Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к галатам 4:19
Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Марий Викторин (†IVв.)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 12-20 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас
Будьте как я теперь без этих (дел закона), поелику и я как вы наблюдал эти предписания. Ничем вы не обидели, что могло бы побудить меня перемениться в отношении к вам. Знаю я, что по (причине) немощи плоти моей благовествовал я вам прежде: или в слабости членов своих, или в искушении от врагов своих. Это-то самое искушение, которое представлял я в себе самом, вы не презрели, но как Ангела, который лишен страданий, в самом страдании приняли меня. Посему таким людям, кои, если бы возможно было, очи ваши исторгли бы и дали бы мне, - неужели я стал бы преподавать вам ложь, смешанную с истиною? Также и я не враг вам, но доверил вам всю истину, то есть утвердил вас во всей истине, когда проповедывал вам. Но те, кои ненавидят вас за то, что вы получили Духа без соблюдения закона, принудить вас хотят, чтобы, обратившись к ним, вы соревновали им, обрезываясь вместе с ненавидящими вас за то, что вы получили, чего у них нет. Хорошо же, если кто соревнует не в предметах вредных, но в хорошем и полезном. Опять мучаюсь я рождением вас дотоле, когда изобразится Христос в вас, то есть пока не вселится в вас Христос. Желал бы я быть у вас и изменить голос мой, для утверждения вас другим учением, поелику удивляюсь столь быстрой перемене вашей.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 19-20 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас
Смотри, как смущается, как беспокоится он. «Братия моя, прошу вас»; «Дети мои, для которых я снова в муках рождения». Он подражает матери, которая боится за детей своих.
«…Доколе не изобразится в вас Христос». Видишь ли любовь отеческую? Видишь ли скорбь, достойную апостола? Слышишь ли, какой он испустил вопль, более горький, чем вопль рождающей? «Вы уничтожили, – говорит, – образ, утратили высокое сродство, изменили подобие; вам нужно другое возрождение, новое воссоздание; но, несмотря на это, я все еще называю вас детьми, – вас, выкидышей и недоносков». Впрочем, он не говорит именно так, но иначе, так как щадит их и не хочет ожесточать, налагая раны на раны; подобно тому как искусные врачи лечат подвергшихся продолжительной болезни не сразу, но с промежутками, для того, чтобы они, впав в малодушие, не умерли, – точно так же поступает и блаженный (Павел). А эти мучения его тем были болезненнее мучений телесных, чем сильнее была его любовь и чем важнее был грех их.
Впрочем, – как я всегда говорил, и не перестану говорить, – и малое преступление обезобразило всю красоту и повредило образ (Божий в человеке). «Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой». Заметь, как он нетерпелив, как пылок, как не может этого снести. Таково уже свойство любви: она не довольствуется (заочными) словами, но ищет и свидания. «Чтобы изменить голос мой», – говорит он. Это значит – изменить его в плачевный, проливать слезы, и заставить плакать всех. Но в письме ведь невозможно было показать слезы и рыдания, а потому он и горит желанием видеться с ними.
«…Потому что я в недоумении о вас». «Я не знаю, – говорит, – что сказать; не знаю, что подумать. Как это вы, достигши такой небесной высоты, и чрез тяжкие бедствия, которые вы претерпели за веру, и чрез знамения, которые вы совершили верою, теперь внезапно снизошли до такого унижения, что обращаетесь к обрезанию и субботам, и соединяетесь с иудеями?» Вот почему он и вначале сказал: дивляюсь, что вы… так скоро переходите к иному благовествованию« (Гал. 1:6), и здесь говорит: «я в недоумении о вас», – как бы говоря этим: «Что мне сказать? С чего начать речь? Что подумать? Недоумеваю. Поэтому остается только плакать, как поступали и пророки в безнадежных случаях». Но и такой способ врачевания немаловажен – чтобы не только увещевать, но и плакать. Об этом сказал он и в беседе к милетянам: «три года со слезами я не преставал учить вас» (Деян. 20:31). То же говорит и здесь словами: «изменить голос мой». Да и мы, побеждаемые постигающими нас против ожидания безвыходными и затруднительными обстоятельствами, чаще всегда предаемся слезам. Итак, обличив их и укорив и снова утешив, он, наконец, стал плакать; плач же выражает не только порицание, но и ласкательство. Он не раздражает подобно порицанию, и не расслабляет подобно угождению, но есть врачевство смешанное, и в увещаниях имеет великую силу. Таким образом, смягчает их сердце своими слезами; и, более расположив их к себе, он снова вступает в состязание, предлагая на рассуждение предмет еще более важный и показывая, что и самый закон не требует, чтобы его соблюдали. Выше он привел в пример Авраама, а теперь представляет самый закон убеждающим, чтобы его не соблюдали более, но оставили, что, конечно, являлось более сильным (доказательством). «Если вы хотите, – говорит он, – быть послушными закону, то оставьте его, так как он сам этого требует. Впрочем, (апостол) не говорит именно так, но иным образом достигает того же самого, воспользовавшись историей.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос
Тот, который в другом месте говорил как отец: хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1Кор. 4:15), — теперь обращается к ученикам не как отец, а как матерь во Христе, чтобы они признали в нем страдания и благорасположение как первого, так и второй.
Нам необходимо тщательно держаться примера, употребленного апостолом, т.е. примера беременной женщины, чтобы мы могли понять то, что сказано… Так и семя слова Христова западает в душу слушающего, возрастает по степеням своим, и (я пропущу многое, потому что мы легко можем телесное описание перенести на духовное понимание) так же долго бывает в неопределенном положении [плода во чреве], как долго рождает та, которая зачала. Не тот же час оканчивается труд [рождения]; сразу же начинается другой труд, состоящий в том, чтобы воспитать живущее молочной пищей детство заботливо приготовленными яствами и довести его до полного возраста Христова.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос
Люди зачинаются в утробе матери, чтобы сформироваться, а когда сформируются, они рождаются. Может удивить сказанное апостолом: Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Мы должны понимать, что муки рождения обозначают его заботы и стеснения о том, чтобы они родились во Христе, а также мучения из-за грозящей им опасности совращения, которую видит Павел.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вторично терплю болезни рождения, потому что первые были неудачны и вы сделались мертворожденными. Сим обличается и безумие последователей Новатовых, затворяющих двери покаянию.
Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос
Но в каком месте, или в какой части тела, думаете, полагает он, что вообразится Христос? В лице или в груди? Нет, в сердце нашем воображается Он и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве ее делает некоторые движения (взыграся), и нельзя ей не знать, что имеет плод во чреве, так и тот, кто имеет вообразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграния, то есть осияние и облистание Его, и видит внутрь себя воображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж не призрачно и не несущественно, каково то, что видится в зеркале, но в нем видится Христос, как свет, всущественно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым, во образе безобразном и в виде безвидном.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос
Подражает матери, трепещущей за детей своих. Вы, говорит он, извратили образ Христов, который вы имели в себе от крещения, и требуете нового возрождения и воссоздания, дабы опять явился в вас образ Христов и отпечатлелся на вас Его характер. Опять нахожусь в муках рождения, снова возрождаю вас посредством учения. Но не отчаиваюсь. Посему и называю вас детьми, чтобы и вы не теряли надежды. А это против новатиан: Павел галатов возрождает и обновляет, а они (новатиане) не принимают исправления посредством покаяния.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас
Родил их святой Павел благовествованием; а они теперь, уклоняясь от существа благовестия, замирать стали. Почему он снова усиливается вознести в них огнь новой жизни и заботится о том с болезнию сердца,- не легкою, а такою, которая равняется болезням рождающей. Сравнение очень выразительно: оно и дело живо представляет, и Апостольскую ревность ярко живописует. В какой тесный и живой союз с обращенными вступал святой Павел! И как полно их состояние отражалось в его сердце утешением или скорбию! Называя, однако ж, себя сущим в болезнях рождения, святой Павел выражает тем надежду, что галаты опять возродятся в том же духе, отставши от принятых ими мертвящих элементов.
Предыдущая речь подала святому Апостолу повод излить пред галатами всю свою родительскую к ним любовь. Вспомнив о ревности их, вспомнил и о совершенстве веры, и том добром состоянии во Христе Иисусе Господе, в котором они находились и которое теперь потеряли или терять начали. Сжалось сердце, возболезновал дух и возжег зельную заботу о восстановлении их в прежний чин. Вот он и вопиет: чадца!
Дондеже вообразится. Верою и крещением вообразился в них Христос. Прилепились они к Нему, живо созерцая избавление смертию Его и дарование новой жизни благодатию Его. Склоняясь на иудейство, они попустили омрачиться и расстроиться в себе сему, светло созерцаемому, образу спасения в Господе Иисусе Христе, умалиться и самому подобию Христа, даемому душам во благодати. Вразумляя их, Апостол возводит их к прежнему созерцанию спасения в Господе и отображению подобия Христа в душах их. Чая сего, трудится и, трудясь, болезнует, как рождающая, уверяя, что не перестанет так болезновать, пока те опять не станут, как были прежде.
Вот предел, до которого ревнителям о спасении других должно доводить руководимых ими и доведши до которого они могут с уверенностию сказать, что те поставлены ими на ноги!
Изображения такой сильной любви, какою дышат слова сии, должны были победоносно подействовать на галатов, чего и ищет святой Апостол в настоящем отделении. «Смотри, как он смущается; как беспокоится,- говорит святой Златоуст.- Братие мои, говорит, молю вы: чадца моя, имиже паки болезную. Это голос матери, которая боится за детей своих. Дондеже вообразится в вас Христос. Видишь ли и любовь отеческую, и скорбь, достойную Апостола? Слышишь ли вопль, гораздо более горький, нежели вопль рождающей. Вы сокрушили, говорит, образ, утратили высокое сродство, изменили подобие; вам нужно другое возрождение, новое воссоздание. Однако еще не перестаю называть вас чадами, вас, недоносков и выкидышей. Впрочем, он не говорит так, а иначе; ибо щадит их и не хочет ожесточать, налагая раны на раны. Но как искусные врачи подвергшихся продолжительной болезни врачуют не вдруг, но с перемежками, дабы не привести их в малодушие и не погубить: так поступает и блаженный Павел. И сии мучения его тем были болезненнее мучений телесных, чем сильнее была любовь его и чем важнее был грех их. Впрочем, как я всегда говорил и не престану говорить, и небольшое преступление повредило и обезобразило всю красоту и образ Божий в человеке».
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос
Вот образец любви пастыря к пасомым!
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.
Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».
Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями».
1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».
Евр.13:7,17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам»...
Гал.4:19. «Дети мои!»
1Ин.2:1. «Дети мои!»
1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».
Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»
Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом – Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).
Марий Викторин (†IVв.)
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос
В разных смыслах говорится о сынах: то по любви, то по природе, то по крови, то по религии. В этом [последнем] смысле ныне говорит Павел: Дети мои. Либо потому, что в силу крещения, которое есть второе рождение, воспитатель или восприемник крещеного называется отцом; либо потому, что Павел, обновляя галатов во Христе, делает их своими детьми. Более того, он добавляет: для которых я снова в муках рождения, - т.е. я жажду родить и жажду, чтобы вы родились к жизни и ко спасению в великих трудах и болезнях моей души.
Комментарий на Послание Галатам
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Православное установление
Для оправдания человека необходима не одна вера, но и прочие добродетели, такие как страх Божий, надежда, любовь, покаяние, принятие таинств, намерение или начинание проведения новой жизни. Так верует вся Восточная Православная Кафолическая Церковь. Смотри Книгу исповедания Православной веры, утвержденную соборно, и засвидетельствованную всеми четырьмя святейшими патриархами, прочими архиереями и всем освященным Собором. В первой части этой книги первый вопрос такой: «Что должен соблюдать православный кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ: «Правую веру и добрые дела, ибо кто имеет и то, и то, является добрым христианином и имеет твердую надежду на вечное спасение, по свидетельству Священного Писания: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26). И в другом месте апостол Павел говорит: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:19). И в другом месте: хранящие таинство веры в чистой совести (1Тим.3:9). Та же Книга Православного исповедания в третьей части, в вопросе 39 говорит: «Грешат те, кто одной верой без добрых дел надеются наследовать жизнь вечную».
Но постараемся обратить внимание как и на каких словах Священного Писания утверждается наше православное установление.
Во-первых, для оправдания необходима вера. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11,6).
Здесь первое движение к Богу апостол приписывает вере, ибо удалившиеся от Бога начинают ею к Нему приближаться. И еще: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали?... Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим.10,13-15). Здесь апостол описывает чин оправдания. Во-первых, он показывает послание проповедающих. Во-вторых, саму проповедь Евангелия. В-третьих – веру. В-четвертых – призывание имени Господня. В-пятых – спасение, то есть оправдание. Первое и второе, то есть послание, проповедников и проповедь, находятся вне нас. Но вера находится в нас, и она есть первое начало оправдания. За верой следует призывание и прочее по своему чину. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Здесь святой Иоанн [Богослов] явно учит, что те, которые принимают Христа верой, еще не являются чадами Божиими, но имеют власть и могут ими быть, если приложат к вере прочие добродетели.
Кроме Священного Писания причина такова, что кто-то может верить в то, на что не надеется и чего не любит, но он не может любить и надеяться на то, во что не верит. Отсюда ясно, что вера есть основание надежды и любви, а так же прочих добродетелей.
Во-вторых, для оправдания необходим страх Божий. Ибо как вера есть начало оправдания, по сказанному выше, так Писание говорит и о страхе Божием: Начало премудрости – страх Господа (Пс.110,10; Притч.1,7; Сир.1,15). Но какая может быть большая духовная премудрость, чем оправдание, при котором человек удаляется от грехов и приступает к Богу, приходит от мрака греховного к свету, от неведения – к познанию истины? Еще: Вера постольку является началом оправдания, поскольку человек верой взыскивает Бога, но то же производит в человеке и страх Божий, ибо написано: Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу (Пс.77,34). И еще: Покрой лица их безчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! (Пс.82,17). И в Книге пророка Ионы, когда пророк Иона угрожал разрушением города, царь и все люди Ниневии сразу обратились к Богу (Иона.3). Еще: Вера оправдывает, поскольку в нас изображает Христа, по слову Павлову: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19). Но то же самое пророк Исаия приписывает и страху Божию: когда наказание Твое постигало его (народ – Примеч.) (из-за страха Твоего – слав.) … Господи. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер (дꙋхъ – слав.); спасения (Ис.26,16-18).
Помимо Священного Писания есть еще такая причина. Так как природа страха – это ни что иное, как только избегать вреда и искать средств и всяких способов, с помощью которых можно укрыться от настоящей или грядущей беды. Поэтому святой Иоанн Креститель, побуждая народ к покаянию, восклицал: кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3,7-8). Но и мы, не то же ли видим и познаем самим опытом, когда во время настоящих бед, таких как эпидемии, морские бури, громы, молнии и прочие беды, понуждаемые страхом, прибегаем к Богу и предпринимаем много старания о спасении?
В-третьих, для оправдания необходима надежда и упование. Надежда или упование рождается от веры, равно как и страх. Ибо как вера учит, что Бог есть Судия праведный, суровый Наказатель грехов, уготовивший не кающимся грешникам огонь неугасимый, так та же вера учит, что Тот же Бог есть всемилостивый Отец щедрот и всякого утешения, не хотящий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. И поэтому Он послал на землю Сына Своего и готов ради заслуг Своего Сына помиловать всех грешников, если они обратятся всем сердцем своим и сотворят достойные плоды покаяния. А что надежда или упование необходимы для оправдания, ясно из Священного Писания: спасая надеющихся на Тебя (Пс16,7). Уповающего на Господа милость окружит (Пс.31,10). И сохранит их, ибо они уповали на Него (Пс.36,40). «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его» (Пс.90,14).
Но и Сам Христос говорит расслабленному: дерзай, чадо! (то есть уповай) прощаются тебе грехи твои (Мф.9,2).
Отсюда святой Амвросий [Медиоланский] в книге 1 о покаянии в главе 1 говорит: «Никто не может приносить покаяние, если не надеется на прощение».
В-четвертых, для оправдания необходима любовь. Сам Христос говорит об этом: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). И апостол Павел: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.5:6).
В-пятых, для оправдания необходимо покаяние. Покаяние есть сожаление о содеянном зле и омерзение греха. Оно необходимо для оправдания, так как в Деяниях апостолов написано: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян.11:18). И еще: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор.7,10). И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему (Иез.18,21-22). Что может быть яснее этих слов Писания? Ибо если Бог дал покаяние в жизнь (вечную – Примеч. ), если печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, и если кающийся беззаконник жив будет и не умрет, как говорят вышеприведенные слова из Писания, то как может оправдать и спасти только одна вера? Или как тогда покаяние может быть ненужным для оправдания и спасения?
В-шестых, для оправдания необходимо принятие святых таинств. Таинства для оправдания и спасения благопотребны такие. Для неверующих – Крещение, а для верующих и согрешивших после Крещения – Покаяние и разрешение от грехов, ибо написано: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). И еще: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23). Это два лекарства на греховные язвы, то есть Крещение и по Крещении для согрешающих власть разрешения (от грехов – Примеч.), данная Христом священникам. Если кто презрит эти лекарства, установленные Самим Христом, тот оправдан и спасен быть не может. Поэтому святой апостол Петр соединяет оба: покайтесь (сказал), и да крестится каждый из вас (Деян.2:38).
В-седьмых, для оправдания необходимо намерение и начинание проведения новой жизни и соблюдение всех заповедей. Об этом говорит Господь у пророка Иезекииля, 18: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез.18:31). Это необходимые приготовления для оправдания. А что противники говорят, что якобы для оправдания и спасения достаточно одной веры, то этому совершенно невозможно быть истинным, ибо апостол говорит: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 19-20 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас
Дети мои - точнее: «деточки мои» (teknia mou). - Я снова в муках рождения (wdinw), т. е. снова чувствую боли, какие чувствует рождающая женщина. Ап. действительно много страданий перенес, обращая Галатов в христианство (ср.: Гал. 4:11 и Гал. 4:13). Теперь, после их отпадения к иудейству, ему снова нужно их обращать опять с такими же муками. - Доколе не изобразится.. т. е. доколе Христос не получит в вас внешнего вида или внешней формы, чтобы стать видимым в вас (ср.: Рим. 2:20; 1Кор. 4:6; 9:15). Христиане представляют собою образ Христа, как необращенные ко Христу - образ Адама (1Кор. 15:49). - Изменит голос - т. е. заговорит по другому, другим тоном, чем прежде говорил с Галатами, потому что он не знает, к чему еще можно ему прибегнуть в таком затруднении.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 4:12
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
17. Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20. хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас
Сравнивая свои отношения к Галатам с отношениями к ним лжеучителей, Апостол указывает на неблагонамеренность этих лжеучителей, которые хотели покорить Галатян своему лжеучению и тем отклонить от Христа, между тем как Апостол заботился привлечь их не к себе, а ко Христу, чтобы сделать их возможно полными подражателями Его. Как отец, Апостол заботился о благе духовных чад своих, а потому изменчивость Галатов доставляла ему великое огорчение, а вместе и думы о том, как бы снова обратить их в прежнее благоприятное для веры состояние, и не было ли полезным явиться к ним лично с грозным словом, которое имеет важное значение, пока обличаемые еще не совершенно отпали от духа обличителя. По слову св. Иоанна Златоуста, Апостол как бы говорит так: «лжеучители заботятся, стараясь лишить вас совершенного ведения и привести к поверхностному и ложному. И это делают они для того только, чтобы им самим стать в чин учителей, а вас, которые теперь выше их, поставить на место учеников. А я напротив желаю, чтобы вы были лучше их и служили примером для совершеннейших, каковыми вы и были во время пребывания моего у вас». «Вы сокрушили образ, утратили высокое сродство, изменили подобие; вам нужно другое возрождение, повое воссоздание. Однако не перестаю называть вас чадами. Не знаю, что сказать, не знаю, что придумать, отчего бы вы, достигши такой небесной высоты, теперь вдруг низошли до такого унижения и такой бедности, что обращаетесь к обрезанию и субботам, и соединяетесь с Иудеями? Итак остается только плакать».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Святой Павел любовью своей пытается удержать галатов от отпадения от Христа. Он любит их, как своих дорогих деточек, потому что возродил их во Христа в муках рождающей. И теперь он снова испытывает эти муки, потому что помрачился запечатленный ранее в них светлый лик Христа, именно вследствие уклонений их от Него, и снова он будет мучиться до тех пор, пока этот лик Христа не отразится в них опять вполне, доколе они не станут совершенными христианами.