Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову
Это место представляет великое свидетельство и доказательство того, что следует блюсти непорочность. Оно каждого побуждает показать себя непорочным: не жаждать чужого ложа, не соблазнять чужую жену надеждой на то, что все останется в тайне и будет совершаемо безнаказанно, и не пользоваться беспечностью и глупостью мужа, или его долгим отсутствием. Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто. Никто не избежит Его, ни один человек не надсмеется над Ним. Он взирает вместо отсутствующего мужа, стоит на страже, и даже без стражи Он уличает виновника, прежде чем тот совершит, что задумал. В душе каждого, в уме всякого Он распознает преступление. Даже если ты, прелюбодейка, обманула мужа, ты не обманешь Бога; даже если ты избежала мужа, даже если ты одурачила судью на суде, ты не избегнешь Судьи всего мира. Он очень строго карает за обиду бедного, за оскорбление ничего не подозревающего мужа, ведь обида сильнее, когда презрен и оставлен без внимания Создатель брака, а не просто его Страж.
Об Аврааме
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову
Что значит: «мучи»? Значит – наказал за дерзость и злое покушение. «Казньми великими»; не просто «мучи» царя, но «казньми великими». Так как преступление было не маловажное, напротив, даже весьма великое, то и наказание велико. «И дом его», сказано; (наказал) не его только, но и дом его. А почему, когда согрешил один царь, наказание разделяли с ним все домашние его? Это делается не без цели, но чтобы этим сильнее поразить царя: нужен был очень тяжкий удар, чтобы пораженный им отстал от беззакония. Но справедливо ли, скажешь, за него наказывать и тех? Не за него одного они терпели наказание, но, вероятно, за то, что и сами содействовали и помогали преступному замыслу. Ты слышал, как выше Писание сказало, что «видевше ю князи фараони, похвалиша, и введоша ю в дом Фараонов». Видишь, что сделали они с женою праведника из угождения царю? Поэтому не он один (наказывается), но и все близкие к нему участвуют с ним в наказании, дабы познали, что причинили обиду не простому страннику, не обыкновенному человеку, но мужу, возлюбленному Богом и пользующемуся таким покровительством Его. Так вот, почему (Бог) столь тяжким наказанием поразил душу царя, отвлек его от гнусного порока, удержал его неразумное стремление, остановил невоздержную волю, связал неукротимую похоть, обуздал неистовую страсть!
После этого, смотри, с какою уже кротостию царь разговаривает с странником, властитель – с тем бесприютным пришельцем, у которого он дерзнул отнять даже жену. И хорошо сказано, что «мучи фараона и дом его Сары ради жены Аврамли». Наказание вразумляет (фараона), что это была жена праведника, и действительно, она, хотя и была введена в дом фараона, но пребыла женою праведника.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Иные говорят, что Фараон переспал с Саррой? Поэтому какое попечение видел о себе Авраам от Бога всяческих, если попустил Он, чтобы супруга Авраамова стала виновна в прелюбодействе?
Для чего же и «мучи... казньми великими и страшными Фараона и весь дом его» (Быт.12:17), если не восхотел воспрепятствовать беззаконному союзу? И сам Фараон в оправдание, представляет неведение, укоряет Авраама, что супругу назвал сестрой, и уверяет, что взял Сарру с намерением не обидеть ее, но иметь женой. Ибо говорит: «что сие, сотворил еси мне..., яко жена твоя есть? Вскую рекл еси, яко сестра ми есть? и поях ю себе в жену. И ныне се жена твоя пред тобою: поемь отъиди» (Быт.12:18–19). И не сказал только, но и сделал, и приложил о нем всякое попечение, ибо сказано: «заповеда Фараон мужем о Аврааме, проводити его, и жену его, и вся елика быша его» (Быт.12.20). Таким образом явствует, что Правитель всяческих связал Фараона болезнью, как только была похищена Сарра, болезнь же угасила вожделение; и ловец, имея добычу в сетях, не насладился своим ловом, потому что воспрепятствовала болезнь.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову
Тяжкими ударами поразил. Моисей не говорит о роде сих казней, так как и о том, как узнал Фараон вину своих бедствий. Дом Авимелеха в подобном случае наказан был нерожданием, и Авимелех имел о сем откровение во сне (Быт.20:18,3). Флавий (Antig. L. I, с. 8) пишет, что Фараон вразумлен был болезнью и возмущением, коих причину истолковали ему жрецы. Не ближе ли он мог получить сие истолкование oт самой Сары? Что принадлежит до преступления Фараонова - оно состояло в преобладании чувственности, которое тем достойнее наказания в царе, чем сильнее пример его в народе. Дом Фараонов, конечно, также страдал небезвинно. Нетрудно судить, каков долженствовал быть двор, коего вельможи поставляли обязанностью служить низким страстям своего владыки. Впрочем, без сомнения, должно полагать, что Фараон пострадал не за соделанное, но за преднамереваемое преступление; и что Бог его бедствиями предварил и отвратил несчастие Сары. Сие ясно утверждает Псалмопевец (Пс.104:13-15).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову
Какое отеческое попечение имел Господь об избранном Своем. За похищение у Аврама фараоном Сары Он подвергает Египетского царя лютым мучениям. И теперь Господь хранит избранных Своих как зеницу ока, карая иногда за оскорбления, наносимые им от нечестивых, жестокими мучениями.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Аврам
Аврам (отец высокий), Авраам (отец множества), (Быт.11:27) – сын Фарры, родился в халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт.12:1 и Евр.11:8). Это Божее повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные (Быт. 12:3). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарой, своей женой, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем на с.-в. от Месопотамии. Здесь Фарра умер (Быт.11:31, Деян.7:4).
Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и, пришед в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Море, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству (Быт. 12:1-6). По случаю голода в земле Ханаанской Аврам был вынужден отправиться в Египет. Опасаясь, что красота Сары может обратить на себя внимание египтян и что они, узнав о том, что она жена его, могут убить его для завладения ею, он выдал ее за свою сестру. Случилось именно так, как он предполагал: слуги фараона, царя египетского, так много говорили о ее красоте, что он послал за нею, и взял ее в свой дом, и осыпал Аврама знаками своей милости; но скоро фараон узнал правду, что она не сестра, а жена Авраму, и отпустил он Аврама и жену его, и все, что у него было (и Лота с ним) (Быт. 12:17-20). Разбогатев скотом, золотом и серебром, он возвратился из Египта в Ханаан.
Лот, его племянник, был вместе с ним и также имел мелкий и крупный скот и шатры; и между пастухами скота Аврамова и Лотова происходили нередко споры. Так как, очевидно, их собственность была слишком большой для совместного жительства, то Аврам благородно предложил своему племяннику прекратить раздоры полюбовным разъединением. Не вся ли земля пред тобою? – сказал он ему, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево (Быт.13:9). Лот согласился и избрал себе всю окрестность Иорданскую, орошаемую водой и цветущую, как сад Господень, на которой стояли города Содом и Гоморра. По разлучении с Лотом Авраму явился Господь и снова повторил ему обещание о том, что даст ему и его потомству навеки в наследство ту землю, которую он видит пред собою (Быт.13:15). И двинул Аврам свой шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу (ст. 18).
Когда на города долины Иорданской сделали нападение некоторые мелкие царьки и все князья соседних земель, Содом был взят, а Лот и его семейство отведены в плен. Получив известие об этом событии, Аврам немедленно вооружил рабов своих, рожденных в доме его, 318 человек, преследовал неприятелей до Дана, поразил их и возвратил все имущество, и Лота, и его семейство обратно в Содом; причем он великодушно отказался взять что-либо себе в награду за оказанную им услугу. При возвращении с победы он был встречен Мельхиседеком, царем салимским, священником Бога Всевышнего, который вынес ему хлеб и вино и благословил его. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт. 14:18:19).
Спустя два или три года после сего Господь снова явился Авраму в видении, повторил ему свои обетования и сопровождал оные самым милостивым изъявлением Своего к нему благоволения. Он повелел ему принести Себе известную жертву и, при захождении солнца, когда жертва была приготовлена, навел на него крепкий сон, и напал на него ужас и мрак великий; и вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными (жертвенными) животными. Во время сна Господь открыл Авраму, что потомки его будут пришельцами, в порабощении, в земле чужой, в продолжение 400 лет, что Он произведет суд над народом, у которого они будут в порабощении (Быт.15:14), после чего снова возвратятся с большим имуществом в землю Ханаанскую, которая дастся его потомству, и что сам он отойдет к отцам своим в мире, и будет погребен в старости доброй (Быт.15).
Все сие исполнилось в должное время с удивительной точностью. В тот же самый день Господь подтвердил завет Свой относительно Земли Обетованной; но Сара, жена Аврамова, была бездетна, и вот она предложила своему мужу взять себе в жены служанку свою, Агарь, родом египтянку. Агарь родила ему сына, названного Измаилом. На девяносто девятом году от роду Аврам удостоился получить новое, весьма замечательное видение Господа. Всемогущий открылся ему таким образом, что Аврам, исполненный благоговейного ужаса, пал на лице свое, и Господь говорил с ним. Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание касательно умножения его потомства, отношения оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской; причем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т. е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т. е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается матерью народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! (Быт.17:18). В ответ на это Господь подтвердил свое обетование о рождении от Сарры сына; об Измаиле же сказал: вот я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ (Быт. 17:9-20). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам.
Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама (Быт.16:19). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской и при сем случае ходатайствовал за оные. Несомненно, что ради Авраама и как бы в ответ на его ходатайство были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру.
Засим Авраам поселился на время в Гераре и здесь сделал старую попытку выдать Сарру за свою сестру. Здесь также исполнилось обещание Божие касательно рождения у него сына, названного Исааком и в восьмой день обрезанного, как то было заповедано Богом. Вследствие неприятностей, происшедших в семействе Авраама от недостойного обращения сына его от Агари, Измаила, с сыном от Сарры, Исааком, Господь поддержал Авраама точным и ясным обещанием, что в Исааке наречется семя его (Быт. 21:10-13).
Авраам всегда удостоивался столь очевидной милости Божией и благословения Его во всем, что ни делал, что царь Авимелех решился заключить с ним союз вечной дружбы. Таким образом, дело о колодезе с водою, отнятом у Авраама насильно рабами Авимелеховыми, кончилось в его пользу (Быт.21:23-31).
Теперь мы приступаем к одному из замечательнейших и важнейших событий в жизни патриарха. Господу угодно было испытать его, дабы он мог явить всему миру, на все последующие времена, разительнейший пример силы веры. Ему было повелено Господом взять единственного сына своего, Исаака, на котором должны были осуществиться все обетования Божии, и принести его во всесожжение Господу на отдаленной горе. Без возражений и ропота, с полной покорностью Авраам повиновался таинственному повелению и отправился с Исааком в трехдневный путь в землю Мориа. Все приготовления для жертвоприношения были сделаны, и он поднял уже свой жертвенный нож для заклания своего сына, но ангел Господень воззвал к нему с неба и приказал не поднимать руки на отрока: ибо теперь Я знаю, говорил он, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт..22:12). Оглянувшись, он усмотрел овна, запутавшегося в чаще кустарника рогами, взял его и принес во всесожжение вместо Исаака. За сим последовало повторение обетования Божия – умножить семя его, как звезды небесные, как песок на берегу моря (Быт. 22:17). Авраам возвратился со своим сыном в Вирсавию. Это великое событие в жизни патриарха произошло, как думают, на горе Мориа. В память сего он дал имя этому месту: Иегова-ире (т. е. Господь усмотрит), указуя как бы в пророческом духе на ту великую жертву, которая, по исполнении времен, должна быть принесена на том же самом месте за грехи всех людей. Авраам отец ваш, говорил однажды Спаситель неверующим иудеям, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин. 8:56).
Жизни Сарриной было 127 лет, и она умерла в Кириаф-Арбе (Хевроне). Авраам купил пещеру Махпелу, на поле Ефроновом, близ Хеврона, в собственность для погребения своего семейства и похоронил в ней свою жену (Быт.23:19). Исаак был уже теперь в зрелом возрасте, и вот Авраам призвал одного из своих слуг, вероятно Элиезера (Быт.15:2), и взял с него клятву, что он выберет жену Исааку не из дочерей хананеев, среди которых они тогда жили, но со своей родины и из его собственного рода. Элиезер успешно выполнил приказание своего господина, как то увидим далее из биографического очерка Исаака. После того Авраам взял себе еще жену Хеттуру и имел от нее несколько сыновей, но он сделал Исаака своим единственным наследником и наконец в доброй старости, 175 лет от роду, опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра.
Авраам называется «другом Божиим», и доселе еще с его именем на всем Востоке тесно связано это наименование; именно некоторые города, в которых он жил, называются по-арабски: El Khulil (т. е. друг). Место погребения и память об Аврааме, как отце верующих, еще и доселе священны для каждого еврея. Веровал Авраам Богу, говорит св. ап. Иаков, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим (Иак.2:23).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Какие удары были нанесены дому фараона, мы не знаем; позже, при подобном же случае с Авимелехом, дом царя был наказан бесплодием (Быт.20:18).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову
«Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его…» Какими именно, неизвестно; но по аналогии случаев, можно думать, что теми же, как впоследствии и дом Авимелеха, т. е. бесплодием (Быт. 20:18).