И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]

Смотри на человеколюбие Господа, в какое Он привел их затруднение! Они стали после этого похожи на безумных: один требовал того, а другой подавал иное, так что все их усилия наконец сделались бесплодными. Потому и «престаша зиждуще град и столп».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 30

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 5-8 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]

Можно было бы и в рассматриваемом месте разуметь ту же Троицу, как будто бы это Отец говорил Сыну или Духу Святому: сойдем же, и смешаем там язык их, - если бы что-нибудь мешало нам разуметь здесь ангелов. Но скорее это им прилично приходить к Богу святыми движениями, то есть благочестивыми помышлениями, посредством которых они вопрошают неизменную истину, как вечный закон при дворе Царя Небесного. Ибо они - не сами по себе истина, но, будучи причастниками истины тварной, движутся к ней [истине вечной], словно к источнику жизни, чтобы обрести от нее то, чего не имеют от самих себя. Движение же это, которым приходят [к Богу] не удаляющиеся [от Него], устойчиво.

О граде Божьем

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-9 На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле

О столпе и его устройстве

Ничего недоставало для человеческой природы к тому, чтобы быть хорошею и благоденствовать: ибо Творец всяческих сделал ее полною и исполненною всякого блага. Но прежде бывшая великою, в короткое время она вследствие повреждения уменьшилась, потеряв то, чрез что была почтенною и прекрасно созданною для великой славы. Каким образом? — Посредством изменения нетления в Адаме в тление, ибо сказано было ему: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:19). Затем она лишена была духа: потому что когда Бог видел, что живущие на земле хотят думать об одних только нечестивых и гнуснейших страстях плоти, то сказал: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть (Быт. 6:3). Но вот она испытывает еще и иное нечто. Некоторые, осужденные за нечестивые намерения и безрассудные пустые советы, начинают говорить и языком иным и несогласным. (Сказано), На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Затем сходит Бог, как говорит Священное Писание, смешивает языки их и рассеивает их по всей земле (Быт. 11:1-9). Бог всяческих не одобрял их предприятий и не допустил исполнения их; но так как они задумали нечто надменное, то Он, руководясь врожденною благостью, останавливает их предприятия смешением языков, означая этим, что намерения, превышающие возможность человеческую и неисполнимые, Он не оставляет ненаказанными. Он смешивает самые языки, которые и нуждаются в одном только художестве и могуществе Зиждителя, и относиться могут не к кому другому, как только к Нему Одному. Преобразование языка и разделение речи на звуки различные всякий по справедливости и поистине припишет также только Одному и по естеству Зиждителю. И по справедливости совершенное ими вполне заслуживает осмеяния: ибо они предположили, — не знаю каким образом, — что они во всяком случае и непременно могут из кирпича и земли построить столп вышиною до самых небес. Могут быть, думаю, и они образом неразумия иудеев, предполагавших найти свое родство с Богом, но только не в приближении к небу, не в желании делать угодное и любезное Ему, не в вере во Христа, а как бы восстановлением некоторого столпа, — в невежественном превозношении одною только пустою славою отцов. Они постоянно изобличаемы были в том, что повсюду выставляли имя Авраама и как бы созидали славу свою на земных похвалах. Но Бог положил запрещение на строивших столп и разделил их на многие языки. Случившееся тогда с ними мы считаем как бы некоторым предвозвещением случившегося с иудеями: ибо и их, очень высоко думавших о себе и искавших пути на небо не посредством того что должно, Бог рассеял во многие языки, то есть во все народы. Будучи изгнаны из страны, города и домов своих, они рассеяны и стали скитальцами между народами, по слову пророка (Ос. 9:17). Но во Христе многоязычие было добрым знамением: ибо, когда собраны были ученики в день Пятидесятницы в один дом, сделался, сказано, внезапно шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:2-4). Что же говорили они? С помощью Духа говорили о шествии на высоту, о восхождении на небеса во Христе чрез веру и о стечении всех языков вселенной, или народов, или племен к единению в Духе: ибо всякий язык смертных исповедовался Христу и глаголал тайны Его. Итак, многоязычие при столпотворении было знамением рассеяния и изгнания во все народы, а при Христе — знамением стечения к единению чрез Духа и шествия на высоту: ибо Христос соделался для нас столпом крепости, по слову Псалмопевца (Пс. 60:4), преводя находящихся на земле в вышний град и соединяя с ликами святых Ангелов.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 2-9 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле

Что означает башня, построенная в Сеннааре?

Строим и мы башню всякий раз, когда двинувшись с востока, то есть отдалившись от познания [Бога], мы приходим к земле Сеннаар, то есть к страсти чревобесия. Ведь Сеннаар переводится как «бдение зубов». Затем мы и строим башню — плотские страсти ставим превыше всего и строим, сопрягая страсть со страстью даже до небес, ведь ревнующие о суетных [благах] никак не желают остановиться, но имеют к ним ненасытное стремление. Бог же прекращает возведение башни и смешивает языки всякий раз, когда ради пользы Он, воспитывая нас, препятствует нашему пороку. Ведь всякий раз покоренного скверною блуда Он наказывает болезнью, а порабощенного чревобесием вразумляет нуждою. Он будто сокрушает башню страстей, одновременно смешивая и языки: сдержав болезнью блудника, непрерывно помышлявшего о блуде, Он делает его поглощенным заботой о здоровье тела, будто смешивая язык постоянного попечения о похоти.

Вопросы и затруднения

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город

Тогда Господь рассеял их оттуда по всей земле. Исполнение определения Божия Моисей, по обыкновению своему, замечает кратко. Впрочем, нет сомнения, что рассеяние народов по лицу всей земли совершилось не вдруг, а постепенно.

Толкование на Книгу Бытия

Коммодиан (†IIIв.)

Ст. 5-8 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]

Вот собрались глупцы строить башню до самого неба,

Чтобы по ней можно было словно подняться к светилам.

Бог увидал их дела, говоривших единым наречьем,

Вниз сошел и велел быть отныне наречиям многим.

Их рассеял по всем островам земли отдаленным,

Чтобы каждый народ языком от других отличался.

Песнь о двух народах

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

     Быт.11:1-9

7. (церк-сл.)  Приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго (своего).

С какою целью сыны человеческие строили город и башню, и почему это предприятие их было неугодно Богу?

     
Сами строители целью своего предприятия указывают соделание себе именит. е. прославление, и учреждением политического средоточения выражают желание вострепятствовать грозящему разделению и рассеянию родов (ст.4). Дурное в этом предприятии было то, что люди предались суетному славолюбию и честолюбию, при чем человечеству грозили страшный политический деспотизм и убивающая свободу и нравственность централизация, и это все вместе с развивающимся идолопоклонством грозило уничтожением веры и Церкви на земле*. Вот почему Богу не угодно было вавилонское предприятие, начатое «в единомыслии лукавства» (Прем.10:5) сынов человеческих, и Он смешал язык их и рассеял их по всей земле.

     *К этому времени относят начало и развитие идолопоклонства и cyeвеpия, вместо допотопного безбожия и неверия. В подтверждение этого можно указать на древнее значение имени Бабель (Вавилон), которое, происходя от Ба-бель – «Дом Бела», указывает на вавилонское божество, бога Бела, и на Вавилон, как столицу и рассадник язычества и идолопоклонства. Некоторые в выражении: «и сделаем себе имя» (שֵׁם – знак) хотят видеть указание на намерение вавилонских строителей сделать изображение Божества и вообще учредить чувственный культ богослужения, «изменивши славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека» (Рим.1:23).

     В чем состояло чудо смешения языка?

     Толковники рационалисты не хотят видеть в смешении языка при вавилонском столпотворении никакого чуда, а в сказании Моисея об этом видят только иносказательное изображение происшедшего между строителями раздора и междоусобия (ср. Пс.54:10), вследствии чего они должны были разойтись в разные стороны. Нынешнее же различие языков и наречий произошло будто естественным путем. Но такое объяснение противоречит ясному смыслу сказания Моисея, который говорит о смешении языка, как о чуде, совершившемся по непосредственному действию Божию.

Другие, например, Ориген, понимают смешение языка в Вавилоне в смысле мгновенного чудесного образования нескольких новых языков в различных племенах, совершившегося волею Божиею чрез ангелов хранителей народов.**

Третьи наконец (см. «Записки на кн. Бытия» митр. Филарета) с большею вероятностью полагают, что смешение языка состояло в чудесно произшедшем в строителях ослаблении памяти и смешении понятий, так что одни и теже прежние слова перестали выражать для разных родов одни и теже понятия об одних и тех же предметах. Выражение: «да не услышит кийждо гласа ближнего своего» не означает лишения дара слова, или глухоту, но означает только лишние способности понимать речь другого (ср. 1Кор.14:2)

     **Многие древние даже определяют самое число языков и народов, образовавшихся при вавилонском смешении, именно 72. Это мнение опирается на то, что Моисей в X гл. Бытия перечисляет именно 72 родоначальников, от которых «распространились народы по земле после потопа» (Быт.10:32). Именно насчитывается 14 родоначальников, произшедших от Иафета, 31 – от Хама и 27 – от Сима.

     Когда произошло это чудо смешания языка?
     
     
По указанию Быт.10:25 чудо смешения языка и рассеяние народов случились около времени рождения Фалека, который и назван был посему Пелег – разделение, а рождение Фалека последовало в 531 г. от потопа и в (2262+531) 2793 г. от сотворения мира, а до P. X. за 2715 лет.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Вавилонская башня 

Была построена потомками Ноя в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства (Быт. 9:25-27), вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку в долине Сеннаарской камней строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их так, что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т. е. смешением.

Высота и объем башни по первоначальным дошедшим до нас рисункам были поистине громадны. Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить три года только на одно собрание материалов и не менее двадцати двух лет на постройку самой башни. По одному древнему преданию, кирпичи, или, как вернее можно назвать их, плиты, употребленные для постройки башни, имели каждая по 20 англ. фут. в длину, 15 в ширину и 7 в толщину.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст.8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

     
Город, по всей вероятности, остался, хотя и не в предполагаемых строителями размерах; башня же, по преданию, была разрушена огнём земным или небесным, но на это в Библии указания нет.

Священная летопись. Том первый

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]

Как и от чего произошло смешение языков? Это было чудесное событие, происшедшее ведомым единому Богу способом. Измышляемые натуралистами естественные причины сего смешения недостаточны к объяснению онаго.
Они сводятся к трем главным группам, и полагаются: во-первых – в разности климатов, среди которых поселились люди, во-вторых – к изменчивости человеческих понятий, и вообще в непостоянстве природы человеческой, и в-третьих – во взаимных сношениях между разноплеменными нациями, и взаимном их влиянии друг на друга. Но все эти причины, могшие иметь некоторое влияние на осложнение человеческих наречий, не исчерпывают и не объясняет той глубокой розни, какая существует между различными человеческими языками, как живыми, так и мертвыми; и ни история, ни филология не знает ни одного языка, из которого, как из основного источника, могли бы произведены быть не только все отдельные языки, но и группы языков.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город

«И рассеял их Господь оттуда по всей земле…» Собственно Бог только смешал их языки, т. е. заставил их говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей. Рассеяние же строителей было естественным следствием разделения их интересов: язык служит внешним выражением мыслей и всего духовного содержания людей; отсюда поскольку единство языка связывает людей и заставляет их сплотиться, постольку различие языка, наоборот, разобщает их между собою и создает различные и нередко даже враждебные друг другу группы.

«Смешением языка и рассеянием племен само собой разрушалось богопротивное дело, имевшее целью политическое объединение племен под властью одного из них и притом нечестивого… Этим полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия… Если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата и если бы существовал повсюду один язык, тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля, мерзостями своими истощавшая долготерпение Господа» (еп. Виссарион).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XIX. Паремия, положенная на вечерне в четверток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 10:32; 11:1–9). В сей паремии содержится повествование о столпотво­рении Вавилонском, о смешении языка и о рассеянии пле­мен.

И разсея их оттуду Господь по лицу всея земли: и престаша зиждуще град и столп

Рассеяние строителей города и башни, оставленных недостроенными, было необходимым последствием сме­шения языка. Вследствие этого смешения люди перестали друг друга понимать: одни, позабыв значение слов, поте­ряли способность передавать другим свои мысли в точных выражениях, думали об одном, а говорили другое; другие, сами находясь в подобном положении, хотя слышали зна­комые звуки, но никак не могли припомнить смысл их. А не понимая друг друга, строители города и башни не могли помогать друг другу в работе и, следственно, продолжать ее, – поневоле должны были бросить ее неконченною и разойтись в разные стороны. Образование разных языков началось уже по рассеянии племен и по занятии ими особых мест жительства. Чудо смешения нужно было на время, для того, чтобы отвлечь людей от общего предпринятого ими дела и разъединить. Когда эта цель была достигнута, когда общение между племенами ослабело, тогда действие чуда прекратилось, первоначальный язык снова сделался гос­подствующим и общим для всех, но ненадолго: с течением времени он естественным образом, соответственно особо­му строю воззрений, понятий, склонностей, обычаев, воз­никавшему в каждом племени, начал изменяться и раздроб­ляться на разные языки и наречия. Смешением языка и рассеянием племен само собою разрушалось богопротивное дело, имевшее целью полити­ческое объединение племен под властью одного из них, и вместе с сим предотвращалось зло, которое могло произой­ти в случае успеха этого дела, – именно, общества чело­веческие предохранялись от крайнего угнетения и насилия, неизбежного в случае, если бы господствовала во всем свете одна власть, и притом была в руках людей нечести­вых; полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия. Путей для нравственного зла, при естественной наклонности к нему человека, так много, что от него не спасет никакая замкнутость, но зло несравненно было бы сильнее, если бы существовала все­мирная столица, как средоточие нечестия и разврата, и если бы существовал повсюду один язык: тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля, мерзостями своими истощившая долготерпение Господа.

Толкование на паремии из книги Бытия

Николай Рудинский, священник (†1937)

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Еще большее доверие к голосу Господа оказал Авраам. Авраам жил в земле Халдейской. Имел дом, имущество в стадах и в слугах. Бог сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего иди в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). И пошел Авраам, как сказал ему Господь (Быт. 12:4). Он снялся со всем домом своим, оставил отца, родных и знакомых, и пошел, сам не зная куда идет, потому что Бог еще не открыл ему, куда ему предназначил идти. Так сильна и глубока была вера Авраама в Бога и Его веления. Но вот Бог определенно указал Аврааму землю, где он должен поселиться, именно землю Ханаанскую или Палестину, и сказал ему: «Всю землю эту, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему» (Быт. 13:15). Но ни сам Авраам, ни следующие потомки его, до Иисуса Навина включительно, не наследовали этой земли. Авраам, сын его Исаак и внук его Иаков, хотя и жили на этой земле, но как чужеземцы, в шатрах или палатках, как странники и пришельцы на этой земле, а не как собственники и владельцы. По-видимому, очень трудно было поверить обетованию Божественному, а Авраам поверил Богу, и не получая здесь, на земле, осуществления своей веры в наследие земное, перенес свою веру на еще более невидимое и непостижимое, на наследие небесное. Он стал ожидать получить в наследие небесный город, небесный Иерусалим, крепко основанный и всегда пребывающий, строитель и художник которого Сам Бог. Но откуда в Аврааме могла возникнуть вера в небесный Иерусалим, когда Бог, по-видимому, обещал ему земное наследие? Правда, прямо не видимо, что Бог обещал ему духовное наследство, но Авраам мог вывести это из слов Господа: Я возвеличу имя твое и благословятся в тебе, то есть в потомстве твоем, все племена земные (Быт. 12:2-3). Благословение Божье, Его милости, Его благоволение могут получить все народы только в таком потомке, который примирит людей с Богом, спасши их от последствий преступления прародителей - греха, проклятия и смерти, что очевидно могло произойти только в духовном Царстве Божьем.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible