Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 10-13 И бысть глад на земли: и сниде Аврам во Египет… и рече Аврам Саре… егда увидят тя Египтяне, рекут, яко жена его есть сия: и убиют мя, тебе же снабдят. Рцы убо, яко сестра ему есмь, да добро мне будет тебе ради и будет жива душа моя тебе ради
Аврам сказал это как человек, а Сара была отведена в дом царя, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочады фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее, сам же фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женой. Ибо если бы не боялась Сара, что умертвят и ее, и мужа ее, то не отдалась бы фараону.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той
«И бысть глад на земли». Пусть услышат это те, которые необдуманно и неосмотрительно говорят и изъясняют, что, так как такой-то пришел, то и сделался голод, и лишь только такой-то явился, тотчас это и случилось. Вот, и при праведнике (случился) голод, и голод великий, однако ж праведник, не смущается, не поддается немощи человеческой, и не приписывает голода своему присутствию. Но как увидел он, что природа изнемогает и голод усилился, то «сниде, – сказано, – во Египет Аврам вселитися тамо, яко одоле глад на земли».
Смотри, как расширялось поприще праведника. Господь устроял так, чтобы он сделался наставником не только для живших в Палестине, но и для египтян, и чтобы всем явил свет своей добродетели. Как некое светило, сокровенное и таившееся в земле халдейской, (Бог) воздвиг его оттуда, чтобы сидящих во тьме заблуждения наставить на путь истины. Но, может быть, кто скажет: почему (Бог) не сделал праведника руководителем к благочестию для жителей земли халдейской? Можно думать, что и о их спасении (Бог) явил Свое попечение чрез других: однако ж послушай, что говорит Христос: «несть пророк бесчестен токмо во отечествии своем» (Мф.13:57). Итак Бог, чтобы исполнить свое обетование, какое дал Он праведнику, сказав: «и возвеличу имя твое», – попускает быть голоду и от этой крайности идти ему в Египет, чтобы и тамошние жители узнали, как велика добродетель этого мужа. Голод как бы какой палач, оковал его узами, насильно увлек из пустыни в Египет.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 9-10 И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той
И в этом, и во многих других местах взамен слова «пустыня» в еврейском тексте написано «к югу». Вот что нам следует здесь отметить.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той
И сошел Аврам в Египет. От голода, распространившегося в Палестине, Аврам избирает убежищем Египет, потому что сия страна, будучи ниже других по своему положению и будучи орошаема рекою, не разделяет с другими невыгод бездождия. Быть может, что он предпочел Египет странам восточным и для того, чтобы не подвергнуть своего дома искушению возвращения в прежнее отечество.
…Путешествие Аврама в Египет есть продолжение очистительных его искушений. После обитания в стране Халдейской плодоносной и в Харране, где он умножил свое имущество, едва вступает он в землю обетования, как изгоняется из нее гладом. В каком мраке в сие время должны были представиться обетования Божии, и как трудно было сохраниться от преткновения самой твердой вере!
…Подобное нечто случается с человеком на внутреннем пути веры. После того как, совершив часть сего пути, он уже приемлет от Бога некоторые благодатные дары и начинает вкушать, яко благ Господь; после того как благодать как бы перстом показует ему землю обетования - внутреннее царство Божие, она сокрывается паки, и он остается сух и бесплоден, алчен и жаждущ. Опасное для него состояние есть то, когда он желает и думает найти для себя пищу в Египте - в упражнениях мира; душа нечувствительно делается пленницею его суеты и угрожается растлением от его прелестей. В сих обстоятельствах милосердый Промысл, часто нечаянными и, впрочем, иногда тяжкими ударами (ср. Быт.12:17) сокрушает узы, привязывающие человека к миру, и возвращает его в путь свой с новою ревностью и в новой безопасности.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Голод
Голод (Быт.12:10). О голоде в Палестине и соседних с ней странах в Свящ. Писании упоминается неоднократно. Замечательнейшим был семилетний голод в Египте при Иосифе. Он отличался своей продолжительностью, суровостью и повсеместностью.
Голод в Иудее часто являлся вследствие войн, осад и т. п. (4Цар.8:12), но иногда он составлял и естественное явление, как, напр., в тех случаях, когда Нил недостаточно разливался в Египте, или когда не было дождей в Иудее в обычные времена года – весной и осенью, или когда черви, саранча и другие насекомые пожирали всякую растительность и плоды.
Голодные времена в Египте отличались иногда своею продолжительностью, по 7 лет и более, и своей суровостью. Бывали случаи, что ели внутренности животных и даже трупы людей. Голод в Самарии, кратко описанный в IV кн. Царств (4Цар.8:1,2), также продолжался семь лет.
Пр. Амос угрожает Израилю голодом более ужасным, чем голод, происходящий от недостатка обычной человеческой пищи, – гладом и жаждою слышания слов Господних (Ам.8:11).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Едва Аврам вступил в землю обетованную, как голод заставляет его её оставить – явно это одно из великих искушений веры его.
И сошел Аврам в Египет, пожить там,
Аврам идёт в Египет, т. е. в нижнюю часть Нильской долины, всегда отличавшуюся плодородием, но идёт не для того, чтобы там поселиться, а только ищет там временного убежища, считая землю Ханаанскую своею отчизною.
потому что усилился голод в земле той.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той
Аврам бежит от голода в Египет
«И был голод в той земле…» Т. е. в земле «Негеб», или в северных пределах Аравийской пустыни, куда в конце концов спустился Аврам. Это было, конечно, новое и сильное искушение для веры Аврама: вместо того, чтобы, согласно божественному обетованию, наслаждаться различными благами от своего нового владения, он принужден на первых же порах испытывать в нем такое тяжкое лишение, как сильный голод.
«И сошел Аврам в Египет пожить там…» Так как Нильская долина Египта, славившаяся своим плодородием, лежала гораздо ниже Аравийской степи, то выражение «сошел» нельзя не признать особенно удачным. В Египет Аврам направился, вероятно, не без особого на то божественного внушения и притом лишь на время самого голода, как в подобных случаях и доселе поступают бедуины Аравии.