак не против обетовании; напротив, он и хранил подзаконников для обетования, и подготовлял их к достойному принятию его. Святой Златоуст мысль Апостола выражает так: «Бог дал иудеям закон, который бы открывал их раны и побуждал искать врача. Слово: затвори - значит то же, что обличил, и, обличив, содержал их в страхе. Видишь ли, что закон дан был не только не противу обетованием Божиим, но даже в пользу обетований? Если бы закон себе присвоил дело и власть оправдания, тогда справедливо было бы сказано о нем, что он противен обетованиям. Но когда он служит другому и для другого все делал, то как же он противен обетованиям Божиим? Если бы не дан был закон, то все погрязали бы в беззакониях и никто из иудеев не стал бы слушать Христа. Теперь же, когда закон был дан, то он приносил двойную пользу: во-первых, руководил к посильной добродетели внимающих ему, во-вторых, возбуждал в каждом сознание своих грехов, что особенно располагало их искать Сына Божия».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Фульгенций Руспийский, еп. (†527)

но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа

Следовательно, закон без благодати может показать болезнь, но не исцеляет; он выявляет раны, но не прописывает лекарства. А чтобы исполнилось предписание закона, благодать содействует этому изнутри.

Об истине предопределения и благодати

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-22 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа

Можно ли после всего сказанного говорить, что закон Моисеев противен, т. е. хочет и может заменить собою обетования Божии, данные Аврааму (kata имеет значение против)? Ни в каком случае. Он мог бы высказывать такую претензию, если бы мог животворить, т. е. обновлять человека нравственно (zwopoihsai - здесь, как и в др. посланиях Павла - Рим. 7:5 и сл. 7:9-13; 8:2-11; 2Кор. 3:6-9; Еф. 2:1, 5 - означает нравственное оживление, которое может быть приравнено к оживлению мертвых). Но Ап. уже показал (Гал. 2:16; Гал. 3:10-12), что закон не способен на это дело. А если это так, то ясно, что и в Ветхом Завете праведность приобреталась не благодаря закону и что, следовательно, закон не может входить в конкуренцию с обетованием и предлагать какой-нибудь столь же доступный, как и вера, - которую требовало обетование, - путь к оправданию и к получению обещанного наследства. Напротив, Писание, т. е. весь Ветхий Завет, всех заключило или заперло как бы в темницу под грех или иначе все (panta), т. е. и людей и дела их объявило, признало такими, которые заслуживают названия «грешных», и всех поместило этим как бы в заключение, из которого нет выхода (ср.: Рим. 3:9-18). - Дабы обетование… Иудеи и иудео-христиане, которым ближе всего дано Писание, должны из согласного свидетельства этого Писания относительно греховности всех людей и всех человеческих поступков узнать, что никогда в истории Израильского народа не было такого времени, чтобы существовала праведность, получаемая из закона или благодаря закону. Отсюда они должны придти к такому выводу, что для получения оправдания всем нужно уверовать в Иисуса Христа и через Него уже получить обещанное Аврааму и его потомству наследие.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 3:15

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

21. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;

22. но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере

Продолжая указывать преимущества обетования, Апостол указывает на то, что закон не давал нравственных сил, даже напротив, он был как бы стражею и узами греховности, между тем как от исполнения обетований получалось оправдание, и при том чрез простое движение сердца, т. е. чрез веру в Иисуса Христа, что так всем доступно. Блаж. Иероним пишет: «не должно думать, что закон исключает обетование. Напротив, из того, что он не мог живить, не мог доставить того, что́ обещало обетование, явно, что он сам дан в охрану обетования, а не на уничтожение его. Если бы дан был закон, могущий доставить жизнь и исполнить то́, что обещало обетование, точно тогда обетование было бы исключено законом. Но он, будучи дан преступлений ради, скорее обличает тех грешников, которым после обетования дан он в охрану; дабы, поскольку свободною волею не хотели они в непорочности ожидать обетованного, то, хотя узами закона быв связаны и как бы в рабство законоположения быв отданы, были они соблюдены к пришествию Христа для веры в Него, в коей исполнение и конец обетования». А св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог дал Иудеям закон, который бы открыл их раны и побуждал искать врача. Он приносил двойную пользу: во-первых, руководил к посильной добродетели внимающих ему; во-вторых, возбуждал в каждом сознание своих грехов, что́ особенно располагало их искать Сына Божия. Закон, содержа их в страхе и жизни по закону, как бы в стенах каких, тем самым соблюдал их для веры». «И то, что они оказались преступниками закона не во вред, а в пользу послужило тем, кои уверовали; ибо познание опаснейшей болезни заставляет и сильнее желать врача, и пламеннее любить его, потому что кому больше отпускается, тот больше любит» (Блаж. Августин).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

22. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

       Писание – это тот же закон, как основа ветхозаветных писаний. Закон своими требованиями – того не делай, другого не касайся или будь так и таков, а сил исполнить эти требования не давая, привел всех подзаконников к сознанию своей виновности, подсудности и безответности, и тем самым всех объявил повинными греху – грешниками. Однако такое впечатление, закон, вел не к погибели, а к спасению. Из чувства самосохранения, сознавая себя кругом виноватым по закону перед Богом, подзаконный грешник побуждался искать избавления в обетованном Господе Иисусе Христе, веровал в Него, стремился к Нему, чтобы получить от Него и прощение грехов, и благодатные силы для новой духовной жизни. Это и есть обетование веры, к которому закон только приводит, а сам не дает. Как закон приводил к вере, раскрывается далее.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible