Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к галатам 5:15
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 13-15 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
Вы же, братья, к свободе призваны были, поэтому не обращайтесь к закону. И свобода ваша да не будет в пробуждение (пожеланиям) плоти, но любовию рабствуйте друг другу, а не чуждым учением. Ведь закон, к коему вы прибегаете для исполнения многих постановлений его, в немногих делах исполняется, именно: возлюбишь ближняго твоего как себя самого (ср.: Лев. 19:18; Мф. 22:39; Мк. 12:31; Рим. 13:8 сл.). Если же друг друга ненавидите и угрызаете, то не только закон не исполняете, но и друг от друга истребляетесь.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
Он не высказывает своей мысли прямо, чтобы не огорчить их, хотя знал, что так и делается между ними; но то же самое говорит с видом некоторого сомнения. Он не сказал: «потому что вы угрызаете друг друга», и далее тоже (не сказал прямо), равно как опять и после не высказал прямо, что вы будете истреблены друг другом; такая речь свойственна только устрашающему и предостерегающему от опасности, а не осуждающему. Слова же употребил самые сильные. Не сказал он только – «угрызаете», что делает иногда раздраженный, но прибавил – «и съедаете», что свойственно закореневшему в злобе. Угрызающий удовлетворяет только страсть гнева, тот же, кто съедает, обнаруживает в себе крайнюю степень зверства. Впрочем, он говорит здесь не о телесных укушениях и съеданиях, а разумеет еще более худшие. В самом деле, не столько причиняет вреда тот, кто съедает плоть человека, сколько тот, кто угрызает душу его, так как, насколько душа драгоценнее тела, настолько тягостнее и причиняемое ей зло. «Берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», – говорит он. Так как обманщики и злоумышленники приходят для того, чтобы губить других, то он поэтому и говорит: «Смотрите, чтобы дело не дошло и до вас». Разделение и борьба гибельны и разорительны, без сомнения, как для тех, которые принимают их, так и для тех, кто вводит их, и изъедают все еще более, чем моль.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
Если, говорит Павел, вас возмущают другие, то и вы будете возмущены. Если вы, читая все ветхозаветное Писание, будете понимать его так [буквально], как написано: глаз за глаз, зуб за зуб (Втор. 19:21) - [т.е.] что гнев желает мщения, а мщение причиняет страдание, потому что закон не только не возбраняет, но даже предписывает воздаяние, равномерное обиде, - то следует, что и лишенный одежды может ее снимать [с другого], и получивший рану - наносить ее, и пожираемый [другим] - пожирать. И, таким образом, то, что по видимости является справедливостью, есть истребление, так как не только отплачивает одному [из двух злом], но пожирает обоих.
Комментарий на Послание к Галатам
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
Этим апостол дает понять, что одни, обольстившись, обрезались, а другие пребыли твердыми в вере. Тем не менее они препирались между собою - и восхвалявшие житье подзаконное, и удивлявшиеся дарам благодати. Потому-то и предложил им Павел прежде всего совет пребывать в любви.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
То, что знает за верное, высказывает под сомнением, и следующее за тем выражение: берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом - опасение и предостережение, а не осуждение. Не сказал просто: угрызаете (что свойственно гневу), но прибавил: съедаете, что служит проявлением крайнего зверства. Этим указывает и на испорченное учение, подразумевает также козни друг против друга, хищничество и любостяжание. И так как они, причиняя зло и строя козни, думали только вредить другим, то он говорит: смотрите, чтобы против вас самих не обратилось это дело.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблены будете
Хоть и можно полагать, поставляя сии слова в прямую связь с 13-м стихом, что святой Павел хотел в них представить побуждение ко взаимной деятельной любви и из пагубных последствий, какие обычно дает от себя взаимное нелюбие; но нельзя не видеть, что чрез это вводятся понятия, к которым ни прежде не подано повода, ни после ничего не говорится похожего на них.
Чтобы эти слова стройно сходились с 13-м стихом, надобно в него ввести следующую мысль - работайте друг другу любовью, и чрез это возвысите свое благоденствие. Тогда прямо будет следовать: если же между вами будет нелюбие и вы будете друг другу делать зло, то смотрите, как бы вам не истребить друг друга. Таким образом этот стих будет в связи не прямо с 13-м стихом, а с предполагаемым последствием законополагаемого им образа жизни. Но справедливо ли так поступать?
Таким образом, совсем не лишний вопрос: для чего святой Павел сказал так, или дал такой оборот речи?
Святой Златоуст так понимает сии слова, что они не общую мысль выражают, а прикровенно обличают недоброе состояние галатов, чтоб образумить их и, указав источник его в прившедшей ереси, тем самым в неблагоприятном виде представить и ее самую. Еще под 13-м стихом на слова: любовию друг другу работайте - говорил он: «разуметь дает Апостол, что причиною их заблуждения были любопрения, несогласия, любоначалие и гордость, ибо мать ересей есть страсть любоначалия. И словами: работайте друг другу - он показал, что зло произошло именно от сего тщеславия и гордости. Почему представляет и врачевство соответственное. Поелику, говорит, вы разделилися между собою, желая властвовать один над другим, то служите друг другу, и вы опять соединитесь. Впрочем, ясно не называет он греха их, а ясно предлагает только способ исправления, чтобы отсюда они узнали и грех свой подобно тому, как если бы кто, не говоря прямо распутному, что он распутен, стал бы только убеждать его к целомудрию». Эту же мысль ведет святой Златоуст и под 15-м стихом: «он не высказал здесь своей мысли прямо, чтоб не огорчить их, хотя знал, что так и делается между ними; но то же самое говорит, только с видом некоторого сомнения. Ибо не сказал: поелику вы друг друга угрызаете,- также и далее не сказал прямо: друг от друга истреблены будете. Каковая речь свойственна устрашающему только и советующему, а не осуждающему Слова же употребил самые разительные и резкие. Ибо не сказал только: угрызаете, - что делает иногда раздраженный, но прибавил: снедаете,- что свойственно закосневшему в злобе Угрызающий насыщает только страсть гнева, а снедающий обнаруживает в себе крайнюю степень зверства. Впрочем, он разумеет не телесные угрызения и снедения, но много еще худшие. Ибо не столько делает вреда, кто снедает плоть человека, сколько тот, кто угрызает душу его. Ибо, чем дороже душа тела, тем тягостнее и зло, ей причиняемое. Блюдшиеся, да не друг от друга истреблены будете. Поелику обманщики и злоумышленники приходят для того, чтобы погублять других, то смотрите, говорит, чтобы дело не дошло и до вас. Разделения и распри растлевают и поедают как приемлющих, так и посеявающих оные, и еще более, чем моль, всё изъедают».
Блаженный Иероним другую мысль проводит «Надобно,- говорит, - так истолковать это место, чтоб не казалось, что святой Павел вдруг переходит к неожиданным наставлениям, стоящим вне всякой связи с содержанием Послания Он хочет им сказать: получив свободу от закона, любовию работайте друг другу. И это будет самое лучшее исполнение самого закона. А если вы с законом останетесь, то должны будете уже все принимать, принимать и око за око. Следуя же сему, будете друг друга угрызать и снедать. Поопаситесь! Вот к чему поведет вас закон! Вы друг от друга истреблени будете» (не слово в слово)
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-15 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
Только бы свобода ваша не была поводом - по греч. aformh, т. е. точкою опоры (ср.: Рим. 7:11). - Но любовью служите друг другу. Только тогда свобода не приведет к угождению плоти, когда христиане будут стараться делать хорошее друг другу, руководясь истинной христианской любовью. - Ибо весь закон… Хотя заповедь о любви попала на один уровень с другими заповедями, но на самом деле она имеет исключительную важность, потому что, выполняя ее, мы вместе с тем исполняем и все заповеди закона (ср.: Рим. 13:8 и 10). - Друг друга угрызаете… Ап., очевидно, знал, что между Галатами партийность дошла до степени взаимной ненависти.
Ст. 13-26 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать
В нравоучительном отделе своего послания Ап. прежде всего зовет Галатов к исполнению великой заповеди о любви к ближнему. Затем он внушает им, что истинная христианская свобода, к которой он их призывал, вовсе не есть какая то разнузданность страстей. Напротив, человек свободный ведет упорную борьбу с страстями. При этом Ап. перечисляет самые страсти или дела плоти и противопоставляет им плоды духовной жизни, которую и призывает вести читателей.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
13. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу.
14. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближняго твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).
15. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом
Здесь начинается нравоучительная часть, которая продолжается до 11 стиха 6 главы. Так как Апостол учит применительно в религиозно-нравственным живым потребностям Галатов, то он прежде всего говорит о нравственной свободе, разумея свободу от греха и закона Моисеева, а потом уже и о главном начале христианской нравственности – о любви, определяя ее по ветхозаветному изречению, т. е. в отношении ее только к ближним. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Христос, говорит Апостол, свободил нас от ига рабства и предоставил нам свободу делать, что хотим; только бы мы сию свободу не употребляли во зло, но средством к получению большей награды, восходя к совершеннейшей мудрости, чтобы стяжать мудрость высшую закона, так что узы закона разрешены. Далее Апостол показывает и легкий способ достигнуть сего: какой же? любовию, говорит, работайте друг другу. Чтоб они, освободясь от ига закона, не сделались бесчинными, он налагает на них другое иго – любви, которое, хотя больше и крепче первого, но гораздо легче и приятнее».
«Рассмотревши закон со всех сторон, говорит: если хочешь исполнять закон, то не обрезывайся, ибо он исполняется не в обрезании, а в любви».Блаж. Августин спрашивает: «чего ради Апостол говорит только о любви к ближним?» И решает этот вопрос так: «любовь к Богу и любовь к ближним неразлучимы. Кто любит Бога, тот любит непременно и ближнего. Любовь собственно одна: она любит Бога и ради Бога ближнего своего. Но так как у Галатов начались религиозные несогласия, а потому, очевидно, стала иссякать и любовь, то и это побуждало Апостола говорить только о любви к ближним, чтобы восставить ослабевающие узы ее».
По мысли блаж. Иеронима, словами: «угрызаете, снедаете», Апостол хочет сказать как бы так: «получив свободу от закона, любовию работайте друг другу. И это будет самое лучшее исполнение самого закона. А если вы с законом останетесь, то должны будете все принимать, принимать и око за око. Следуя же сему, будете друг друга угрызать и снедать. Поопаситесь! Вот к чему поведет вас закон! Вы друг от друга истреблены будете».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Если в любви залог благоденствия, то без нее настанут раздоры, насмешки друг над другом, оскорбления – угрызения, порицание чести – снедание, что поведет к взаимному истреблению, благоденствие ваше разрушится. Может быть, начало ему уже и положено. Любовь взаимная, может быть, уже начала охладевать между галатами, поэтому святой Павел счел своим долгом предупредить их о последствиях этого охлаждения.