Скрыть

Толкования:

Амвросиаст

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

Полнота времени есть наступление момента, предопределенного Богом Отцом для послания Сына Своего, чтобы, родившись от Девы как человек, Он подчинился закону вплоть до времени крещения и открыл путь грешникам - дабы они, омывшись и сбросив иго закона, удостоились усыновления Богом, как Он и обещал искупленным кровью Сына Своего. Потому Спасителю, как сыну Авраама по плоти, необходимо было подчиниться закону, чтобы, будучи обрезан, Он был воспринят как Тот, Кто пришел оправдать верою язычников, поскольку на Нем был знак обетованного Аврааму.

На Послание к Галатам.

Блж. Феодорит Кирский

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

В надлежащее время, какое определил Бог, послал Он Сына Своего исполнить тайну вочеловечения. И Сын, восприняв наше естество, родившись от Девы и жительствуя по закону, подлежащих наказаниям закона соделал свободными и даровал нам обетованное усыновление. Надлежит же заметить, что слово послал апостол приложил к вочеловечению. Ибо не сказал: послал Его родиться от жены, - чтобы мы не поняли это как послание Божества, но говорит: Который родился от женщины. А это свойственно домостроительству [воплощения].

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление

Пока были юны, мы подчинялись новомесячиям и субботам, но когда наступило определенное время воплощения Христова, когда род человеческий, прошедши все виды зла, нуждался во врачевании, тогда Бог послал Сына Своего (то есть благоволил придти), Который родился (γενόμενον), не сказал: «чрез жену», чтобы не дать оправдания тем, которые говорят, что Господь прошел чрез Деву, как чрез канал, совершенно призрачно, – но: от жены, то есть принял тело из самого существа Ее и был плодом чрева Ее. И был под законом, принял обрезание и совершил все, дабы избавить нас от клятвы, которой Сам не подлежал. Два же спасительных действия указывает он в воплощении Христовом: освобождение нас от клятвы закона и дарование усыновления. А воспринять сказал для того, чтобы показать, что усыновление предназначалось нам издавна по обетованию, хотя по причине нашей незрелости и не давалось нам. Ибо и обещанное Аврааму наследие было усыновление. Потому что сын наследует.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

См. Толкование на Гал. 4:3

Марий Викторин

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

Как есть полнота вещей, так есть и полнота времен. Ибо у каждой вещи есть своя полнота, всего исполненная, и полное и обильное совершенство. Полнота вещей - Христос, полнота времен - исполнение освобождения.

Но как Христос, поскольку Он - полнота всеобщая и совершенная, собирает [Свои] члены, которые разрознены, - и созидается полнота, подобным же образом создается и полнота времен: когда все дозрели до веры, а грехи достигли вершины, так что во всех вещах неизбежно стали изыскивать лекарство от смерти. Тогда и явился Христос - из совершенной полноты времен.

Комментарий на Послание Галатам.

Прп. Ефрем Сирин

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

См. Толкование на Гал. 4:1

Свт. Амвросий Медиоланский

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

Павел говорит Сына Своего - т.е. не одного из многих, не общего, но - Своего. Говоря Своего, апостол указывает на свойство вечного рождения [Сына от Отца]. Далее он говорит о Нем, что Он родился от женщины - для указания на рождение Его не по Божеству, а через принятие плоти. Он родился от женщины, приняв плоть, родился под законом через соблюдение закона. Его небесное рождение - до закона, это же рождение [от женщины] - после.

О вере.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление

Здесь он приводит две причины и два благих действия воплощения: избавление от зол и дарование благ, чего никто другой не мог совершить кроме Него одного. Какие же это были блага? Искупление от проклятия закона и усыновление: «чтобы искупить подзаконных, – говорит он, – и дабы нам получить усыновление». Прекрасно сказал он – «получить усыновление», показывая этим, что (усыновление нам) принадлежало. Действительно, оно давно было обещано, как и сам он многократно указал на это, упоминая об обетованиях относительно этого, данных Аврааму. «Но откуда видно, – скажут, – что мы сделались сынами?» Одно доказательство на это он уже представил, когда сказал, что мы облеклись во Христа, который есть Сын; а теперь приводит другое, – то, что мы получили духа усыновления.

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Лев Великий

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

Он - Бог, потому что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). Он - человек, потому что родился от жены, подчинился закону. Рождение [Его] плоти - демонстрация Его человеческой природы; рождение от Девы - знак Его Божественности.

Послание Флавиану.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 4-5 Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего (Единороднаго), раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем

Вторая черта сравнения: нарок отчий в отношении к нам кончился. Бог послал Сына Своего, Который снял с нас узы пестунства законного и ввел в права сынов. Все черты и термины, здесь употребленные, сами по себе имеют глубочайший смысл и могут служить основанием к наведению о высочайших истинах; но цель у Апостола только сравнение выдержать и сказать, что пестунство кончилось: мы сыны. Нечего нам вязаться законом.

Егда же прииде кончина лета. – Кончина – исполнение; лето – определенное время. Исполнилось время, кончился нарок отчий, время, определенное для воспитания, прошло, и само воспитание по возможности совершилось: термин, назначенный в тайнах промышления Божия о человечестве, приблизился. «Какого времени пришла кончина? – спрашивает Экумений и отвечает: – Того, в которое надлежало прийти Христу. Время пришествия Христова было прежде определено пророком Даниилом; оно кончилось в царство кесаря Августа, когда совершилось и воплощение Бога Слова и явился Христос». Христос – центр движения человечества во времени. К Нему – всё до пришествия Его во плоти; и от Него – всё по пришествии Его. По видимости может быть для иных это не так осязательно; но по внутренней жизни этому иначе быть нельзя. Все духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди него незримо зреет племя Божие, – единое ценное, вне коего все ничтожно.

Посла Бога Сына Своего. Говорит о послании Сына ради того, что внушает о введении подпестунных в сыновство. Сын послан, чтоб отставить пестуна и тех, кои были под ним, ввесть в чин сынов. – Бог послал Сына, следовательно, Сын был прежде рождения во плоти; не есть потому только человек, к чему-либо особенному предназначенный. Посылается не ходатай, ни Ангел, но Сын, то есть ни из круга людей, как чрезвычайный посол по назначению, ни из круга Ангелов. Как, кроме сего, остаются только Лица Пресвятой Троицы, то в славянском нашем тексте естественно прибавилось: Единороднаго, – которого слова нет в греческом тексте, – в означение, что Он одного с Богом Отцом естества, хотя сие уже заключается в слове: Сын. Ибо когда Бог посылает Сына Своего, то, само собою, посланный есть Сын Божий.

Раждаемаго от жены. Посланный Сын рождается от жены, вступает в ряд рождаемых сим образом не бывший в Лице Своем одно с ними. Тот же Сын, превечно бывший, рождается, как человек, и является двойственным в естествах, пребывая единым Лицом, Сыном Божиим Единородным – воплотившимся. Слово: жена – употреблено здесь в том же смысле, как у евангелиста Матфея: Мариам жену (ср.: Мф. 1:20) и Луки: с обрученною ему женою (ср.: Лк. 2:5). Блаженный Иероним пишет: «слово: γυνη no свойству греческого языка, означает более женщину, лицо женского пола, а не супругу». – Рождается от жены; следовательно, без отца. Не было нужды святому Апостолу сказать, как рождается. Но поелику посылается Отцом, то здесь уместна мысль, что действием Его и рождается, яко человек. Греческий текст не противоречит и переводу: раждающагося, – который подает мысль, что посланный Сын Сам устроил Свое рождение по человечеству. Если припомним слово святого Луки, что рождшееся в Приснодеве от Духа есть Свята, то придем к заключению, что, по духу Писания, воплощается Сын Божий, самое же действие воплощения или приятия естества человеческого совершается Триипостасным Божеством: ибо действия Божества нераздельны в Лицах. Для спасения нашего было необходимо, чтобы Спаситель наш был человек полный, всю природу человеческую имеющий, кроме греха. Он и рождается от жены, как и все люди, но не тем способом, каким и грех передается, чтоб облечься в естество человеческое, непричастное греху, хотя со всеми его немощами. В первые времена имело особое значение и то, что Апостол употребил предлог εξ, а не δια. Для того Апостол не сказал: δια γυναικος, – чрез жену, чтобы ты не подумал, что Сын Божий прошел только чрез Богородицу, но сказал: εκ γυναικος, – из жены, чтоб показать, что Господь восприял из нее истинное тело. Это без особого со стороны Апостола намерения шло против докетов, скоро потом появившихся.

Бываема под законом. Следовательно, Сам по Себе Он не подлежал закону, а стал под закон, по целям послания Его в мир, как и родился от жены. Мысль у Апостола: что так было и от века предназначено. Естество принял Он общее людям: раждаема от жены, – а жил внешно как иудей; бываема под законом, – родившись среди иудеев; и стал Искупителем не иудеев только, но и всех.

Взяв в мысль всю эту речь, видим, что словом: Сын – определяется Божеская высота Лица Искупителева, Его внутренняя слава, а словами: раждаема от жены, бываема под законом – Его произвольное состояние уничижения, чрез обличение Себя в естество человеческое с его немощами, кроме греха, и чрез подчинение Себя закону.

Да подзаконныя искупит. Господь искупил всех людей, но святой Павел, по цели своей, останавливается на одних иудеях. Были мы, говорит, под пестунством закона, работая ему, или неся иго его, подобно лицам, проданным в рабство. Пришел Сын Божий, отменил закон и вывел нас на свободу, как выводят на свободу рабов, выкупивши их. Сын Божий подчинился закону, чтобы разорить закон, уничтожить узы его, сделать его ненужным. Ибо вся цель его во Христе Господе. Пришел Христос Господь, и закон должен престать: служение его кончилось, как кончается служение пестунов, когда пройден весь курс воспитания. Амвросиаст остроумно объясняет это, восходя мыслию к обетованию Авраамову: «Спасителю надлежало быть под законом, как сыну Авраама по плоти; чтоб явился обрезанным Тот, Кто, по обетованию Аврааму, имел прийти для оправдания языков верою, имея, то есть, на Себе знак (обрезание) того, кому обетован. После же Него уже никому не следует обрезываться; ибо до тех пор и переходил из рода в род знак тот, пока пришел Обетованный восстановитель веры, коею оправдался Авраам в необрезании, прияв обрезание только как знамение веры (и его оправдавшей, и имевшей оправдывать всех), чтоб верующим не было уже нужно обрезание. Авраам затем обрезан был, что уверовал, что будет иметь сына, в Коем благословятся все народы. Почему до тех пор и имело смысл это знамение, пока не пришел Обетованный». Обрезание же, прибавим, – корень закона. Где обрезание, там и весь закон.

Да всыновление восприимем. О благах воплощения Сына Божия рассуждает здесь Апостол только применительно к высказанному им сравнению, – все с тою мыслию, чтобы внушить, что закон престал уже и никакой обязательной силы не имеет для уверовавших, по самому назначению Бога Отца. Мы сыны, по Божию избранию; но, до нарока отча, Отцом нашим Богом поставлены под закон, и жили под игом его, будто рабы. Кончился нарок; Отец, поставивший нас под это пестунство, послал Сына, чтоб отставить пестуна и ввесть нас в права на свободу сынов. «Сказав: да всыновление восприимем, – Апостол показал, что оно есть издревле нам определенная, должная часть достояния; не получали же мы ее доселе по причине младенчества ума нашего» (Экумений. То же у святого Златоуста и святого Дамаскина).

Апостол излагает будто только внешнее течение событий в домостроительстве нашего спасения, млеком питая, а не брашном. Но следующие слова (стихи Гал. 4:6-7) дают разуметь, что он и сам смотрел здесь глубже, как и везде, и читающих располагал входить в ту же глубь вслед за ним.

Сын Божий пришел и сделал нас сынами; не объявил только, а сделал, – дал область чадами Божиими быть ради того, что в Нем мы рождаемся от Бога. Тут сыновство не номинальное, а существенное. Поставляя сию мысль в отношение к закону, получим такой ход мыслей: закон, как дядька, остепенял совне, удерживая порывы на грех; но Сын Божий, пришедши, даровал Святаго Духа, Который, возрождая верующих к новой жизни о Христе Иисусе, подсек самые порывы, истребляя грех внутри благодатию. После сего внешняя опека закона сама собою отпадает. Закон престает подобно тому, как разламывается куколка, когда внутри образовалась и ожила бабочка. Следующие слова Апостола о Духе Святом показывают, что в существе дела у Апостола – это основная мысль, сокрытая под внешнею историею дела.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Тертуллиан

но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону

Некто полагал, что нашел умный ответ на вопрос: Мария была уже помолвлена, и потому ангел и апостол называли ее женщиной. Быть помолвленной в каком- то роде значит быть невестой. Однако между «в каком-то роде» и «истинно» - большая разница, по крайней мере - здесь… Ведь он не мог назвать будущей женщиной ту, которая не знала мужа, и говорил он о Деве, которая и была девой, но названа женщиной согласно принятому употреблению этого слова в отношении основного свойства девы…

О покрывале девственниц.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible