Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Есть такие, кто призван законом любви, который в их природе и который изначальное Благо насадило в них при первом творении. Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, - ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И тот пошел, не усомнясь и не помедлив, но готовый к своему призванию. Он - образец того расположения духа, которое и доныне пребывает во всех, кто идет по его стопам. Трудясь и ища страха Божия в терпении и тишине, они достигают истинного рода жизни, поскольку души их готовы следовать за любовью Божией. Это первый род призвания.

Послания братиям, обитающим повсюду

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

Бог явился Авраму, и рече ему: изыди… от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий. Аврам оставил родителей своих, потому что не хотели с ним идти, но взял с собой Лота, потому что поверил тот обетованию, какое дано было Авраму. И Бог хотя не сделал Лота участником в наследии Аврамовом, однако же и сынам Аврамовым не попускал войти в наследие сынов Лотовых. Так Аврам взял с собой Лота и Сару, и пошел в землю Ханааню (Быт. 12:5).

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Авраам представляет собой разум. Наконец, Авраам означает и переход. Поэтому, чтобы разум, который во Адаме всего себя предал наслаждению и плотским обольщениям, перешел в форму и вид добродетели, нам был предложен для подражания мудрый муж. Действительно, Авраам в переводе с еврейского на латынь означает «отец», потому что разум с некоторой отеческой властью, суждением и заботой управляет всем человеком. Итак, этот разум находился в Харране (Быт. 11:31; ср. Быт. 12:4), то есть в пещерах, будучи подвластен различным страстям. Поэтому Аврааму сказано: пойди из земли твоей, то есть из тела твоего. Из этой земли вышел тот, чье жительство на небесах.

Об Аврааме

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

Рассмотрим тщательно каждое из этих слов, чтобы увидеть нам боголюбивую душу патриарха. Не пройдем эти слова без внимания, но размыслим, какое тяжкое дается повеление. «Изыди, – говорит, – от земли твоея и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу». Оставь, говорит, известное и достоверное, и предпочти неизвестное и невиданное. Смотри, как с самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и будущее тому, что уже находилось в руках. Ему повелевалось сделать не что-либо маловажное; (повелевалось) оставить землю, где он жил столько времени, оставить все родство и весь отеческий дом, и идти, куда он не знал и не ведал. (Бог) ведь не сказал, в какую страну хочет переселить его но неопределенностию Своего повеления испытывал благочестие патриарха: «иди, – говорит, – в землю, юже ти покажу». Подумай, возлюбленный, какой возвышенный, необладаемый никакою страстию или привычкою, дух потребен был для исполнения этого повеления. В самом деле, если и теперь, когда уже распространилась благочестивая вера, многие так крепко держатся привычки, что скорее решаются все перенести, нежели оставить, хотя бы и нужно было, то место, в котором они доселе жили, и это бывает, не только с обыкновенными людьми, но и с удалившимися от житейского шума, избравшими жизнь монашескую, – то тем более естественно было этому праведнику огорчиться таким повелением и медлить исполнением его. «Изыди», говорит, оставь сродников и отеческий дом, и «иди в землю, юже ти покажу». Кого бы не смутили такие слова? Не объявляя ему ни места, ни страны, такою неопределенностию (Бог) испытывает душу праведника. Если бы такое повеление давалось кому-нибудь другому, обыкновенному человеку, то он сказал бы: пусть так; ты повелеваешь мне оставить землю, где я теперь живу, родство, отцовский дом; но почему не объявляешь мне и места, куда я должен идти, чтобы мне знать по крайней мере, как велико расстояние? Откуда мне знать, что та земля будет гораздо лучше и плодоноснее этой, которую я оставлю? Но праведник ничего такого не сказал и не подумал, а, взирая на важность повеления, неизвестное предпочел тому, что было у него в руках. Притом, если бы он не имел возвышенного духа и любомудрого ума, если бы не навык повиноваться во всем Богу, то встретил бы и другое немаловажное препятствие, – это смерть отца. Вы знаете, как часто многие из-за гробов своих родственников желали умереть в тех местах, где окончили жизнь их родители.

Так и этому праведнику, если бы он не был весьма боголюбив, естественно было бы подумать и об этом, что вот отец, по любви ко мне, оставил родину, бросил старые привычки, и, победив все (препятствия), пришел даже сюда, и почти можно сказать, из-за меня умер в чужой земле; а я, и по смерти его, не стараюсь заплатить ему тем же, но удаляюсь, оставляя, вместе с родством отца, и гроб его? Однако ж ничто такое не могло остановить его решимость; любовь к Богу сделала то, что все казалось ему легким и удобным. В самом деле, если бы он захотел располагаться по человеческим соображениям, то мог бы подумать и вот что: я уже в таком возрасте и приближаюсь к глубокой старости: куда же пойду? Не взял я с собою брата, не имею при себе ни одного сродника, но отделился от всех единокровных своих: как же пойду одиноким странником в чужую сторону, не зная и того, где будет конец моего странствования? А если еще среди этой дороги придется мне и умереть, что будет пользы от всех этих тревог? Кто похоронит меня старика, странника, безродного, бездомного? Разве жена моя упросит соседей оказать мне какое-либо сострадание, и исполнит последний долг при помощи доброхотного сбора и приношения. Не гораздо ли лучше здесь провести это краткое время, какое еще осталось нам прожить, нежели на старости лет скитаться туда и сюда, и от всех переносить насмешки, за то, что и в таком уже возрасте я не могу жить спокойно, но меняю место за местом и нигде не останавливаюсь? Ничего такого не подумал этот праведник, а поспешил исполнить Божие повеление. Но, может быть, кто скажет, что для побуждения его к этому достаточно было слов (Божиих): «иди в землю, юже ти покажу, и сотворю ти в язык велий, и благословлю тя». Но эти-то особенно слова и могли, если бы он не был боголюбив, сделать его более холодным к исполнению повеления. Он мог бы сказать, если бы был из числа людей обыкновенных: для чего посылаешь меня на чужбину и велишь мне идти в чужую землю? Для чего, если хочешь сделать меня великим, не делаешь таким здесь? Почему не даешь мне Своего благословения, когда я живу в отеческом доме? Что, если прежде, чем я дойду до места, куда повелеваешь мне идти, придется мне, от изнурения трудностями путешествия, расстроиться и умереть? Какая будет польза мне от этого обещания? Ничего такого однако ж не захотел он и подумать, но, как благопокорный раб, только и заботился о том, чтобы исполнить повеление; не любопытствовал, не расспрашивал, но повиновался и был вполне уверен, что обетования Божии не ложны. «И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен». Великое обетование! «Сотворю тя, – говорит, «в язык велий и благословлю тя и возвеличу имя твое». Не только поставлю тебя над великим народом и сделаю имя твое великим, но и благословлю тебя, и ты будешь благословен. Не подумай, возлюбленный, что есть тождесловие в этих словах: «и благословлю тя, и будеши благословен». Это значит: Я удостою тебя такого благословения, что оно продлится во все веки. Ты будешь благословен так, что каждый сочтет за величайшую честь вступить в родство с тобою. Смотри, с какого раннего времени (Бог) предрек ему ту знаменитость, в которой хотел Он поставить его. «Сотворю тя, – говорит, – в язык велий, и возвеличу имя твое, и благословлю тя, и будеши благословен». Вот почему и иудеи, хвалясь патриархом, старались выказать свое родство с ним, и говорили о себе: «чада Авраамля есмы». Но дабы они знали, что по своим злым нравам они не достойны этого родства, Христос говорит им: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39). И Иоанн, сын Захариин, когда стекались на Иордан желавшие креститься, говорил им: «рождения ехидновы, кто сказа вам бежати от грядущего гнева? Сотворите убо плод достоин покаяния. И не начинайте глаголати отца имамы Авраама: глаголю бо вам, яко может Бог и от камений сих воздвигнути чада Аврааму» (Мф.3:7–9). Видишь, как велико было для всех имя этого патриарха? Но теперь, пока это еще не сбылось, показывается только благочестие праведника, как т. е. он поверил словам Божиим, и все, казавшееся тяжким, принял легко.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 31


Так как он со всем домом переселился в Харран, то Повелевающий ему оттуда выйти присовокупил: «из земли твоей и от рода твоего», показывая тем, что Ему (Богу) угодно, чтобы он один только совершал странствие и не брал с собою ни брата, то есть Нахора, и никого другого. «Из земли твоей», сказал (Бог), – потому что, прожив там не малое время, они устроили себе в той земле жилище, как бы уже в своем отечестве. И хотя он еще оплакивал родителей, хотя странствование тогда было во многом затруднительно и неудобно, однако он со всею ревностию поспешил исполнить повеление Господа, не зная даже, где будет конец его странствованию. В самом деле, Господь не сказал ему: иди в ту или эту землю, но – «юже ти покажу». И не смотря на то, что так неопределенно было повеление, он, нисколько не исследывая, исполнил повеленное. Он повел с собою племянника (Лота), показав и в этом свою добродетель: взяв его еще юного, он мало-помалу образовал в нем подражателя своей добродетели, и для того не хотел его оставить, но принял его в участники своего странствия; если отец, рассуждал он (Авраам), будучи неверным, по любви ко мне решился оставить свое отечество, где мы родились и возросли, последовал за мною и кончил жизнь в чужой стране, то тем более я не могу оставить здесь (в прежнем отечестве) сына (моего) брата, юношу, уже с ранних лет обнаруживающего в себе постепенное возрастание в добродетели.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 36

Августин Аврелий, блж. (†430)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Справедливо, братья, верить Богу прежде, нежели воздаст нам чем-либо, ибо в чем-либо лгать или обманывать нас не может: ибо Он - Бог. Так веровали отцы наши, так Ему верил Авраам. Вот вера воистину достохвальная и образцовая. Ничего не получил от Него и Обещающему поверил, а мы, уже получившие, еще не верим! Разве мог Авраам сказать Ему: «Поверю, потому что Ты обещал мне и воздал»? С первого призыва доверился, ничего в таком роде прежде не получив. Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И поверил сразу, и не дал ему Бог саму землю, но для семени его сохранил.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Во время чтения Писания мы сейчас слышали, как Господь говорит благословенному Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Братья возлюбленные, все, что написано в Ветхом Завете, является прообразом и прототипом Нового Завета. Вот и апостол говорит: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10:11). Посему, если происходившее телесно в Аврааме написано для нас, то мы увидим это исполненным в нас духовно, если будем жить праведно и благочестиво. Пойди из земли твоей, - говорит Господь, - от родства твоего. Все это, братья, как мы верим и чувствуем, совершается с нами через таинство крещения.

Земля наша есть наше тело; мы идем из земли нашей, когда оставляем плотские привычки ради того, чтобы следовать за Христом. Разве не кажется тебе счастливо покидающим землю свою, то есть себя самого, тот, кто из гордого превращается в смиренного, из гневливого - в терпеливого, из развратного - в целомудренного, из жадного - в щедрого, из завистливого - в добродушного, из жестокого - в кроткого? Истинно, братья, счастлив тот, кто, столь изменяясь ради любви к Господу, таким образом оставляет землю свою. Ведь даже в частном общении, если вдруг некий порочный человек начинает совершать дела добра, мы склонны сказать о нем: он превзошел себя. На самом деле уместно сказать о нем, что он превзошел себя, если он отрешается от пороков и посвящает себя добродетели.

Пойди из земли твоей, - говорит Господь. Земля наша, то есть наше тело, до крещения было землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих. Это о ней говорит псалмопевец: Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс. 26:13). Через крещение, как я сказал, мы стали землей живых, а не мертвых, землей добродетелей, а не пороков - если только, приняв крещение, мы не вернемся в трясину пороков; если только, став землей живых, мы не будем совершать постыдных и губительных дел смерти. в землю, которую Я укажу тебе, - говорит Господь. И верно, что мы тогда с радостью войдем в землю, которую Господь нам укажет, когда с Его помощью мы сначала исторгнем грехи и пороки из нашей земли, то есть тела нашего.

От родства твоего, - говорит Господь. Под нашим родством следует понимать пороки и грехи, которые отчасти и рождаются с нами и которые возрастают и вскармливаются нами после младенчества тем, что мы творим скверные дела. А потому мы оставляем наше родство, когда благодатью крещения освобождаемся от всех грехов и пороков. Но это верно только тогда, когда впредь мы, насколько можем с помощью Божией, стремимся отрешиться пороков и исполниться добродетелями. Но если, освободившись в крещении от всякого зла, мы будем оставаться нерадивыми и бездействующими, то, боюсь, в нас может исполниться сказанное в Евангелии: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12:43-45). Так что давайте оставлять родство наше, то есть грехи и пороки наши, чтобы никогда не хотеть возвращаться к ним, как пес возвращается на блевотину свою (Притч. 26:11).

Пойди из дома отца твоего. Это, возлюбленные братья, мы должны принимать духовно. Отцом нашим до благодати Христа был диавол, и о нем говорит Господь в Евангелии, когда порицает евреев: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8:44). Он называет его отцом человечества не потому, что оно им рождено, но потому, что оно подражает его порочности. Действительно, люди не могли родиться от него, но они захотели ему подражать. О том, что прежде диавол был нашим отцом, говорит псалмопевец от лица Бога, обращающегося к Церкви: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (Пc. 44:11).

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Также и духовным Авраамом, исходящим от земли, и от рода, и от дому отца [своего] и идущим в землю, показанную ему Богом, делается отвергший расположение к плоти и вне ее ставший отделением от страстей, и оставляющий чувства позади, и никакое через них греховное заблуждение более не приемлющий, и все чувственное прешедший, от которого душе случается через посредство чувств обманываться и падать, и единым умом, свободным от всех вещественных уз, идущий в божественную страну ведения, и таинственно проходящий ее в долготу и в широту (Быт. 13:17), где найдет он Господа нашего и Бога Иисуса Христа, благое наследие боящихся Его, в долготу Самого по Себе невообразимого, о Котором достойные богословствуют насколько это возможно человекам, ради нас же в широту славословимого по содержащему все Его наипремудрому промыслу и, в особенности, по чудесному сверхнеизреченному домостроительству о нас. И в созерцании делается он причастником тропосов, коими прежде на практике научился чтить Господа и коими подтверждается наша любовь и преданность Богу. И говоря об этом вкратце: преодолевший на практике плоть, чувство и мир, в связи с которыми бывает отторжение ума от умопостигаемого, и одним лишь помышлением сознательно любовью приблизившийся к Богу, сей есть новый Авраам, [получением] равной благодати показавший себя имеющим тот же образ добродетели и ведения, что и патриарх.

Амбигвы к Иоанну

Григорий Палама, свт. (†1359)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Еще прежде чем он бежал от сожительства с нечестивыми, Бог говорит Аврааму: «Пойди из земли твоей… и иди в землю» – не «которую Я дам тебе», но – «которую Я укажу тебе», этими словами как бы указывая на иную, духовную землю.

Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте

Тихон Задонский, свт. (†1783)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Когда набираются воины мира этого, тогда взятые в воинство оставляют дома свои, жен, родственников своих и имения свои. Видишь, христианин, что делают люди, которые записываются на службу земному царю. Знай подлинно, что так должны делать и христиане, которые записались на службу небесному Царю. И им повелевается сделать то, что некогда Аврааму, отцу всех верных, повелел Бог: Выйди от земли твоей, от рода твоего и от дома отца твоего. Ветхий Адам, от которого мы родились и которого внутри носим, – отец наш; самолюбие – благоприятный дом плоти нашей; родственники и имения наши – страсти наши, похоть плотская, похоть очей и гордость житейская. Все это оставить должны христиане, которые при святом крещении записались в воинство ко Христу, небесному Царю: отложить прежний образ жизни ветхого человека навсегда и совлекаться ветхого Адама (Еф. 4:22; Кол. 3:9); распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24); самолюбие, честолюбие, славолюбие, любострастие и сребролюбие, которыми плоть утешается, как родственников своих, оставить и так служить Христу Царю.

Об истинном христианстве. Книга I

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе

Причина переселения Аврамова заключается в данном ему откровении воли Божией, которое состояло из повеления и обетования. В повелении означены два предела переселения: откуда и куда. По рассуждению обыкновенному, кажется, надлежало бы показать в большем свете последний предел, нежели первый, дабы переселяемый с меньшим сожалением и с большею надеждою мог предпринять путешествие. Но повеление Божие имеет совсем противоположный сему вид. Начало повелеваемого путешествия представлено в весьма живом, но печальном образе: пойди из земли твоей, с родины твоей, из дому отца твоего, а окончание до времени закрыто: в землю, которую Я укажу тебе. Ибо хотя в предыдущем сказании о Фарре наименована земля Ханаанская как известный предел путешествия его и Аврама (Быт.11:31), но сию известность относить должно к повествователю; Аврам же узнал окончательный предел путешествия своего не прежде, как по достижении его (Быт.12:7). Итак, дух повеления Божия был тот, что Аврам должен оставить собственное, известное, близкое, любезное, дабы стремиться к отдаленному и неизвестному, которое было в руках Божиих. Посему должно судить, как указывает замечание Апостола, что по вере Аврам послушался призванию, чтоб идти на место, которое надлежало ему принять в наследие, и пошел, не зная куда идет (Евр.11:8). Впрочем, в столь трудном искушении веры Патриарх подкреплен был обетованием.

Толкование на Книгу Бытия


Размышляя о святости Авраама, которая блистает во всех обстоятельствах его жизни, можно ли с великим Апостолом, воздавшим хвалу величайшему из Патриархов, не подивиться, сколько он имел духа Христианского еще до пришествия Христова, и сколько в жизни его высоты Евангельского совершенства было прежде, нежели было проповедано Евангелие? Справедливо Святые любили взирать, как на образец, на эту покорность веры Авраама, который, по одному гласу Господа, оставляет все, что есть самого драгоценного для человека, что составляет отраду в жизни, - родину, родных друзей, дом - для того, чтобы, подобно изгнаннику, идти в страну чуждую, даже не зная, куда угодно было Господу привести его. Все помыслы, внушаемые немощью человеческой, умолкали перед мужеством этой великой души, верность которой непрестанно получала новые знамения благословения от Духа Святого. Он не мог не слышать гласа природы - и Святой не совершенно свободен от этих тяжелых оков, которыми связано человечество в сем дольнем мире; но человек всегда получает довольно силы свыше, чтобы выдержать тяжесть искушения, чтобы заглушить несправедливый вопль непокорного естества, чтобы дать в себе восторжествовать благодати Божией. И что значат блага мира сего для человека, у которого только вечность в мыслях, только Бог в сердце!

Бог с самого начала поступает с Авраамом, как с человеком совершенным, который должен будет послужить примером для всех тех, кого Бог призовет к совершенству. Повеление Его оставить родных, отечество и Ему следовать (Мф. 19:29) - это совет Иисуса Христа тем, которые хотят быть совершенными. Будучи обязаны Богу всеми благами, как духовными, так и вещественными, мы должны воздать Ему всецелую любовь и послушание; оставить все для Бога, предпочесть Его всему, что есть самого любезного - вот совершеннейшее исполнение наших обязанностей в отношении к Нему! Бог не называет Аврааму земли, в которую он должен идти, Он только обещает ему показать ее: Авраам же со своей стороны не смущается этой неизвестностью, потому что он действует по вере, которая проста и не терпит пытливости. - Когда ты услышишь глас Божий, повелевающий тебе оставить мир и всё, что ты имеешь в нем любезного, - повинуйся Ему, как повиновался Авраам, а потом молись усердно о том, чтобы Господь указал тебе святое убежище, которое Он тебе назначает и которое должно быть для тебя землею обетованной.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст.1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

     
М. Филарет замечает, что повеление, данное Богом, не определяет той стороны, в которую должен был направиться Аврам, упоминание в Быт.11 о земле Ханаанской есть только указание летописца, а не повеление, известное Аврааму и Фарре. Повеление Божие Авраму было дано не в Харране, где временно остановилось семейство Фарры, а в Уре Халдейском, как видно из Быт.15:7. Ясно, что важнейшим актом повеления было выселение Аврама из развратной среды, но земля, обещанная ему, была ещё для него неизвестна. Таково толкование и Талмуда, и книги Праведного (Сефер Яшар; см. главу «Ной»). Из Ура вышел не только Аврам, но и всё семейство его, и только в Харран – или потому, что Фарра умер, или потому, что не хотел идти далее. Аврам оставил отеческий дом и шёл далее, доколе не получил опять Божии повеления (Быт.12:7).

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст.1-2 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

Бог благословляет Аврама обетованием о Мессии.

С этой главы начинается специальная история богоизбранного еврейского народа, которая открывается довольно подробной биографией самого родоначальника евреев - патриарха Аврама. Все библейское повествование о нем делится на четыре раздела или периода, из которых каждый сосредоточивается около важного божественного богоявления Авраму, историей которых начинаются 12, 15, 17 и 22 главы книги Бытия.

«И сказал Господь Авраму…» На вопрос: когда Бог сказал это Авраму? - большинство, вслед за архидиаконом Стефаном (Деян. 7:2), отвечает, что это произошло еще при жизни Фарры, в Уре Халдейском, что подтверждается и последующим контекстом речи, именно указанием на отечественную землю, какой была только земля Халдейская, а не Харран.

«пойди из земли твоей,от родства твоего и из дому отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе» Апостол Павел говорит, что Авраму не было еще открыто имя той земли, которая ему предназначалась (Евр. 11:8); и тем не менее он, послушный божественному гласу, нисколько не колеблется оставить все, что было у него дорогого (родину, родных и отчий дом), и безропотно меняет все это на неизвестное будущее и на предстоящую ему беспокойную жизнь кочевника.

«Посмотри, - говорит по поводу этого святой Иоанн Златоуст, - как с самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и будущее тому, что уже находилось в руках… Подумай, возлюбленный, какой возвышенный, необладаемый никакой страстью или привычкой, дух потребен был для исполнения этого повеления!» Целью такого разрыва всяких связей с прошлым было божественное попечение о сохранении рода и дома Аврамова от увлечения повсюду разлившимся нечестием, охватившим даже и дом его отца Фарры (Нав. 24:2-3). Как бы в награду за такое послушание и веру Аврама, Господь преподает ему торжественное благословение, в котором возвещает четыре рода обетований: 1) обещание многочисленного потомства; 2) дарование благ временных и вечных; 3) награду славы и бессмертия в потомстве и 4) превращение его личности в источник благословения для других. Все эти божественные обетования действительно и оправдались на последующей судьбе потомков Аврама, как плотских, т. е. евреев, так и еще более - духовных, т.е. христиан (Рим. 4:11-17; Гал. 3:7-9).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.

Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу

Аврам – десятый в ряду патриархов, родившихся после потопа, – был сын Фарры. Он родился на 130 году жизни своего отца, судя по тому, что при смерти отца, последовавшей на 205 году, ему было 75 лет (Быт. 11:32; 12:4). Фарра с семейством первоначально жил в северной части Месопотамии, близ верховьев Тигра, – в Уре халдейском. Здесь у него родились и поженились трое сыно­вей: Аран, Нахор и Аврам. Арран умер в Уре при жизни отца, оставив после себя сына – Лота. В последних стихах предшествующей (11-й) главы книги Бытия описано пере­селение Фарры из Ура в Харран (или Карры, Киргое), город Месопотамии, на юге от Ура, известный впоследствии поражением римского полководца Красса от Парфян. Бы­тописатель говорит, что Фарра взял с собою Аврама, и Сару, его жену, и Лота, и пошел с ними в землю Ханаанскую, но на пути остановился в Харране и здесь водворился; что же было причиною переселения Фарры, бытописатель о том умалчивает. Но св. первомученик и архидиакон Сте­фан, в речи своей к иудеям, дает видеть, что этою причиной было повеление Божие Авраму оставить родину и идти в землю, какая ему показана будет Богом (Деян. 7:2-4). Повеление Божие Аврам, конечно, объявил отцу своему, и отец, не желая отставать от сына, последовал за ним, но достигши Харрана, не решился продолжать свое путеше­ствие. С ним остался жить в Харране и Аврам, может быть по усиленным просьбам отца не покидать его на старости лет, и прожил в отцом до смерти его; по смерти Фарры Господь снова объявил Авраму свое повеление идти в землю, какая ему будет показана. Повеление это у бытопи­сателя, в рассматриваемой нами паремии, выражено теми же словами, в каких, по свидетельству св. первомученика Стефана, дано было Авраму первое повеление в Уре хал­дейском. Вследствие этого тождества многие толкователи то и другое повеление почитают за одно и говорят, что оно дано было только в Уре, а не вместе и в Харране. Но св. Стефан ясно отличает одно от другого – одно дано было «до переселения Аврама в Харран» (Деян. 7:2), о другом говорит Стефан «из Харрана… по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю», т.е. в Ханаанскую – (Деян. 7:4), – переселил, очевидно, объявлением ему Своей воли о сем. Об этом-то вторичном повелении свидетельствует быто­писатель, ясно давая разуметь, что оно дано было в Харране, ибо упомина­ет о нем после того, как упомянул о поселении Аврама в Харране и смерти здесь Фарры (Быт. 11:32, слич. Быт. 12:5). «Изыди от земли твоея, и от рода твоего и от дому отца твоего». Такая жертва требуется от Аврама. Он должен прервать сношения не только со своими сооте­чественниками, жителями Харрана, но и со своими срод­никами, покинуть самое жилище, в котором доселе оби­тал с отцом своим. Но каких сродников он должен был бросить? Тех, разумеется, которые не согласятся следо­вать за ним в другую страну: таков был брат его Нахор со своим семейством. О нем известно, что он также переселился из Ура в Харран (Быт. 24:10; 27:43), хотя время этого переселения неизвестно, – и в Харране окончательно водворился. – Для чего Господь требует от Аврама оставить страну, сделавшуюся новым для него отечеством, знакомых и родных, как требовал Он сего же от него в Уре Халдейском? – Аврама Господь избрал в отцы истинно верующих в Него, предназначил его быть родоначальником племени, в котором одном, до прише­ствия Христа – Спасителя всех человеков, должно было сохраняться истинное богопочтение. Для сего надлежа­ло воспитать Аврама вдали от окружавшей его среды, зараженной языческими заблуждениями и идолопоклон­ством [преимущественно звездопоклонством]. Язычест­во проникло даже в семейство Фарры, как видно из свидетельства Иисуса Навина, который ясно говорит, что «в Месопотамии отцы евреев, в том числе и Фарра, отец Аврама и Нахора, служили богам иным» (Нав. 24:2). Решимость Фарры следовать за сыном из Ура Халдейского еще может быть объяснена предположением, что Фарра или совсем оставил служение иным богам, или начал колебаться между языческими заблуждениями и истин­ною верою; но в семействе Нахора, брата Аврамова, идолопоклонство упорно продолжалось, как видно из того, что Рахиль, правнучка Нахорова, уезжая из роди­тельского дома в Ханаанскую землю с мужем своим Иаковом, «похитила идолов» отца своего Лавана (Быт. 31:19). Влияние языческой среды отражалось ли на Авраме, пока он жил в ней, неизвестно, – Св. Писание ничего не говорит о сем. Есть предание об Авраме, распространенное на востоке между последова­телями ислама, что в душе самого Аврама происходили колебания, и что над ними он восторжествовал только силой светлого и здравого рассудка. Предание это излагается в Коране – в таком виде «когда ночь осенила Аврама, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь». Но когда она зашла, он сказал: «Я не люблю исчезающих светил». И когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь». Но когда зашла луна, он сказал: «Истинно, если Господь мой не поставит меня на путь истины, то и я буду одним из заблуждающихся». И когда он увидел восходящее солнце, он сказал: «Вот:мой Господь. Это больше звезд и луны». Но когда закатилось солнце, он сказал: «О, народ мой, я оставляю все это. Я обращаю лице свое к Тому, Кто сделал небо и землю»». Но, во всяком случае, надлежало оградить его от этого пагубного влияния и воспитать вдали от нее для его великого предназначения. Особенно могла угро­жать Авраму и его семейству такая опасность со стороны родства. И потому, как по слову Христа Спасителя истин­ным учеником Его может быть только тот, кто для сохра­нения верности Его учению готов покинуть отца, мать, детей, братьев и сестер, так и будущему отцу верующих для безопасности от приражений суеверия и нечестия над­лежало расстаться не только с родной страной, но и с ближайшим родством. Правда, Авраму и в Ханаанской земле придется жить среди язычников, но здесь, чуждаясь родственных связей с Хананеями, он будет дальше от опас­ности заразиться их суеверием, чем в Харране среди род­ственников. Тяжелая жертва, какую должен был принести Аврам, удаляясь из Харрана, необходима была не только для сохранения веры, но и вместе для того, чтобы укрепить Аврама, как хранителя ее, в послушании и преданности воле Божией. – С этой же последней целью Господь, вызывая Аврама из Харрана, утаил от него ту землю, в которую повелевал идти ему: «иди в землю, юже ти покажу». Аврам должен был идти туда, куда сам не знал: какое потребно было для сего самоотвержение и преданность воле Божией! Впрочем, Господь, не называя по имени ту землю, в которую вызывал Аврама, указывал ему, без сомнения, направление его пути, иначе Аврам не пришел бы наконец в ту именно землю, которая была целью его путе­шествия.

Толкование на паремии из книги Бытия

Олег Стеняев, протоиерей

11:31-32 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране.  
     
12:1-3 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: Аврам был боголюбив, и вот Бог повелевает ему переселиться из Месопотамии. Узнав об этом, Фарра, его отец, хотя и был неверующим, по любви к сыну решился пойти вместе с ним. Пришел в Харран, пожил там и скончался. Тогда-то уже патриарх Аврам, по велению Божию, переселился в землю Ханаанскую. Это толкование святителя Златоуста очень важно. В тексте не сказано, что Аврам уходит из Месопотамии. В тексте сказано, что Фарра уходит из Месопотамии, из Ура Халдейского. Но Фарра умирает, он не идет в землю Ханаанскую, в землю, которая будет позже называться землей Израиля. И святитель Иоанн Златоуст делает вывод, что Бог призывает Аврама прямо в Уре Халдейском, а Фарра как любящий отец решил идти вместе с ним. Он пошел, но не дошел до земли Ханаанской, куда Господь вел Аврама. Об этом же говорится в Деяниях святых апостолов: Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран…Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете (Деян.7:2-4). И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт.12:1-3).

Нам, людям ХХ века, довольно легко подняться с места и переехать в другой город, хотя и у нас может возникнуть множество проблем. В те же давние времена это была трагедия. Тот, кто знает античную историю, помнит, что Сократ, приговоренный к смертной казни, мог избежать ее, покинув свой город. Но для Сократа покинуть Афины было равносильно смерти. Это значило умереть для того мира, в котором ты жил. Городов в древние времена было не так уж много, и каждый город представлялся некоей вселенной. Платон пишет, что когда Сократ однажды был за городом, ему там очень понравилось, но несмотря на это, он поспешил вернуться в родное место. Язычники в древности были очень привязаны к месту своего рождения, своего существования. И оставить Ур Халдейский, центр цивилизации, и пойти неизвестно куда, следуя какому-то голосу, призывающему оставить дом отца, уйти от родства своего, было просто немыслимым. Но Бог говорит Авраму, что это все надо оставить. Сегодня меня навестили мои родственники, и я был очень рад. Потом я сел готовить эту беседу и подумал, как же тяжело было Авраму оставить все. Ведь в то время уехать из родного города, из одной страны в другую, означало, что назад ты больше не вернешься и никого, и ничего из прежней жизни уже не увидишь.

Аврам подчиняется голосу Божию. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Кого бы не смутили такие слова: «оставь все». Бог испытывает душу праведника. То есть говорит: выходи, оставляя свою землю, свое родство, дом отца своего, но не объясняет, куда надо идти.

Это очень тяжело – идти в неизвестность. Обычно человек прежде чем переехать, выясняет, куда, зачем и как. Есть ли жилье, работа, где учиться детям и тому подобное. У человека, тем более семейного, возникает много разных проблем, а Аврам не только глава семьи. Это был шейх, у которого были слуги – наемники, рабы; был скот, крупный и мелкий; огромное хозяйство, родственник Лот со своей семьей, со своими рабами, со своим хозяйством. И все-таки они все принимают решение идти, повинуясь голосу Божию, который зовет их. Отец вышел из Ура Халдейского вместе с Аврамом, но умер, потому что выходил в путь, любя сына своего, но не Господа. Как сейчас сказали бы – за компанию.
 

Такое «за компанию» часто бывает в религиозной жизни. Однажды ко мне на исповедь пришел молодой человек, и я спросил его, давно ли он исповедовался. Ответ: «Ни разу». – «А что вас заставило прийти сегодня в храм на исповедь?» – «А друг мой пошел, вон он стоит, и меня с собой взял. Потом мы вместе в баню пойдем». Я спрашиваю: «Значит, за компанию?» Он так радостно и искренне ответил: «Да».

Хотя спасение есть дело всей семьи, всего рода, это – соборное восхождение к благодати, каждый должен принимать личное участие в деле спасения. Нельзя делать это «за компанию». Нельзя идти в церковь только потому, что туда пошли твои родители. Хорошо, конечно, что ты слушаешь своих родителей, но плохо то, что ты в церковь идешь потому, что боишься их, а не из-за любви к Богу. Сейчас многие именно на этом пути. Мы должны приглашать в церковь своих родных, друзей, знакомых. Но их воцерковление должно происходить потому, что они сами должны поверить в Бога, сами должны стремиться выполнять Его волю. Первое, что мы должны сказать человеку, которого зовем с собой в церковь, – это то, что Бог – Творец. Он создал весь мир. Все в этом мире принадлежит Ему. Все в Его руках. Ты должен подчиняться ему. И если человек последует сему, то это будет иметь большое значение для него.

А Фарра пошел, потому что любил сына, – за компанию. И не дошел – умер.

Беседы на Книгу Бытия

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Ст.1-3 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные 

Бог в первом явлении Своем Авраму. бывшем в земле отечества его. т. е. в Уре Халдейском. повелевает Авраму выйти из отечества своего и идти в землю неизвестную, которую Он покажет ему; при этом Бог обещает Авраму произвесть от него великий народ и дарует ему Свое особенное благословение (благоволение), в котором могут принять участие и все благословляющие Аврама, т. е. верующие в почившее на нем Божие благоволение, а напротив клянущие его будут прокляты самим Богом. Таким образом чрез него («в тебе») в последствии «благословятся вся племена земная», т. е. язычники, из среды которых теперь вызывал его Бог (Гал.3:16).

Откуда видно, что еще в Халдее явился Бог Авраму?

Из самых слов Бога, вызывающего Аврама из его отечества, а не из Харрана (Быт.12:1 ср. Быт.15:7), и из свидетельства св. первомученика Стефана (Деян.7:2-4), который говорил, что Бог явился Аврааму «в Месопотамии, прежде переселения его в Харран».

Вследствие чего и для чего вызвал Бог Аврама из земли отечества его?
 

Вследствие чрезвычайного развития идолопоклонства, которое проникло в самый дом Фарры (см. Нав.24:2), и для того, чтобы сохранить Церковь Свою, утвердивши ее в потомстве Авраамовом Призванием Аврама (на 70 году жизни) положено начало Церкви странствующих патриархов, (Евр.11:13-16), что совершилось в 3569 году от сотворения мира и за 2040 лет до P. X.

3. В чем состояло первое откровение Бога Авраму? 

В повелении идти в землю неизвестную, которую укажет ему Бог (сн. Евр.11:8), и в обетовании произвесть от него великий народ, а чрез благословение данное ему привлечь к Себе все народы, уклонившиеся теперь в идолопоклонство.
 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Аврам

Аврам
 (отец высокий), Авраам (отец множества), (Быт.11:27) – сын Фарры, родился в халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт.12:1 и Евр.11:8). Это Божее повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные (Быт. 12:3). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарой, своей женой, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем на с.-в. от Месопотамии. Здесь Фарра умер (Быт.11:31, Деян.7:4).

Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и, пришед в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Море, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству (Быт. 12:1-6). По случаю голода в земле Ханаанской Аврам был вынужден отправиться в Египет. Опасаясь, что красота Сары может обратить на себя внимание египтян и что они, узнав о том, что она жена его, могут убить его для завладения ею, он выдал ее за свою сестру. Случилось именно так, как он предполагал: слуги фараона, царя египетского, так много говорили о ее красоте, что он послал за нею, и взял ее в свой дом, и осыпал Аврама знаками своей милости; но скоро фараон узнал правду, что она не сестра, а жена Аврамуи отпустил он Аврама и жену его, и все, что у него было (и Лота с ним) (Быт. 12:17-20). Разбогатев скотом, золотом и серебром, он возвратился из Египта в Ханаан.

Лот, его племянник, был вместе с ним и также имел мелкий и крупный скот и шатры; и между пастухами скота Аврамова и Лотова происходили нередко споры. Так как, очевидно, их собственность была слишком большой для совместного жительства, то Аврам благородно предложил своему племяннику прекратить раздоры полюбовным разъединением. Не вся ли земля пред тобою? – сказал он ему, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево (Быт.13:9). Лот согласился и избрал себе всю окрестность Иорданскую, орошаемую водой и цветущую, как сад Господень, на которой стояли города Содом и Гоморра. По разлучении с Лотом Авраму явился Господь и снова повторил ему обещание о том, что даст ему и его потомству навеки в наследство ту землю, которую он видит пред собою (Быт.13:15). И двинул Аврам свой шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу (ст. 18).

Когда на города долины Иорданской сделали нападение некоторые мелкие царьки и все князья соседних земель, Содом был взят, а Лот и его семейство отведены в плен. Получив известие об этом событии, Аврам немедленно вооружил рабов своих, рожденных в доме его, 318 человек, преследовал неприятелей до Дана, поразил их и возвратил все имущество, и Лота, и его семейство обратно в Содом; причем он великодушно отказался взять что-либо себе в награду за оказанную им услугу. При возвращении с победы он был встречен Мельхиседеком, царем салимским, священником Бога Всевышнего, который вынес ему хлеб и вино и благословил его. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт. 14:18:19).

Спустя два или три года после сего Господь снова явился Авраму в видении, повторил ему свои обетования и сопровождал оные самым милостивым изъявлением Своего к нему благоволения. Он повелел ему принести Себе известную жертву и, при захождении солнца, когда жертва была приготовлена, навел на него крепкий сон, и напал на него ужас и мрак великий; и вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными (жертвенными) животными. Во время сна Господь открыл Авраму, что потомки его будут пришельцами, в порабощении, в земле чужой, в продолжение 400 лет, что Он произведет суд над народом, у которого они будут в порабощении (Быт.15:14), после чего снова возвратятся с большим имуществом в землю Ханаанскую, которая дастся его потомству, и что сам он отойдет к отцам своим в мире, и будет погребен в старости доброй (Быт.15).

Все сие исполнилось в должное время с удивительной точностью. В тот же самый день Господь подтвердил завет Свой относительно Земли Обетованной; но Сара, жена Аврамова, была бездетна, и вот она предложила своему мужу взять себе в жены служанку свою, Агарь, родом египтянку. Агарь родила ему сына, названного Измаилом. На девяносто девятом году от роду Аврам удостоился получить новое, весьма замечательное видение Господа. Всемогущий открылся ему таким образом, что Аврам, исполненный благоговейного ужаса, пал на лице свое, и Господь говорил с ним. Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание касательно умножения его потомства, отношения оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской; причем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т. е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т. е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается матерью народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! (Быт.17:18). В ответ на это Господь подтвердил свое обетование о рождении от Сарры сына; об Измаиле же сказал: вот я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ (Быт. 17:9-20). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам.

Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама (Быт.16:19). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской и при сем случае ходатайствовал за оные. Несомненно, что ради Авраама и как бы в ответ на его ходатайство были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру.

Засим Авраам поселился на время в Гераре и здесь сделал старую попытку выдать Сарру за свою сестру. Здесь также исполнилось обещание Божие касательно рождения у него сына, названного Исааком и в восьмой день обрезанного, как то было заповедано Богом. Вследствие неприятностей, происшедших в семействе Авраама от недостойного обращения сына его от Агари, Измаила, с сыном от Сарры, Исааком, Господь поддержал Авраама точным и ясным обещанием, что в Исааке наречется семя его (Быт. 21:10-13).

Авраам всегда удостоивался столь очевидной милости Божией и благословения Его во всем, что ни делал, что царь Авимелех решился заключить с ним союз вечной дружбы. Таким образом, дело о колодезе с водою, отнятом у Авраама насильно рабами Авимелеховыми, кончилось в его пользу (Быт.21:23-31).

Теперь мы приступаем к одному из замечательнейших и важнейших событий в жизни патриарха. Господу угодно было испытать его, дабы он мог явить всему миру, на все последующие времена, разительнейший пример силы веры. Ему было повелено Господом взять единственного сына своего, Исаака, на котором должны были осуществиться все обетования Божии, и принести его во всесожжение Господу на отдаленной горе. Без возражений и ропота, с полной покорностью Авраам повиновался таинственному повелению и отправился с Исааком в трехдневный путь в землю Мориа. Все приготовления для жертвоприношения были сделаны, и он поднял уже свой жертвенный нож для заклания своего сына, но ангел Господень воззвал к нему с неба и приказал не поднимать руки на отрока: ибо теперь Я знаю, говорил он, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт..22:12). Оглянувшись, он усмотрел овна, запутавшегося в чаще кустарника рогами, взял его и принес во всесожжение вместо Исаака. За сим последовало повторение обетования Божия – умножить семя его, как звезды небесные, как песок на берегу моря (Быт. 22:17). Авраам возвратился со своим сыном в Вирсавию. Это великое событие в жизни патриарха произошло, как думают, на горе Мориа. В память сего он дал имя этому месту: Иегова-ире (т. е. Господь усмотрит), указуя как бы в пророческом духе на ту великую жертву, которая, по исполнении времен, должна быть принесена на том же самом месте за грехи всех людей. Авраам отец ваш, говорил однажды Спаситель неверующим иудеям, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин. 8:56).

Жизни Сарриной было 127 лет, и она умерла в Кириаф-Арбе (Хевроне). Авраам купил пещеру Махпелу, на поле Ефроновом, близ Хеврона, в собственность для погребения своего семейства и похоронил в ней свою жену (Быт.23:19). Исаак был уже теперь в зрелом возрасте, и вот Авраам призвал одного из своих слуг, вероятно Элиезера (Быт.15:2), и взял с него клятву, что он выберет жену Исааку не из дочерей хананеев, среди которых они тогда жили, но со своей родины и из его собственного рода. Элиезер успешно выполнил приказание своего господина, как то увидим далее из биографического очерка Исаака. После того Авраам взял себе еще жену Хеттуру и имел от нее несколько сыновей, но он сделал Исаака своим единственным наследником и наконец в доброй старости, 175 лет от роду, опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра.

Авраам называется «другом Божиим», и доселе еще с его именем на всем Востоке тесно связано это наименование; именно некоторые города, в которых он жил, называются по-арабски: El Khulil (т. е. друг). Место погребения и память об Аврааме, как отце верующих, еще и доселе священны для каждого еврея. Веровал Авраам Богу, говорит св. ап. Иаков, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим (Иак.2:23).

Библейская энциклопедия 1891г

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст.1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 


С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского) с тою целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Навин называет идолопоклонником даже отца Авраамова (Нав.24:2-3) – так широко распространилось язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно, не могли иметь крепких связей с туземцами.

в землю, которую Я укажу тебе... Повеление Божие к Аврааму какую имеет испытующую особенность? Ту, что, повелевая удалиться от родства и из дока отца своего, Господь даже не называет Аврааму ту землю, в которую надлежало идти ему, а просто велит собираться туда, куда будет приказано. Вот почему Ап. Павел говорит, что "верою Авраам, будучи призываем, послушался …и шел, не зная, куда идет" (Евр.11:8). Хотя в предыдущей главе и говорится, что Сарра с Авраамом пошли в землю Xaнаанскую, но это примечание Моисей делает уже от своего лица.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible