Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Апостола Павла послание к галатам 5:11
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Николай Рудинский, священник (†1937)
- Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)
- Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 7-12 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас
Хорошо шли вы в том, что указал я, - кто вас остановил и прельстил отпасть от истины, которую я предал вам? Ибо то, во что уверовали вы (прежде, происходит) от Того, Кто вас призвал, а убеждение это, противоположное прежнему - от того, кто вас прельстил и остановил теперь, - или: убеждение ваше от Бога есть, от Коего и призвание всех язычников. Подобно закваске (дрожжам) всякое учение: в кого оно влагается, ум того, как тесто, заквашивает собою. Но я надеюсь на (о) вас в Господе, что ничего другаго кроме того, что я предал вам, не помыслите. А смущающий истину, которую я посеял в вас, он один понесет осуждение, которое придет на того, кто соблазняет ближнего (ср.: Мф. 18:6 сл.). Я же, если бы обрезание проповедывал (продолжал проповедывать), конечно, не подвергался бы гонению от самих Иудеев. Следовательно упразднен соблазн Креста, то есть уничижение Креста, которое мы проповедуем, - чрез обрезание, которое они проповедуют. О если бы и совсем удалены были за нашу ревность те, кои возмущают вас!
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы
«…А что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?». Так как на него возводили клевету, будто он часто соблюдает иудейские обряды и проповедует (необрезание) притворно, то посмотри, как он показал себя чистым (от этой клеветы), призывая в свидетели их самих. «Вы и сами знаете, – говорит он, – что причиною гонений на меня было то, что я повелеваю оставлять закон; а если бы я проповедовал обрезание, то за что бы стали меня преследовать? Ни в чем другом, кроме этого, иудействующие не могут обвинить меня. И если бы я позволял им веровать по отеческим обычаям, то, конечно, ни уверовавшие, ни неуверовавшие не злоумышляли бы против меня, так как ничего из их обычаев не отвергалось бы».
Что же? Не проповедовал ли он обрезания? Не обрезал ли Тимофея (Деян. 16)? Обрезал, конечно. Как же, в таком случае, говорит – «не проповедую»? Заметь и здесь его осмотрительность. Он не сказал – «я не совершаю обрезания», но – «не проповедую», т. е., «Не учу так верить, и ты не должен брать моего поступка в утверждение догматов: я действительно обрезал, но не проповедовал обрезания».
«…Тогда соблазн креста прекратился бы». Это значит: «Если верно то, что вы говорите, то преграда и вражда, разделяющие нас, уничтожены». Иудеев соблазнял не столько крест, сколько учение не следовать отеческим обычаям. И когда они привели Стефана в синедрион, не говорили, что он почитает Распятого, но что он говорит (хульные слова) на место это и на святой закон (Деян. 6:13). Да и самого Иисуса они обвиняли в том, что он разоряет закон (Ин. 5:16). Вот почему Павел и говорит: «Если мы допускаем обрезание, то прекратилась ваша борьба с нами, – нет более никакой вражды против креста и проповеди; если же нас ежедневно умерщвляют, то почему же нас обвиняют в этом? А на меня за то и возложили руки, что я ввел в храм необрезанного. Неужели же я, –говорит, – настолько неразумен, что, допуская обрезание, решился бы совершенно напрасно и сам подвергнуться такому злу, и подать такой соблазн для креста? Вы и сами видите, что ни за что так не враждуют на нас, как за обрезание. Итак, неужели я был настолько неразумен, чтобы без всякой причины и себя подвергнуть скорби, и других ввести в соблазн?» А назвал он это соблазном креста потому, что и учение о кресте повелевает оставить отеческие обычаи, и что это именно повеление преимущественно и соблазняло иудеев и служило препятствием к принятию креста.
Августин Аврелий, блж. (†430)
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы
Поскольку здесь Павел говорит о соблазне, то напоминает: особенно соблазнялись иудеи о Христе потому, что часто видели Его безразличным или пренебрегающим теми плотскими ритуалами, которые они считали необходимыми для спасения. Сказать это - все равно, что сказать: напрасно соблазнившиеся иудеи распяли Христа, когда Он пренебрег этими установлениями, раз они и теперь пытаются убедить в этом тех, за кого Он распят.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
За что же ненавидят меня иудеи и ясно враждуют против меня, если проповедую обрезание и предписываю хранить закон? Ибо, если делаю это, излишня проповедь Креста, да и соблазн иудеев уничтожается. Сие говорит и коринфянам: «мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие» (1Кор.1:23).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?
Так как клеветники говорили, что он лицемер и проповедует в одном месте обрезание, а в другом нет, то он говорит: вы свидетели того, что меня преследуют иудеи. Если я проповедую обрезание, за что же другие меня преследуют? Очевидно, преследуют меня за нарушение отеческих их постановлений. А если я проповедую обрезание и охраняю отеческие постановления, зачем после этого меня преследуют? Что же, говорят, из этого? Не обрезал ли ты Тимофея? Да, но это с особой целью. Да притом одно дело - обрезывать, и другое - проповедовать обрезание. Ведь он не сказал: «если совершил обрезание», но: если проповедую. Ибо тот, который проповедует, учит, что это всегда должно быть, как безусловно прекрасное, а тот, который делает что-нибудь по особым целям, исполняет это не потому, что оно безусловно хорошо, но потому, что полезно в данном случае.
Тогда соблазн креста прекратился бы
Если бы я проповедовал обрезание, то не было бы соблазна, который производит в иудеях крест. И не по чему-нибудь иному они соблазняются проповедью о кресте и не принимают ее, как только потому, что ею уничтожается обрезание и закон. Равно как, если бы я проповедовал обрезание, прекратилась бы и исчезла вражда иудеев ко кресту и соблазн, который возбуждает он в них.
Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
Ст. 11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
Ст. 11 Аз же, бра́тие, а́ще обре́зание еще́ пропове́дую, почто́ еще́ гони́мь есмь? У́бо упраздни́ся собла́зн креста́.
Лжеучители, конечно, уверяли галатов, что сам Павел в других местах проповедует необходимость обрядового закона. Может быть указывали на то, что он велел Тимфею совершить над собою обрезание (Деян.16:3). Учитель языков в опровержение клеветы взнесенной на него указывает на обстоятельства жизни своей бедственной, потому что ревнители закона гонят его, и на то, что в противном случае упразднися соблазн креста.
Аз же братие и пр. Вожди иудейские более всего домогались, чтобы не сердце, а плоть была обрезана; и Павел, если бы не проповедывал, что не нужно обрезание, его могли бы еще терпеть. Так до времени терпели Петра и Иакова. Если же иудеи гонят Павла (а это было известно вcем, напр. 2Тим.2:8-20; 2Тим.3:11), то это верный знак, что он осмеливается неуважать самой священной для них заповеди, заповеди об обрезании. У́бо упраздни́ся собла́зн креста́ (Кατηργηται τ. σκάνδαλον σταυροῦ). Кαταργειν то же, что αργον ποιειν; καταργιεισθαι значит «перестать». Слово крест апостол не редко употребляет вместо крестной смерти Христовой и учении о Распятом (Гал.6:12; Флп.3:18). Крестная смерть Христова служила соблазном для иудеев, потому что невероятным для них казалось, будто распятый Иисус есть Мессия, и будто крестная смерть Его есть основание спасения для всех и каждого и предел закону, тогда как у иудеев спасение зависит от дел закона (1Кор.1:17,23; Гал.3:13,6:12-14; Флп.3:18; Рим.10:3). Потому если бы Павел проповедывал, что обрезание необходимо для спасения, – обрезание, а не вера в Распятого, то соблазняться было бы не чем, проповедь его была бы принята иудеями с радостью, – соблазна о кресте более не было бы.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
Эти слова расчищают путь и устраняют последние препятствия к действию на галатов предложенных святым Павлом убеждений. Могли заграждать сей путь наговоры на Апостола, что сам он придерживается закона и даже обрезывает. Заседши в памяти, это нарекание могло отнимать силу и угроз, и надежд, и всех увещаний Павла. По крайней мере всякий, подумавши: да сам-то что же ты вяжешься с законом,- мог останавливаться в недоумении. Святой Павел разгоняет этот легкий туманец одним вопросом: гонят же меня за что? Что иудеи гнали Апостола, это всем было ведомо. Всем также не мудрено было уразуметь, что если б он благосклонно относился к обрезанию и закону, то никто и слова не сказал бы ему. Если же поносят его, бесчестят, преследуют всюду, то явный знак, что изложенное им учение о прекращении силы обрезания и закона, и о ненужности их более для верующих, есть постоянный и повсюдный предмет его проповеди. Наслушавшись наговоров на святого Павла, галаты могли недоумевать: что же это делает Апостол? Прочитав же вопрос его, должны были воскликнуть: в самом деле так; что же те-то нам натолковали? Это они нас обманывали. Какова мудрость Апостола! Не посылает их за справками пройти по следам его проповеди, а одною очевидностию успокоивает их умы, смятенные нареканиями на него.
Святой Златоуст говорит на это место: «поелику говорили о нем, что он часто сам соблюдает иудейские обряды и проповедует необрезание притворно; то смотри, как он показал себя чистым от сей клеветы, призывая во свидетели их самих. Вы сами знаете, говорит, что причиною гонений на меня было то, что я учил оставлять закон. А если бы я проповедывал обрезание, то за что бы и гнать меня? Иудействующие, кроме сего, еще ни в чем другом обвинять меня не могут. И если бы я дозволял им веровать по отеческим обычаям, то ни уверовавшие, ни не уверовавшие из них не злоумышляли бы на меня, как ничего из их обычаев не отвергающего. Что же? Не проповедывал ли он обрезания, не обрезал ли Тимофея? Обрезал. Как же говорит: не проповедую? Примечай и здесь его осмотрительность. Он не сказал: я не совершаю обрезания, но: не проповедую, то есть не учу так верить. И ты моего поступка, говорит, не должен брать в утверждение догматов; ибо хотя я и обрезал (Тимофея), впрочем, не проповедывал обрезания».
Тогда соблазн креста прекратился бы.. Если б было так, если б я проповедывал обрезание, то крест не представлял бы соблазна для иудеев. Для них так дорого обрезание, что, не трогай я его, они соблазна в кресте не видели бы, а теперь видят ради того, что крест гонит обрезание и весь закон. Амвросиаст пишет: «соблазном для иудеев была проповедь о кресте потому, что ею упразднялись суббота и обрезание. Если б она допускала обрезание, то не было бы соблазна и иудеи мирны были бы с нами. И о Спасителе они говорили: несть Сей от Бога Человек, яко субботы не хранит (ср.: Ин. 9:16)». Святой Златоуст то же излагает пространнее. «Если верно то, что вы говорите, то преграда и вражда, разделяющие нас, уничтожены. Ибо иудеев не столько соблазняет крест, сколько учение не следовать отеческим обычаям. Приведши Стефана в синедрион, они не говорили, что сей чтит Распятого, но что глаголет на место святое сие и закон (ср.: Деян. 6:13). И Самого Господа Иисуса обвиняли они за то, что будто Он разоряет закон (см.: Ин. 5:18). Почему Павел и говорит: если мы допускаем обрезание, то прекратилась ваша борьба с нами, нет более вражды против креста и проповеди. А если нас ежедневно умерщвляют, то разве это без всякой причины? Вы и сами видите, что ни за что так не враждуют на нас, как за обрезание. Так ли я был неблагоразумен, чтоб и себя подвергнуть скорби, и других ввести в соблазн, без всякой причины? Сказал же он: соблазн креста,- потому что учение о кресте повелевает оставить отеческие обычаи, что преимущественно и соблазняло иудеев и удерживало от принятия креста».
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы
Особенно возбуждает в душе Апостола гнев то обстоятельство, что иудействующие искажают исторические факты, и именно смысл поступков Апостола Павла. Сами они, конечно, проповедуют обрезание, без которого будто бы христиане из язычников не могут достигнуть оправдания и обетованного Аврааму наследия. Но кроме того они еще говорят, что и сам Ап. Павел по временам проповедывал тоже (Вместо: за что же гонят меня, братия… лучше, согласно с расстановкою слов в греч. тексте перевести: «Но я, о, братия… если я еще проповедую обрезание, то почему же меня гонят? Так устраняется (или должен бы устраниться) соблазн креста Христова). Лжеучители, как видно, взводили на Павла обвинение в том, что он в своем стремлении быть снисходительным к привычкам тех лиц, среди которых ему приходилось действовать, позволял себе совершать обрезание и над христианами. Они выводили такое заключение из того, что Павел обрезал Тимофея (Деян. 16:3) и не считал обрезание несогласным с состоянием христианина (1Кор. 7:18), а также не протестовал против обрезания детей иудейских христиан, которые жили среди христиан из язычников (Деян. 21:21-24). Но если бы так было на самом деле, то на него перестали бы нападать из-за его проповеди о кресте, т. е. о необходимости крестной смерти Мессии, которая для Иудеев представлялась в высшей степени соблазнительной (ср.: 1Кор. 1:23). Однако Иудеи, а также, по-своему, и иудействующие, продолжают его преследовать и всячески мешают успеху его проповеди. Не ясно ли отсюда, что они говорят неправду, когда утверждают, будто бы и сам Ап. не прочь признать необходимость столь дорогого для них обрезания?
Толковая Библия.
См. также Толкование на Гал. 5:1
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
10. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? тогда соблазн креста прекратился бы.
12. О, если бы удалены были возмущающие вас
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
Николай Рудинский, священник (†1937)
Что святой Павел неизменно держался своих убеждений на закон иудейский, это доказывают гонения его от иудейских ревнителей закона, для которых учение о Кресте устраняло закон Моисея и было соблазном. Не проповедуй святой Павел о ненужности закона, или обрезания для спасения, и его учение о Кресте не соблазняло бы их так, как теперь, и они не гнали бы его.
Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)
8. Такое убеждение не от Призывающего вас.
9. Малая закваска заквашивает все тесто.
10. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?
12. Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас!
Апостол Павел рассматривает любовь в неразрывности от веры оправдания при их гармоническом сочетании в христианской практике, где следствие бывает тожественным своей причине по достоинству. Такая деятельность христианская будет безусловно нормальной или строго нравственной, но ее источник – во Христе, способ – в вере, руководительство – в Духе Святом, увенчание – в любви. Закон и здесь остается вне границ христианского облагодатствования в его обнаружениях среди людей. В этом направлении читатели доселе шли хорошо, то есть по верному христианскому пути, который, открывая широкий простор для свободы каждого, сам по себе не мог вынуждать к уклонениям. Очевидно, была внешняя причина, заставившая сойти с благодатной стези, но это было своевольным непослушанием истине, к какой та призывала и вела. Ясно, что тут непослушание ей (μὴ πείθεσθαι [не покорялись]) связано с обратным послушанием (ἡ πεισμονή [такое убеждение]), которое должно было относиться всецело к истине, а теперь отдается совсем противному. В таком случае все это идет не от призвавшего и всегда Призывающего (τοῦκαλοῦντος), а таков есть только сам Бог, первоисточник и зиждитель истины, веры, знания и жизни во всем мире. В этой области даже малейшее отступление будет поворотом в сферу тьмы и погубит всю прежнюю работу, как ничтожная частица закваски вызывает брожение во всем тесте (ср.1Кор.5:6). Ввиду именно этой опасности Апостол продолжает надеяться, что поскольку читатели находятся в Господе и служат Ему, они в данном вопросе не мыслят иначе по сравнению с автором, а всякий возмутитель, как таковой, неизбежно понесет осуждение. Это совершится помимо людей в силу неумолимого возмездия и потому независимо от положения разумеемых лиц, кто бы они ни были (ὅστις) по этому смущающему званию, например, в роде или из числа неких от Иакова (Гал.2:12). Эти люди соблазняют к обрезанию и как будто ссылаются на подобные эпизоды из собственной апостольской практики Павловой (хотя бы о Тимофее см. Деян.16:3). Но если бы, говорит своим галатийским братьям во Христе святой Павел, я до сих пор проповедовал обрезание, ревнителем которого он некогда был, то (ἄρα [тогда]) его не трогали бы преследованиями клеветы и внешних удручений (ср. 2Кор.11:23) за благовестническую деятельность, ибо в ней не провозглашалась бы спасительная вседержавность единого креста Христова, и, следовательно, исчезал бы всякий повод к соблазну из-за него последнего за отсутствием самого соблазняющего предмета. Значит, и объективно, и лично в отношении Апостола Павла смутьяны были (οἱ ἀναστατοῦντες возмущающие вас) и старались поставить все вверх ногами (Деян.17:6,21:38) вопреки естественному положению вещей и событий, мучительно вынуждая (ἐνέκοφεν [остановил]) вас оторваться от Христа через обрезание. Но для всех и для нормального порядка религиозной жизни было бы гораздо лучше, если бы они окончательно и совсем были отрезаны от союза христианского братства, под которым укрываются в качестве иудеохристиан, выдавая себя за наисовершенных членов.
Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Чтобы иметь больше среди вас успеха, лжеучители прикрываются мной, будто и я стою за обрезание. Если так, то за что же они меня преследуют? Ведь причина то распри отстраняется. Тогда соблазн креста, который по апостолу один спасает людей, прекратился бы, раз при кресте и закон и обрезание существуют.
Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла