Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-6 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел, который более вас знаю это, говорю вам, что если будете обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий, кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и весь закон; то есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опресноки его и агнца и горькие травы. А если это вы будете делать, то вы остались без Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите получить оправдание своими делами по закону, то от благодати, которая совершена у вас, как и у всех язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою, ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

«Разве вы сами освободили себя, что опять стремитесь под прежнее владычество? Сам (Христос) искупил вас, – разве другой заплатил за вас цену выкупа?» Видишь, сколько средств употребляет (апостол), чтобы отклонить их от иудейского заблуждения? Во-первых, он показывает, что крайне безумно сделавшимся из рабов свободными желать из свободных снова сделаться рабами; во-вторых, дает им понять, что, презирая освободителя, а любя поработителя, они окажутся жестокими и неблагодарными по отношению к своему благодетелю; в-третьих, внушает, что это уже и невозможно, так как закон утратил свое владычество, после того, как другой откупил всех нас у него однажды навсегда. Словом же «стойте» он указывает их непостоянство и шаткость.

«…И не подвергайтесь опять игу рабства». Словом «иго» изображает тяжесть закона, а сказав «опять», обнаруживает их великую бесчувственность. «Если бы вы сами не испытали этой тяжести, то не заслуживали бы еще таких упреков; но если вы по опыту знаете всю тяжесть этого ига и несмотря на это опять сами подчиняетесь ему, то заслуживаете ли вы какого извинения?

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Его прибавление: не подвергайтесь опять, не означает, что прежде галаты будто бы соблюдали закон… [Это означает, что,] желая наблюдать времена, обрезываться плотью и приносить телесные жертвы, они возвращались некоторым образом к тем служениям, которые раньше совершали, как идолослужители.

Комментарий на Послание к Галатам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. 

«Свободою» называет Апостол житие вне закона, «а игом рабства» – жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: «что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником егоже ни отцы, ни мы возмогохом понести» (Деян.15:10)

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос

Не вы ведь, говорит он, освободили себя, но Тот, Который дал за вас выкуп. Как же после этого вы подвергаете себя господству закона против намерения освободившего вас Христа? Говоря стойте, он дал знать, что они колебались.

И не подвергайтесь опять игу рабства

Словом иго он указывает на тяжесть рабства в законе. А выражением опять изобличает их бесчувственность, так как они, несмотря на то, что по опыту знали тяжесть рабства, опять добровольно переходят в него.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)

Ст. 4:31-5:1 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Ст. 4:31-5:1 Те́мже, бра́тие, не́смы рабы́нина ча́да, но свобо́дныя. Свобо́дою у́бо, е́юже Христо́с нас свободи́, сто́йте, и не па́ки под и́гом рабо́ты держи́теся.

Апостол в заключение предлагает главную мысль таинственной истории Агари и Сарры, ту, что верующие – дети не рабыни, а свободной. Свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте: τη ἐλευθερια οὐν η χρ. ὴμ. ηλενθερωσε, στηκετε. Это чтение менее всех других оправдывается рукописями, менее всех имеет право на подлинность, ибо все достоверные свидетели не читают ουν после ἐλευθερια, равно ῆ; пред Χρις., но ставят ημας пред Χρις. и после στηκετε читают ουν. За тем подлинный текст остается дознавать в двух чтениях. Превосходство в числе и достоинстве рукописей говорит в пользу такого чтения: τη ἐλευθερια ημας Χρ. ηλευθερωσε, στηκετε ουν; «Христос освободил нас на свободу: и так стойте». Иные рукописи, перевод. итал. Вульгата предъявляют: ἦ ἐλευθερια ημ. χρ. ηλευθέρωσε, στηκεται ουν. – «такою свободою освободил нас Христос; и так стойте». Так как первое чтение оправдывается древними отцами – Оригеном, Василием, Феодоритом и друг. (Meyer crit comm ub. .d. N. Test. 2 Gotting 1841. p. 173) и из него же объясняются другие чтения, то оно по справедливости признается лучшим и подлинным чтением (Win- dischmann d. Brief an d galater mainz 1843 N. tect ex ed Lacbman). «Для свободы нас Христос освободил». Мы освобождены Христом аа) от власти диавола, греха и смерти, о чем говорит апостол так: закон духа жизни о Христе Иисусе освободил мя есть от закона греховного и смерти (Рим.8:2,6:14; 1Тим.1:9); бб) освобождены от закона обрядового и гражданского, данного некогда Израилю: ценою куплени есте, не будете раби человеком, говорит апостол, когда рассуждает об обрезании (1Кор.7:23,18). В настоящем месте свобода, для которой освобождены мы, разумеется преимущественно последнего рода, т. е. освобождение от обрядового и гражданского – закона Моисеева. На это указывает особенно противоположение: и не паки под игом работы держитеся. О том же выше Гал.4:1-7. Итак стойте т.е. в свободе, и не паки под игом работы держитеся. Паки – опять указывает не на то, что галаты до обращения к вере соблюдали обрядовый закон, а на то, что они прежде были под игом рабства, т. е. рабства невежеству и порокам язычества; игом работы, которому по воле своей захотели было подчиниться, называется иго обрядового закона, которое тяжко было для самих иудеев (Деян.15:10; 1Тим.6:1).

Опыт объяснения на послание апостола Павла к галатам

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
 

     Продолжается мысль предыдущего стиха (Гал.4:31) с приложением новых представлений, заставляющих дорожить свободою. Свобода так всем дорога; стоит указать, что-то, что отнимает свободу, чтоб отвратить от того; а здесь представляется, кроме того,- что она есть еще и высокий дар Божий, которым не подорожить будет нечестиво даже, а не только для себя невыгодно, обидно, унизительно.

     Свободу от подзаконности дарует Христос Господь. Ибо подзаконность вся, как к последней цели, сводилась ко Христу Спасителю. Когда пришел Господь Иисус Христос, течение подзаконной жизни должно кончиться. Верующие во Христа Иисуса Господа не смотрят назад, за Христа, а на Нем сосредоточивая взор ума, верою и все желания сердца любовию и покорностию Его воле, Им одним живут, новою, oт Него исходящею жизнию. В этом, говорит Апостол галатам, и стойте, а не заходите за Христа, огибая Его и делая обход, чтоб самовольно возлагать на себя бесцельное уже иго работы закону, потерявшему силу.

     Не подвергайтесь опять игу рабства. - Опять - или указывает на иудеев, кои были в среде Галатийских Церквей и, приняв веру Христову, бросили закон, а теперь, по внушениям лжеучителей, снова обратились к закону; или выражает такую мысль: закон потерял силу и подзаконность не имеет значения, а вы опять то и другое восставляете, опять выдвигаете на среду закон и подзаконность. В этом смысле: опять - обымет все лица, входившие в состав Галатийских Церквей.

     Святой Златоуст говорит на сей текст: "Свободою убо, еюже Христос вас свободи, стойте. Ибо сами ли собою получили вы свободу, что опять стремитесь под прежнее деспотство? Христос искупил вас, другой заплатил за вас цену выкупа". Видишь, сколько средств употребляет Апостол, чтобы отклонить галатов от иудейского заблуждения? Во-первых, здесь он показывает, что крайне безумно сделавшимся свободными из рабов желать из свободных снова делаться рабами; во-вторых, дает им разуметь, что, презирая Освободителя, а любя поработителя, они окажутся жестокими и неблагодарными против своего Благодетеля; в-третьих, в то же время внушает, что и невозможно уже опять перейти под деспотство закона, ибо закон утратил свое владычество, когда другой всех нас откупил у него однажды навсегда. Словом: стойте - он обличает их непостоянство и шаткость. Словом: иго - изображает тяжесть закона, а сказав: опять, - обличает великое их безумие. "Если б вы сами не испытали, - говорит, - этой тяжести, то не заслужили бы еще таких упреков; но когда по опыту знаете всю тяжесть сего ига и после опять подчиняетесь ему,- то стоите ли вы какого извинения?"

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, — в свободе от греха, от смерти, от дьявола. Здесь нет ничего насильного, ибо христообразная по естеству душа того и желает. Стояние в этой свободе и делание совершается в Духе Святом и Духом Святым.

Подвижнические и богословские главы

Марий Викторин (†IVв.)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Стойте в той свободе, которая есть наша свободная мать, т.е. свободная вера. Ибо в том и заключается подлинная свобода, чтобы хранить веру в Бога, веровать в Бога и все обетования Его. Итак, согласно вере, Христос вернул нас к свободе и освободил свободою веры.

Павлу необходимо было добавить призыв к тому, чтобы они неотступно следовали воспринятому от него, дабы не оказаться вновь в рабстве у закона. Стойте, говорит Павел; но это недоступно тому, кто находится под игом: ведь он всегда склоняет покорную рабству шею, а значит - не стоит.

Комментарий на Послание Галатам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)


Догмат о святых постах

Преткновение

Если христиане обременены игом поста, то где христианская свобода, которой многократно говорит апостол Павел: где Дух Господень, там свобода (2Кор.3,17)? И еще: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1Кор.7,23). И еще: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.5:1). И еще: вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). И еще: закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых (1Тим.1:9).

Исправление претыкающимся

Доколе вы, противники, не перестанете укорять нас евангельской свободой и покрывать ее покрывалом свою наготу, как Адам листьями? Ибо каждый раз, когда мы предлагаем вам из Священного Писания обязанность носить иго Христово, вы отвергаете все под предлогом евангельской свободы – не принимаете постов, отменяете святые таинства, отрицаете должное исповедание грехов вслух священнику, поносите монашество, называете бесполезными добрые дела для стяжания вечной жизни. Желаете быть отреченными от этих и прочих узких путей, ведущих в жизнь вечную под предлогом евангельской свободы, и своих учите тому же, утаивая яд под сладостью меда. Но рассудим вкратце, что такое христианская свобода, переданная нам от Христа и апостолов в Священном Писании? Истинная евангельская свобода имеет две составляющие.

Первая. Чтобы нам быть свободными от рабства дьяволу и от греха, о чем говорит Сам Христос: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин.8:34). И ниже: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:36). И апостол Павел: когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности... Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим.6,20-22).

Вторая составляющая евангельской свободы – чтобы нам быть свободными от тяготы иудейского ига, бывшего в ветхозаветных обрядах и судах, таких как обрезание, приношение в жертву животных и другие многочисленные бремена. Об обрезании явно говорит святой Петр: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? (Деян.15:10). И святой Павел говорит: Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас (Гал.2,3-4). И ниже: для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал.4:9). И еще: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал.5,1-2). И еще: с переменою священства необходимо быть перемене и закона (Евр.7,12). И еще: Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда (Евр.7,18-19).

К этим двум составляющим некоторые добавляют и третью составляющую евангельской свободы, говоря, что христиане свободны от принуждения соблюдать нравственный закон, то есть десятисловие. Но обрати внимание, что я здесь не называю нас свободными от закона, но от принуждения соблюдать закон. Ибо закон, то есть десятисловие, мы, христиане, должны исполнять не по принуждению, но добровольно, не как рабы, но как свободные, не из страха наказания, но из любви к Богу. И это то, о чем говорит апостол Павел: закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых (1Тим.1:9). То есть праведнику положен закон не принуждающий, а исполнительный, ибо праведник исполняет закон не по принуждению, но добровольно и из любви к Богу. И в другом месте говорит: где Дух Господень, там свобода (2Кор.3,17). И еще: Если же вы духом водитесь, то вы не под законом (Гал.5:18). Вот видите, противники, из чего состоит евангельская свобода? Внимайте этому и больше не упрекайте нас вашей притворной евангельской свободой.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Всякий христианин под (страхом сотворить – Примеч.) грех обязан хранить закон Божий, то есть десятисловие, данное на скрижалях Моисею, кроме хранения суббот. И от этой обязанности не может его избавить христианская свобода, которой не по разуму хвалятся противники. Поэтому если христианин соблюдет закон Божий, без сомнения спасется, но творением добрых дел, сообразных закону Божию. Об этом говорит Сам Христос: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19,17). Но если он не сохранит закона, то одной верой, безусловно, спастись не может, потому что несоблюдение закона есть преступление, а всякое преступление закона есть грех. Таким образом, как вера, соединенная с грехом, может спасти человека?

Здесь вопят противники. Христиане не обязаны соблюдать закон. Иудеи (говорят) отягощены этим бременем, а христиане свободны от этой тяжести. Закон Моисея устрашает, а Евангелие утешает. Закон Моисея был дан с громами, а закон благодати пришел с пением и ангельским благовестием. В том рабство, в этом свобода. Иудеи были чадами рабыни, а христиане – дети свободной. Об этом говорит и апостол Павел: стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.5:1). И еще: где Дух Господень, там свобода (2Кор.3,17).

Отвечаем. Эта свобода, которую проповедуют противники и везде ее даже до омерзения приплетают, свобода не по духу, а по плоти, свобода не сынов Божиих, но сынов дьявола, свобода лютейшая всякого рабства. Поэтому не такую свободу проповедует апостол Павел, чтобы нам быть свободными от закона Божия, но свободу поистине христианскую, чтобы быть свободным от рабства дьяволу и от греха. А еще есть и такая евангельская свобода, чтобы нам быть свободными от тяготы иудейского ига, бывшего в Ветхозаветных обрядах и судах, то есть от обрезания, жертвоприношения животных и прочего. Об этом мы достаточно говорили в догмате о постах в части 2, в главе 5, в преткновении 1. И здесь во 2 части мы покажем, что нравоучительные заповеди Ветхого закона, то есть десятисловие, обязывает и нас, христиан, его соблюдать.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
13.  К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.


«Итак стойте в свободе – только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти». Если бы Христос даровал нам полную свободу во всех отношениях, освободил нас от всякого вообще закона, то что мешало бы нам угождать нашей плоти? Если мы не должны угождать плоти, то, значит, мы не освобождены от всякого вообще закона, значит – не все нам дозволено, и под свободою, о которой говорит апостол, должно разуметь свободу только от закона Моисеева. На место этого закона в христианстве стал другой закон, закон христианской веры и жизни. Сказав о том, что свобода от закона Моисеева не должна служить поводом в угождению плоти, апостол далее разъясняет, что, напротив, именно хождение по духу (Гал.5:18), удаление от дел плоти (Гал.5:19-21) и приношение плодов духа (Гал.5:22-23) и есть то самое, ради чего человек становится свободен от закона, находится не под законом (Гал.5:18). Каким образом? Определяя существо ветхозаветного закона, апостол говорит: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14); а показывая плоды духовной жизни (Гал.5:22), он на первом месте поставляет любовь, за нею – радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Очевидно, что против таких добродетелей ветхозаветный закон не может иметь ни порицания, ни осуждения, ни наказания: на таковых несть закона (Гал.5:23); напротив, исполнивши конечную цель и существенное требование этого закона, христиане уже становятся выше него, аще ли духом водимы есте, несте под законом (Гал.5:18). Итак, возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе и на соучастии в страданиях Его чрез распятие плоти со страстями и похотями: а иже Христовы суть, плоть распята со страстми и похотми (Гал.5:24).

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

Итак христиане свободны от закона, как дети свободной Сарры. Поэтому они должны крепко стоять в этой дарованной им Христом свободе и не подчиняться закону, который снова сделает их рабами (ср.: Гал. 4:9).

Ст. 1-12 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!

Теперь Ап. приглашает Галатов пользоваться своею христианскою свободою; что они имеют на нее право, это он доказал выше. Если же они в своем тяготении к закону Моисееву дойдут до того, что станут обрезываться, то через это отделятся от Христа и лишатся Его благодати. Между тем праведность приобретается только через веру, выражающуюся в делах. Галаты должны поэтому бояться того, как бы лжеучители не совратили их с единственного правильного пути, ведущего к праведности. В заключение Ап. еще раз говорит о недопустимости обрезания над христианами.

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства

В противоположность игу рабства, под которым изображается подзаконное время, Апостол называет Христианство свободою. Эта свобода прежде всего заключается в свободе от греха, а потом и в свободе от закона, данного ради преступлений. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, «здесь Апостол показывает, во-первых, что крайне безумно сделавшимся из рабов свободными сделаться снова рабами; во-вторых, дает разуметь, что, презирая освободителя, а любя поработителя, они окажутся жестокими и неблагодарными против своего Благодетеля; в-третьих, внушает, что и невозможно опять перейти под деспотство закона, ибо закон укротил свое владычество, когда другой всех нас откупил у него однажды навсегда. Словом – «стойте» он обличает их непостоянство и шаткость, а сказав – «паки», обличает великое их безумие».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
Ст. 13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

О посте и свободе христианской.

Апостол говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например, от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: (Колос.2:11-12; Евр.10:4-9), но ни слова не говорит здесь об освобождении от постов, которые освятили своими примерами Христос: Мф.4:2; 6:16-18, и апостолы: 2Кор.6:4-5.
Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: Гал.5:24.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Николай Рудинский, священник (†1937)

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

     Вывод из сказанного ясен. Если галаты, как христиане, дети не рабы, а свободной, рождены на свободу, то и должны стоять в свободе, тем более что Сам Христос даровал нам эту свободу, уничтожив пришествием Своим все значение закона, как  пестуна ко Христу. Незачем, таким образом, восстановлять его значение и подвергаться его игу.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

   Догматические созерцания Апостола Павла приводят к моральным наставлениям. Здесь предполагается начертать для возрожденного образ поведения, точно подходящий к его подлинному достоинству и указывающий путь к нормальному христианскому процветанию при всегдашнем успешном развитии. Самым смыслом этой задачи требовалось теоретическое выяснение законов христианского бытия, а потому определение последнего служит опорой и точкой отправления для созидания и формулирования христианской этики.
    В чем же, спрашивается, особенное и существенное достоинство всякого христианина как верующего? Его главнейшее характерное отличие заключается в том, что он получил свойства и права сыновства и в этом отношении располагает совершенною свободой, подобно юридически и фактически полномощному наследнику, вступившему в обладание всем достоянием. Теперь понятно, что и в нравственной жизни всегда и всюду должна проявляться одна свобода, без которой не может и не бывает христианского облагодатствования. Тогда первым принципом христианской нравственности будет неизменное пребывание или непоколебимая устойчивость в благодатной свободе при безусловном устранении всего, что где-нибудь носит хоть тень поработительного стеснения. Но для безошибочности выполнения этого основного правила следует со всею отчетливостью раскрыть специальные качественные преимущества данной свободы как истинно христианской. Об ней сказано, что именно ею (τῇ ἐλευθερίᾳ) [свободой] и в интересах ее утверждения в мире нас Христос свободил, и, конечно, лишь постольку, поскольку Он сам эссенциально свободен. А в Нем это достоинство покоится на всецелом воплощении воли Божией по Его натуральному богосыновству, откуда естественно, что Он и действует вне всяких ограничений с сыновнею независимостью. Отражение этих свойств в верующих будет святостью при закреплении в себе божественности, а последняя почерпается при единении со Христом и сохраняется чрез живое воспроизведение Его во всем своем благодатном устроении. Необходимо, что человек возрожденный, будучи свободным, проявляет в этом свое сыновство, которое реально награждает сыновнею независимостью. Значит, христианская свобода есть непосредственное обнаружение сыновне чистого общения с Отцом чрез Сына, когда под водительством божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе или чрез возможно полное осуществление «закона Христова». Христианская свобода, являясь прямым выводом христианского усыновления, служит только натуральным отблеском последнего, в равной мере пользуясь всеми его прерогативами и принимая все его высокие обязательства. Христианин живет свободно, но в строжайшем соответствии со всеми требованиями своего звания.

Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   Если поститься должно, то пусть сам христианин и избирает для себя время, когда находит нужным: «мы дети не рабы, но свободной». «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал.4:31; 5:1 и др.).
 

Ответ:     Православная Церковь не возбраняет своим чадам, когда они признают нужным, поститься и в другие дни, сверх установленных ею постов. Она не находит возможным предоставить своим членам полной свободы в отношении поста, потому что христиане, вследствие греховной природы, легко злоупотребляют своей свободой (Гал.5:13; Лк.15:12-16; Рим.13:14) и не всегда могут определить свое нравственное состояние и время, когда для них необходим пост. Помня наставление апостола: «только все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40), – Церковь определила дни и сроки постов, обязательные для всех ее членов, что ведет к единомыслию (их) между собою (Рим.15:5-61Кор.1:10; Еф.4:3), заповеданному апостолом.
Свобода, о которой говорится в Слове Божием, не есть своеволие, как думают сектанты, а свобода от закона Моисеева (Гал.4:31; 5:1 и др.), от рабства греху (1Пет.2:16; Рим.6:17-22). Христианин, освободившись от греха и от ига рабства закону, становится рабом праведности (Рим.6:18), рабом Богу (Рим.6:22).
«Свободою называет апостол, – говорит блаженный Феодорит, – житие вне закона, а игом рабства жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы, ни мы?»(Деян.15:10).
«Христос освободил нас, – учит святой Иоанн Златоуст, – от ига рабства и предоставил нам свободу... не для того, чтобы мы употребляли эту свободу на зло, но чтобы пользовались ею, как средством к получению большей награды, восходя к совершеннейшей мудрости».

Православная Церковь и сектанты

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

     
Первый стих тесно связан по смыслу с предшествующей частью догматической и есть как бы заключение к ней. Сказавши, что христиане свободны от закона и что, как дети свободной, должны и жить в духе этой христианской свободы, апостол заканчивает: итак в этой свободе, к которой вы призваны чрез веру в Иисуса Христа и которую вы получили от Него, а не от закона, вы и стойте, в ней и пребывайте и вам совершенно нет никакой нужды вновь подвергать себя игу рабства подзаконного. Опять, т. е. подобно тому, как вы были под игом рабства языческой жизни.

Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible