Скрыть
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-6 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел, который более вас знаю это, говорю вам, что если будете обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий, кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и весь закон; то есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опресноки его и агнца и горькие травы. А если это вы будете делать, то вы остались без Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите получить оправдание своими делами по закону, то от благодати, которая совершена у вас, как и у всех язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою, ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

«Разве вы сами освободили себя, что опять стремитесь под прежнее владычество? Сам (Христос) искупил вас, – разве другой заплатил за вас цену выкупа?» Видишь, сколько средств употребляет (апостол), чтобы отклонить их от иудейского заблуждения? Во-первых, он показывает, что крайне безумно сделавшимся из рабов свободными желать из свободных снова сделаться рабами; во-вторых, дает им понять, что, презирая освободителя, а любя поработителя, они окажутся жестокими и неблагодарными по отношению к своему благодетелю; в-третьих, внушает, что это уже и невозможно, так как закон утратил свое владычество, после того, как другой откупил всех нас у него однажды навсегда. Словом же «стойте» он указывает их непостоянство и шаткость.

«…И не подвергайтесь опять игу рабства». Словом «иго» изображает тяжесть закона, а сказав «опять», обнаруживает их великую бесчувственность. «Если бы вы сами не испытали этой тяжести, то не заслуживали бы еще таких упреков; но если вы по опыту знаете всю тяжесть этого ига и несмотря на это опять сами подчиняетесь ему, то заслуживаете ли вы какого извинения?

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Его прибавление: не подвергайтесь опять, не означает, что прежде галаты будто бы соблюдали закон… [Это означает, что,] желая наблюдать времена, обрезываться плотью и приносить телесные жертвы, они возвращались некоторым образом к тем служениям, которые раньше совершали, как идолослужители.

Комментарий на Послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос

Не вы ведь, говорит он, освободили себя, но Тот, Который дал за вас выкуп. Как же после этого вы подвергаете себя господству закона против намерения освободившего вас Христа? Говоря стойте, он дал знать, что они колебались.

И не подвергайтесь опять игу рабства

Словом иго он указывает на тяжесть рабства в законе. А выражением опять изобличает их бесчувственность, так как они, несмотря на то, что по опыту знали тяжесть рабства, опять добровольно переходят в него.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте, и не паки под игом работы держитеся

Продолжается мысль предыдущего стиха с приложением новых представлений, заставляющих дорожить свободою. Свобода так всем дорога; стоит указать, что то, что отнимает свободу, чтоб отвратить от того; а здесь представляется, кроме того,- что она есть еще и высокий дар Божий, которым не подорожить будет нечестиво даже, а не только для себя невыгодно, обидно, унизительно.

Свободу от подзаконности дарует Христос Господь. Ибо подзаконность вся, как к последней цели, сводилась ко Христу Спасителю. Когда пришел Господь Иисус Христос, течение подзаконной жизни должно кончиться. Верующие во Христа Иисуса Господа не смотрят назад, за Христа, а, на Нем сосредоточивая взор ума верою и все желания сердца любовию и покорностию Его воле, Им одним живут, новою, oт Него исходящею жизнию. В этом, говорит Апостол галатам, и стойте, а не заходите за Христа, огибая Его и делая обход, чтоб самовольно возлагать на себя бесцельное уже иго работы закону, потерявшему силу.

Не паки под игом работы держитеся. - Паки - или указывает на иудеев, кои были в среде Галатийских Церквей и, приняв веру Христову, бросили закон, а теперь, по внушениям лжеучителей, снова обратились к закону; или выражает такую мысль: закон потерял силу и подзаконность не имеет значения, а вы опять то и другое восставляете, опять выдвигаете на среду закон и подзаконность. В этом смысле: паки - обымет все лица, входившие в состав Галатийских Церквей.

Святой Златоуст говорит на сей текст: «свободою убо, еюже Христос вас свободи, стойте. Ибо сами ли собою получили вы свободу, что опять стремитесь под прежнее деспотство? Христос искупил вас, другой заплатил за вас цену выкупа. Видишь, сколько средств употребляет Апостол, чтобы отклонить галатов от иудейского заблуждения? Во-первых, здесь он показывает, что крайне безумно сделавшимся свободными из рабов желать из свободных снова делаться рабами; во-вторых, дает им разуметь, что, презирая Освободителя, а любя поработителя, они окажутся жестокими и неблагодарными против своего Благодетеля; в-третьих, в то же время внушает, что и невозможно уже опять перейти под деспотство закона, ибо закон утратил свое владычество, когда другой всех нас откупил у него однажды навсегда. Словом: стойте - он обличает их непостоянство и шаткость. Словом: иго - изображает тяжесть закона, а сказав: паки, - обличает великое их безумие. Если б вы сами не испытали, говорит, этой тяжести, то не заслужили бы еще таких упреков; но когда по опыту знаете всю тяжесть сего ига и после опять подчиняетесь ему,- то стоите ли вы какого извинения?»

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, — в свободе от греха, от смерти, от дьявола. Здесь нет ничего насильного, ибо христообразная по естеству душа того и желает. Стояние в этой свободе и делание совершается в Духе Святом и Духом Святым.

Подвижнические и богословские главы

Марий Викторин (†IVв.)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Стойте в той свободе, которая есть наша свободная мать, т.е. свободная вера. Ибо в том и заключается подлинная свобода, чтобы хранить веру в Бога, веровать в Бога и все обетования Его. Итак, согласно вере, Христос вернул нас к свободе и освободил свободою веры.

Павлу необходимо было добавить призыв к тому, чтобы они неотступно следовали воспринятому от него, дабы не оказаться вновь в рабстве у закона. Стойте, говорит Павел; но это недоступно тому, кто находится под игом: ведь он всегда склоняет покорную рабству шею, а значит - не стоит.

Комментарий на Послание Галатам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 1) Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. (Ст. 13)  К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.


«Итак стойте в свободе – только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». Если бы Христос даровал нам полную свободу во всех отношениях, освободил нас от всякого вообще закона, то что мешало бы нам угождать нашей плоти? Если мы не должны угождать плоти, то, значит, мы не освобождены от всякого вообще закона, значит – не все нам дозволено, и под свободою, о которой говорит апостол, должно разуметь свободу только от закона Моисеева. На место этого закона в христианстве стал другой закон, закон христианской веры и жизни. Сказав о том, что свобода от закона Моисеева не должна служить поводом в угождению плоти, апостол далее разъясняет, что, напротив, именно хождение по духу (Гал.5:18), удаление от дел плоти (Гал.5:19-21) и приношение плодов духа (Гал.5:22-23) и есть то самое, ради чего человек становится свободен от закона, находится не под законом (Гал.5:18). Каким образом? Определяя существо ветхозаветного закона, апостол говорит: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14); а показывая плоды духовной жизни (Гал.5:22), он на первом месте поставляет любовь, за нею – радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Очевидно, что против таких добродетелей ветхозаветный закон не может иметь ни порицания, ни осуждения, ни наказания: на таковых несть закона (Гал.5:23); напротив, исполнивши конечную цель и существенное требование этого закона, христиане уже становятся выше него, аще ли духом водимы есте, несте под законом (Гал.5:18). Итак, возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе и на соучастии в страданиях Его чрез распятие плоти со страстями и похотями: а иже Христовы суть, плоть распята со страстми и похотми (Гал.5:24).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср.: Гал. 4:9).

Ст. 1-12 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!

Теперь Ап. приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Ап. еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

В противоположность игу рабства, под которым изображается подзаконное время, Апостол называет Христианство свободою. Эта свобода прежде всего заключается в свободе от греха, а потом и в свободе от закона, данного ради преступлений. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «здесь Апостол показывает, во-первых, что крайне безумно сделавшимся из рабов свободными сделаться снова рабами; во-вторых, дает разуметь, что, презирая освободителя, а любя поработителя, они окажутся жестокими и неблагодарными против своего Благодетеля; в-третьих, внушает, что и невозможно опять перейти под деспотство закона, ибо закон укротил свое владычество, когда другой всех нас откупил у него однажды навсегда. Словом – «стойте» он обличает их непостоянство и шаткость, а сказав – «паки», обличает великое их безумие».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

     Вывод из сказанного ясен. Если галаты, как христиане, дети не рабы, а свободной, рождены на свободу, то и должны стоять в свободе, тем более что Сам Христос даровал нам эту свободу, уничтожив пришествием Своим все значение закона, как  пестуна ко Христу. Незачем, таким образом, восстановлять его значение и подвергаться его игу.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible