Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Бытие 10:18
Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись,
Святые отцы
Прочие
- Олег Стеняев, протоиерей
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 15-18 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. В последствии племена Ханаанские рассеялись
От Ханаана первым родился Сидон, от которого называется город Сидон в Финикии. Затем Аракей, который основал Аркас, город напротив Триполя, расположенный у подножия Ливана. От этого города неподалёку был другой, с названием Син, который, впоследствии разрушенный во время разного рода войн, оставил прежнее название лишь для местности. Арады овладели островом Арад, отделённым от финикийского побережья узким проливом. Самареям принадлежит известный город сирийских высот Эмесса. Амаф сохраняет своё древнее название и в наше время как у евреев, так и у сирийцев. Македонцы, которые после Александра правили на Востоке, дали городу наименование Епифания. Некоторые думают, что так (Амаф. – Прим. перев.) называлась Антиохия. Другие же, хотя и неправильно, подкрепляя своё мнение вроде бы правдоподобной возможностью, думают, что так назывался Эмас – первая остановка у идущих из Антиохии в Эдессу, и что это тот самый город, который древними назывался Эмаф.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись
Арвади. От сего, как кажется, жители Арада, острова против устья реки Элевфера.
Цемари. От сего, может быть, получил начало город Симира близ Элевфера.
Хамафи. По книге Чисел (Чис.13:22; Чис.34:7-8) Хамаф есть северный предел земли Израильской. Халдейские толковники принимают оный за Антиохию, но Иосиф говорит, что то был город у греков, называемый Епифаниею.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 6-20 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их.
Вавилонское столпотворение
Первое государство
Обычно, когда мы говорим о государстве, в нашем сознании возникают такие понятия-слова, как стабильность, надежность, защита. Даже если наше государство не соответствует этим понятиям, мы хотим видеть в нем вышеперечисленные качества. Мы тоскуем по «крепкой руке» и ждем, когда же будет установлен нашими правителями порядок, жесткий порядок, столь необходимый нам. Мы с трудом расстаемся с нашими иллюзиями в отношении наших правителей, которые пребывают в еще большей растерянности, нежели мы, простые обыватели, и тогда начинаем с нетерпением ожидать очередных выборов. Государство! Какие надежды могут быть связаны с ним в его теперешнем секуляризированном виде? Мы, верующие, тоже говорим о государстве, но в нашем понимании это прежде всего град Божий, царствие, порядок, основанный только на Воле Творца. Здесь мир едва ли поймет нас… Мир иначе рассуждает о сущности и занятиях государства.
До внука Хама, Нимрода, государств на земле не существовало. Он – первый сын Хуша. Нимрод, сильный зверолов, – основал царство, объединившее Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар (Быт.10:9-10). Так была создана первая конфедерация, языческая империя, секуляризированное общество. Само имя Нимрод означает бунтовщик, мятежник, возмутитель. Этот человек известен также как Хуш. Последнее имя было связано с цветом его лица. После того как Ной проклял Ханаана, род хамитов стал чернокожим. О Нимроде известно, что он был первым, кто воспользовался разрешением есть мясо животных. Это был плотоядный человек, кровожадный и гордый. Он считал себя богом. Выражение: как Нимрод, пред Господом [Богом] (Быт.10:9) свидетельствует о том, что он бросил вызов Создателю, думая о себе, как о равном Богу. Между хамитами и потомками Иафета была война, в результате которой хамит Нимрод победил и провозгласил свое царство.
Современные политики – знают они это или нет, хотят они того или нет – имеют Нимрода своим кумиром. Те качества, которые на политическом поприще обнаруживают и развивают в себе современные правители, есть качества Нимрода: вероломство, самоуверенность и наглость. Они хотят выглядеть чуть выше, чуть умнее, даже чуть здоровее, чем есть на самом деле. Они рядятся в разные одежды, им так хочется произвести на окружающих потрясающее впечатление, но в сущности они остаются бледными копиями своего библейского прототипа, потому что в основе их поведения тот же грех гордыни и богоотступничества.
Существует предание, что Нимрод, правитель семидесяти народов, имел кожаные ризы Адама, которые его дед Хам украл у своего отца Ноя из ковчега. Эти одежды нагоняли страх на весь животный мир, и поэтому его (Нимрода) охота почти всегда была удачна. Праведный Ной, доживший до времен Нимрода, с печалью смотрел на все происходящее. Увы! Грех не утонул в водах потопа, а переправился в новый, послепотопный мир рассеяния. Народы и племена расходились по Сенаару и другим землям, и Нимрод решил упрочить над ними власть не только силой меча, но и началом созидания его, Нимрода, нового мира и нового порядка.
Наше время – это время новых военных технологий, когда любое меньшинство, прорвавшееся к власти, может, прикрываясь рассуждениями о демократии, «бесконечно» долго мучить население своей собственной страны; при этом население будет разоружаться, а криминал и власть – вооружаться. Власти будут вооружать и поддерживать криминал для того, чтобы хоть как-то обосновать свое право управлять голодными людьми. А если народ усомнится в этом праве, тогда будут гибнуть ни в чем не повинные люди. Такой режим собрался воевать со своим собственным народом. Власть готова иметь и оппозицию, но при условии, что она не будет посягать на их предвыборные технологии, а правильнее сказать – условия сговора нижних эшелонов власти с высшими. А народ будут заставлять жить, верить, любить, рождаться, умирать, разоряться и богатеть, только так, как она (власть) ему это разрешит.
Царство Нимрода – это конфедерация против Власти Бога, Его Прав и Приоритетов.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Арвадей, Цемарей и Химафей.
Арвадей, одно из племён ханаанитских, вероятно, долее других занимало «острова Тира и Арада», о которых упоминает Страбон и которые суть острова Барейнские нашего времени, откуда (Ленорман Les Pheniciens) Ханаан и, в том числе, филистимляне вышли под давлением Туранской (Сузианской) династии Кадур-Накхунта и его преемников, чтобы не подпасть под власть туранцев. Оставив на пути своего движения к Средиземному морю хореев, или троглодитов, в горах Сеир, они овладели страной, которая потом названа Финикией, и перенесли сюда и свою страсть к мореплаванию, и даже названия островов Тира и Арада, и имя господствующего племени Сидона, которые, вероятно, смешавшись с другими родственными племенами, составили государство Финикийское.
Цемареи очень мало известны; полагают, что имя их перешло на город Симири в северной Финикии на р. Элевфере. Точно то же надо сказать и о племени Химафей. Полагают, что Гамат на Оронте близ Дамаска получил от них своё имя.
Впоследствии племена Ханаанские рассеялись
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-18 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. В последствии племена Ханаанские рассеялись
В этих четырех стихах дан перечень главнейших ханаанитских племен, населявших Сирию и Палестину, до завоевания последней Иисусом Навином.
Первенцами Ханаана, не столько по рождению, сколько по значению, названы здесь жители Сидона, богатого, морского города, бывшего вместе с Тиром столицей Финикии (3Цар. 5:6; 1Пар. 22:4; Ис. 23:2, 4, 12; Иез. 27:8).
«Xeт» - родоначальник хеттеев (Быт. 23:3, 5), могущественного сирийского племени, страшного некогда и для самого Египта, оставившего после себя следы высокой культуры и целую богатую литературу, доселе еще почти неразгаданную учеными (хеттейские надписи).
«Иевусеи» - жили в горах Иерусалима, до дней Давида, который покорил их (Нав. 15:8; Суд. 19:10; 2Цар. 5:6; 1Пар. 11:4, 5).
«Амoppeи» - одно из сильнейших ханаанских племен, имевшее по восточную сторону Иордана два сильных царства - Есевон и Васан (Чис. 21:26).
«Гepгесеи» - известны только по имени, как сражавшееся с евреями на запад от Иордана (Нав. 24:11).
«Евеи», или, по чтению м. Филарета, «хивеи», упоминаются еще в (Нав. 24:11; Нав. 9:1, 7; Суд. 3:3) - обитали при подошве горы Ливана.
«Аркеи», или Аркиты, вероятно, обитатели города Арки, находившегося на месте современных руин при местечке Тель-Арки, у подошвы того же Ливана.
«Синеи», или «Синиты», - народность, соседняя с предыдущей, обитавшая вблизи древней крепости, носившей то же самое имя.
«Арвадеи» - жили в Арваде, или Руаде (И. Фл.), т. е. на Барейнских островах нашего времени, как думает Ленорман; впоследствии они образовали ядро населения Финикии и сообщили ему страсть к мореплаванию и торговле.
«Цемареи и Химафеи» - две народности, очень мало известные; полагают, что первые сообщили свое имя Симри - городу северной Финикии, развалины которого и доселе известны под названием Сумра. Точно также и имя Химафей, по всей вероятности, перешло на город Хаммани-Рабба, лежавший на р. Оронте, близ Дамаска. У греков он назывался «Епифанией», в новое время известен под древним именем «Хама».
«Впоследствии племена Ханаанские рассеялись…» Т. е. под влиянием взаимного смешения, завоеваний и последовательных переселений неоднократно меняли свои топографические границы, благодаря чему не только крайне трудно, - но и положительно невозможно твердо установить их местожительство.