Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16-26 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать

Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, - а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поелику же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь, то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, - о коих я говорил, пока находился у вас, - и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя (дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет закона, так как не написано в законе - совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и последуем ему чрез добрые дела наши. Да не будем тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона ветхозаветного.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны

Это именно и значит: [по духу] и поступать должны, - т.е. будем довольны силою духа и не станем искать дополнения в законе.

Толкование на послание к Галатам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Живя не по закону, но следуя благодати.

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны

Если, говорит он, такова сила Духа, то ею и станем жить, и ею довольствоваться. Ибо выражение: по духу и поступать должны употреблено вместо: будем довольствоваться силой Духа и не станем искать помощи у закона.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)

Ст. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Ст. 25 А́ще живе́м ду́хом, ду́хом и да хо́дим.

Аще живем духом. Можно говорить о себе, что живешь духом, как, вероятно, и говорили неосторожные противники ревнителей закона (Гал.5:16), и однако ж дела могут показывать совсем другое. Аще живем духом, – если действительно дух составляет начало нашей жизни, если мы, по благодати духа утешителя, чувствуем присутствие в себе нового начала жизни (см. объясн. к Гал.5:16): πνευματι καὶ στοιχωμεν – по древ. слав. духови и прилагаемся στοιχειμεν принято вм. συστοιχειν что значит стоять в ряду с чем-то, соответствовать чему-нибудь (см. объяснение Гал.4:25) πνευματι κ. στοιχωμεν – будем поступать по духу (Рим.4:12; Деян.21:24). Дух должен выражаться и во внешних наших действиях; или внешние действия должны соответствовать внутреннему началу их, должны быть плодом обновленной благодатию души. Если же не так, то напрасно говорят, что живут духом. Таким образом, свойством христианина, как соединенного внутреннею жизнию со Христом, так здесь свойством духа, как начала плодотворного, подтверждается мысль Гал.5:16.

Опыт объяснения на послание апостола Павла к галатам

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.


     Это – вывод из всего предыдущего. Апостол говорит как бы итак, если живем духом, то есть если оставили мы стихийное богоугождение, свергли иго закона, получили свободу от него, с тем, чтобы угождать Богу нравственными расположениями, из духа исходящими; то и ходить уже нам надлежит духом, то есть с требованиями его сообразовать свой образ мыслей, чувств, расположений, слов, дел, всего поведения. По духу и поступать должны, στοιχωμεν, – что значит: да сообразуемся, да согласуемся с ним. Требования же духа он изобразил уже под видом плодов его. И понятно, что значит по духу: значит – обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод Духа, так строго, чтоб ничего из того, что есть дело плоти – самости, – не входило в нее. Этого без борьбы с собою нельзя выполнить. Потому тут же заключается и законоположение о сей брани, которой исходная точка и действующая сила указана в предыдущем стихе. Жизнь духовная – неистощимый источник утешений; но они не даром достаются. Кто-то выразился: даждь кровь, и приими Духа.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

К таким совершенным христианам должны принадлежать и Галаты, которые в настоящем своем состоянии еще далеки от совершенства. Ведь они тоже умерли со Христом для дел плоти и начали жизнь духа. И эту жизнь они должны проявлять в надлежащих поступках.

«Поступать должны». Здесь стоит глагол στοιχουρν­ = идти рядом, вместе, в противоположность тому хождению, которое обозначается глаголом περιπατεῖν (Гал.5:16), который может означать и хождение в одиночку. Если это принять во внимание, то можно сказать, что последующие увещания имеют в виду не личное духовное состояние отдельного христианина, а взаимные отношения христиан и церковно-общественную жизнь.

К стиху 26-му удобно можно отнести первое выражение Гал.6:1 – «братья». Там есть свое обращение: «вы, духовные», а здесь это слово «братья» как нельзя лучше оттеняет призыв Апостола к воздержанию от всякого тщеславия, которое совершенно расстраивает правильные, братские отношения между христианами. «Оставьте тщеславие и взаимное раздражение и зависть, вы, братья – так можно передать смысл 26-го стиха.

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать

Когда говорится «распяша плоть», то под этим разумеется тот нравственный переворот, в коем приступающий ко Господу дает обет не поддаваться греху до положения живота, на что и сила даётся в крещении. «Вся жизнь Христианина есть распинание плоти греха» (Преосвящ. Феофан). «Чем же распяли, как не страхом Божиим, чистым, пребывающим во век века (Пс. 18: 10), в коем боимся оскорбить Того, Кого всем сердцем, всею душею и всем помышлением любим. Распинаем же страх на том кресте, о коем говорит Господь: возьми крест твой и последуй Мне (Мф. 16:24)» (Блаж. Августин). «Аше живем духом, духом и да ходим». Это вывод из всего предыдущего. Апостол как бы говорит: «итак, если живем духом, т. е. оставили мы стихийное благоугождение, свергли иго закона, то и ходить нам надлежит духом, т. е. с требованиями его сообразовать свой образ мыслей, чувств, расположений, слов, дел, поведения». «Совершеннейшим же и руководящим Апостол говорит: не тщеславьтесь» (Преосвящ. Феофан). «Может быть, твердые в вере, непрестанно осуждая поколебавшихся, возбуждали споры. Их то и увещевает Апостол подать руку тем, которые преклонились закону», говорит блаж. Феодорит.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

О жизни по духу.


Ходить духом значит – обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод Духа: Гал.5:22-23.
Жизнь духовная – неистощимый источник утешений, но утешения эти не даром достаются: Лк.21:19; Евр.12:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Николай Рудинский, священник (†1937)

25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать друг другу завидовать.

      Благодатью Христовой тем, кто Христов, даны силы жить духом, поэтому и должно ходить по духу, сообразоваться с его требованиями в своей жизни, обнаруживать в жизни своей те качества, которые являются плодами Духа так строго, чтобы ничего из того, что есть дело плоти не входило в нее. А это приобретается упорной борьбой духа с плотью.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Глубоковский Н.Н., профессор (†1937)

25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

25. (церк-сл/греч.) А́ще живе́м ду́хом, ду́хом и да хо́дим (στοιχῶμεν)

    Ясно, что основа и источник нравственной христианской деятельности – Христос, ее орудие – вера, фактическое запечатление – любовь со всеми модусами и разветвлениями. В таком случае, если здесь и может быть речь о заправляющем регуляторе, – это будет охранитель и укрепитель начавшегося христианского процесса в его постепенном нормальном развитии, где он способствует прогрессивному течению и процветанию с авторитетностью и безошибочностью своих производящих божественных факторов. Таковым и является Дух Божий. Но раз только Им и при Его cooтветственном влиянии мы живем христиански корректно, то естественно, что Он будет исключительною силой всего нашего морального устроения во всех конкретных модификациях нравственного поведения, где каждый совместно с другими должен идти в ряд (στοιχῶμεν) с Духом, имея Его единственным заправителем всего поведения. Этим же божественным двигателем, конечно, станут определяться и все наши частные отношения как христиански-духовные. В числе их прежде всего немыслимо самопрославление, поскольку оно было бы пусто и бессодержательно, не имея для себя ни малейшей опоры там, где все и всецело Божие, а тогда совсем не будет ни предлога, ни причины для взаимного вызывательского раздражения по чувству зависти в себе и с порождением ее в других.

Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

     
Итак, если желаете жить по духу, то по духу и поступайте, т. е. творите дела любви к Богу и ближним. Укрепившись в жизни по духу, не будем своим превосходством тщеславиться пред другими, дабы не возбудить вражды или зависти в других (Флп.2:3).

Общедоступное объяснение Апостольских Посланий. Т. 2. Послания св. апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka