Малая закваска заквашивает все тесто.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-12 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. О, если бы удалены были возмущающие вас

Хорошо шли вы в том, что указал я, - кто вас остановил и прельстил отпасть от истины, которую я предал вам? Ибо то, во что уверовали вы (прежде, происходит) от Того, Кто вас призвал, а убеждение это, противоположное прежнему - от того, кто вас прельстил и остановил теперь, - или: убеждение ваше от Бога есть, от Коего и призвание всех язычников. Подобно закваске (дрожжам) всякое учение: в кого оно влагается, ум того, как тесто, заквашивает собою. Но я надеюсь на (о) вас в Господе, что ничего другаго кроме того, что я предал вам, не помыслите. А смущающий истину, которую я посеял в вас, он один понесет осуждение, которое придет на того, кто соблазняет ближнего (ср.: Мф. 18:6 сл.). Я же, если бы обрезание проповедывал (продолжал проповедывать), конечно, не подвергался бы гонению от самих Иудеев. Следовательно упразднен соблазн Креста, то есть уничижение Креста, которое мы проповедуем, - чрез обрезание, которое они проповедуют. О если бы и совсем удалены были за нашу ревность те, кои возмущают вас!

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Малая закваска заквашивает все тесто

Чтобы кто-нибудь не сказал: зачем ты так преувеличиваешь дело и представляешь его столь ужасным? мы соблюли одну только заповедь закона, а ты производишь такой шум? - Павел устрашает их не настоящим их поступком, но имеющими произойти от него последствиями. Послушай, в каких словах: Малая закваска заквашивает все тесто. Вот и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может преодолеть и увлечь совершенно в иудейство, подобно тому как закваска [заквашивает] тесто.

Гомилии на Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 5:8

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Малая закваска заквашивает все тесто

Плачу о вас; боюсь же, что болезнь сообщится и другим.

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Малая закваска заквашивает все тесто

Чтобы не сказали: «зачем так сильно упрекаешь нас (ведь только одну заповедь мы нарушили) и преувеличиваешь нашу вину?» - он говорит, что это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо, как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мал квас все смешение квасит

На укор Апостола: были же вы убеждены, зачем переменили убеждения? воротитесь к прежнему - галаты могли сказать: да мы и теперь убеждены, а то, что, послушав других, приняли кое-что иудейское, велико ли? Так мало, что и говорить о том не стоит. Апостол на это и отвечает: мал квас все тесто заквашивает. Не много иудейского приняли, но все оквасили иудейством, повредили целость веры, и она уже не может приносить вам всей спасительности. К тому же это не многое поведет к большему и втянет вас в иудейство во всей его широте. Зло заразительно Святой Златоуст говорит на это: «чтоб кто не сказал« зачем ты так преувеличиваешь дело и столь тяжким представляешь его? Из закона мы соблюли одну только заповедь, а ты производишь такой шум? - то послушай, как устрашает их не настоящим их поступком, но имеющими произойти от него последствиями: мал квас, говорит, все смешение квасит. Так и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может совершенно препобедить и увлечь в иудейство, как квас заквашивает все тесто». Так и все восточные; так и западные. Амвросиаст говорит: «это прибавил Апостол для того, чтоб не подумали, что для благодати веры не будет никакого вреда, если они будут соблюдать малость некую из закона». Блаженный Иероним сначала ту же выражает мысль, говоря «учит этою притчею Апостол, что духовный хлеб Церкви, с неба сшедший, не должно повреждать иудейскими толками Господь Сам заповедал ученикам Своим блюстися от кваса фарисейского, что объясняя, Евангелист прибавил, что Он это сказал им об удалении от учения фарисейского (см.: Мф. 16:12). А это учение фарисейское какое другое, как не о неотложности соблюдения плотского закона»?» Но потом поминает и о том, как и несколько человек с ложным учением могут повредить всю местную Церковь, когда, сначала двое-трое, потом десятки и так далее, начнут заражаться их учением. Зло это действует, как искра, падшая в горючий материал, как гангрена, жир обретшая. Очевидный пример этому - Арий.

Но эта мысль о числе лиц, соблазняющих и соблазненных, может быть только придаточною к главной, по которой разумеется тут учение иудейское Но, поставляя сию мысль в связи с последующими словами: надеюся о вас,- надо допустить, что Апостол намекал этим и на легкость, с какою можно им разделаться с иудейством Он говорит как бы мало переняли«? Тем удобнее вам бросить то и бросьте, я надеюсь, что вы так сделаете.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Малая закваска заквашивает все тесто

Всякое брожение есть порча хлеба. А если хлеб портится, то портится и мука; и мучное тесто, будучи оставленным, скисает, и так совершается брожение. Так малая закваска заквашивает все тесто. Вам же, говорит Павел, следует быть опресноками. Стало быть, то, что вы считаете ничтожной добавкой (соблюдение обрезания и прочего), - эта ничтожная добавка, будучи испорченной, портит все наше Евангелие. Ведь из-за нее вы уже не имеете полноты упования на Христа, и Христос уже не считает вас своими и уповающими на Него. Ибо освобождает вера; но, как было сказано, нет веры у того, кто помимо Христа, хотя и со Христом, надеется также на другие вспомогательные средства.

Комментарий на Послание Галатам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Малая закваска заквашивает все тесто

Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. «Что же тут опасного? - говорили они. - Ведь лжеучителей так немного среди нас». Ап. против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 5:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

7. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?

8. Такое убеждение не от Призывающего вас.

9. Малая закваска заквашивает все тесто

Показавши истинный путь ко спасению, Апостол говорит Галатам, что они шли по нему хорошо, а потом кто-то совратил их с этого пути, но конечно не Господь, именем Которого проповедуют Апостолы, но лжеучители. Отступление их не окончательное, но Иудейство это, как закваска (Мф. 16:12). Кто воспримет его и мало, может совершенно уклониться в Иудейство. Поэтому, очевидно, нужно поспешить избавиться от этой опасной закваски. Блаж. Иероним пишет: «в обращении иное есть дело Божие, а иное дело самих людей. Божие дело есть призвать, дело людей – поверить, или не поверить. В добрую, или худую сторону склоняемся, причина тому не Бог и не диавол. Убеждение наше всегда не от того, кто зовет, но от нас, которые сами собою соглашаемся, или не соглашаемся с зовущим». «Что же из сего следовало? Следовало: сами вы убедились в истине, сами пошатнулись в сем убеждении; сами же теперь и воротитесь к нему. Никакого труда, ни помехи к этому нет. Бросьте новую ложь, возьмите прежнюю истину, ибо зло действует, как искра, павшая на горючий материал, как гангрена, обретшая жир» (Преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

9 Малая закваска заквашивает все тесто.

    На укор Апостола, что они с убеждением в истине, проповедуемой им, приняли веру Христову, галаты как бы возражают: "Да мы и теперь убеждены в ней, а то, что послушав других, приняли кое-что – субботы, новомесячия и прочее, так это неважно, и говорить об этом не стоит". Апостол на это и отвечает: "Мал квас, все тесто квасит. Немного приняли иудейского, но все свое оквасили иудейством, повредили целость веры, и она уже не может приносить вам всей спасительности. К тому же, это немногое может повести и к большему, зло заразительно".

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible