Скрыть
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные

Смотри и на Божие снисхождение, на то, какое благоволение (Господь) являет патриарху. Тех, говорит, признаю моими друзьями, которые будут к тебе искренно расположены, а врагами – тех, которые будут враждовать против тебя. А едва ли и дети стараются сделать так, чтобы у них были те же самые и друзья и враги, какие у их отцов. Итак весьма велико, возлюбленный, благоволение Божие к патриарху! Тех, говорит, благословлю, которые благословят тебя; и тех прокляну, которые проклянут тебя, «и благословятся о тебе вся племена земная». Вот еще и другой дар! Все, говорит, племена земные будут стараться о том, чтобы благословиться именем твоим, и лучшую славу свою будут поставлять в том, чтобы носить имя твое.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 31

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные

Это - большее и более значимое обетование благословения, нежели предыдущее: то было земным, а это - небесное, поскольку первое относилось к потомкам Израиля по плоти, а второе - по духу; первое - к народу, рожденному от него по плоти, второе - к народу из всех племен земли, спасаемому во Христе. Среди спасаемых и все те, кто рожден от него по плоти и последовал примеру веры его. Всем таким говорит апостол Павел: Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3:29). Так что, когда Бог говорит: и благословятся в тебе все племена земные, это все равно, что сказать: в семени твоем благословятся все племена земные (Деян. 3:25). Выражаясь словами апостола, скажу, что в то время, когда это ему говорилось, в чреслах Аврама уже была Мария, от Которой предстояло родиться Христу. Сколь же дивным было распределение Божией строгости и доброты! Множество людей, собравшихся ради дела гордыни, заслужили разделения друг с другом на разные языки и племена (см. Быт. 11:1-9) - этот же человек, будучи всего один, приняв повеление Господа, охотно оставляет свою землю и слышит обращенное к нему обетование, согласно которому в нем одном объединятся вновь все народы, бывшие разделенными на разные языки и племена.

О Бытии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные

И благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну. Обыкновенный образ клятвы между сильными земли, вступающими в тесный союз, есть обещание иметь одних друзей и врагов. Такое обещание дает здесь Бог Авраму. Он хочет быть для него не только милосердным владыкою, но и неизменным союзником. Впрочем, сие преимущественное благоволение к Авраму удобно соглашается с правдою Божиею в отношении ко всем человекам. Благословляющие Аврама суть те, которые веруют почившему на нем благословению Божию; и потому вера их вменяется им, подобно как вменилась ему, в праведность (Быт. 15:6). Не благословляющие или злословящие Аврама суть неверующие: следственно, те, которые сами себя отчуждают от благословения, предлагаемого вере, и остаются таким образом по необходимости под проклятием (Гал. 3:9).

И благословятся в тебе все племена земные. По свойству священного языка слова сии могут означать как то, что Аврам будет образцом благословения (Быт. 48:20), так и то, что он будет источником и виною благословения для всех народов (Втор. 10:8; Ис. 65:16). Что благословение в Авраме есть благословение в семени его, сие изъяснил ему впоследствии сам Бог (Быт. 22:18); а Апостол, совокупляя и то, и другое благословение, излагает о Христе и обетовании Духа, приемлемом верою (Гал. 3:14, 16). Таким образом, всеобщее благословение Аврамово противополагается всеобщему проклятию Адамову (Быт. 3:17).

Два обстоятельства с благоговением должны быть примечены вообще в обетовании, данном Авраму: непонятное величие обета и видимый недостаток естественных средств к его исполнению. И то, и другое обращается в похвалу веры Аврамовой, возвещая вкупе славу могущества и благости Божией.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст.3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну;
 

     Т. е. друзья твои будут Моими друзьями, и враги твои будут Моими врагами.
 

и благословятся в тебе все племена земные.

     Благословение, нисходящее чрез Аврама, говорит м. Филарет, противополагается всеобщему проклятию Адамову.

     Заметим, что в благословении Божием призываются к нему все племена земные, без различия рода и племени. Не особого Бога Израильского имел в виду Ветхий Завет, как говорили некоторые писатели (и даже Гегель в своей Философии религии) и проповедовали гностики (Архон базилидиан, Иалдабаот офитов и Демиург валентиниан), а Отца всех людей и Творца мира. Открываясь одному избранному человеку, передающему это откровение своему потомству, Творец вступает впервые в тесную связь с человечеством вообще, и, определяя Себя словами «Аз есмь Сущий» (был, есмь и буду) Моисею (Исх.3:14), Он указывает, что Он «Господь, Бог отцов ваших: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (Исх.3:15).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные

«благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну…» Заключая завет с Аврамом, Бог, по обычаю людей, как бы вступает с ним в дружбу (2Пар. 20:7; Ис. 41:8; Иак. 2:23) и обещает иметь с ним общими как друзей, так и врагов.

«и благословятся в тебе все племена земные…» Лучший комментарий к этим словам дает Апостол Павел в своем Послании к Галатам, говоря, что через Иисуса Христа благословение Аврамово распространилось на язычников… Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Авраму: «в тебе благословятся все народы» (Гал. 3:8, 14).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.

И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену: и благословятся о тебе вся племена земная

«И благословлю благословящия тя и кленущия тя проклену». Господь обещает Авраму быть верным и неизмен­ным союзником ему, иметь одних с ним друзей и врагов. Друзей Аврама Он будет благословлять, т. е. посещать своею милостью, взирать на них как на своих друзей, ибо любя и уважая Аврама, они тем свидетельствуют о своем сочувствии к нему, как к избраннику Божию, и свое благо­говение к самому Богу. Но горе кленущим Аврама, не­доброжелателям и врагам его! Господь грозит им своим гневом, взирая на них не как на личных врагов Аврама, а как на врагов царства Божия. Вся история израильского народа свидетельствует об исполнении этой угрозы Бо­жией. Народы, враждовавшие против него – египтяне, амаликитяне, сирийцы, халдеи, греки, римляне не избегли грозного суда Божия. Впрочем, таким отношением Господа к язычникам не оправдывается ненависть к ним евреев. «Мне [одному] отмщение. Аз воздам» (Евр. 10:30), – говорит Господь. – «И благословятся о тебе вся племена земная». Это венец обетований Божиих. Авраму суждено быть ис­точником благословения для всех народов. Каким образом это обетование должно исполниться, о том яснее сказано будет Авраму впоследствии: «и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии» (Быт. 22:18). Семя же это есть Христос - Спаситель, происшедший по плоти от Аврама, – как объясняют сие обетование Божие апостолы Петр (Деян. 3:25-26) и Павел (Гал. 3:16). Итак, не лично Аврам будет источником благословения для всех народов, но чрез его великого потомка – Христа, Сына Божия.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible