Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи
Писание указывает нам то самое место в стране (ханаанской), в котором теперь поселяется праведник. Потом, чтобы мы знали, в каком положении была эта страна, говорит: «Хананеи же тогда живяху на земли». Это замечание сделал блаженный Моисей не без цели, но чтобы вы узнали любомудрую душу патриарха и из того, что он, так как эти места еще заняты были хананеями, должен был жить подобно скитальцу и страннику, подобно какому-нибудь отверженному бедняку, как пришлось, не имея, может быть, и пристанища. И однако ж он не возроптал и на это, и не сказал: что это? Я, который в Харране жил в таком почете и уважении, теперь должен, как безродный, как странник и пришлец, жить там и здесь из милости, искать себе успокоения в бедном пристанище, – да и этого не могу получить, но принужден жить в палатках и шалашах и терпеть все другие бедствия! Это ли значат слова: «иди и сотворю тя в язык велий»? Пока прекрасное для меня начало! Чего же доброго ожидать дальше? Нет, праведник и в этом положении не позволял себе сказать что-либо подобное, или придти в сомнение, напротив, положившись на обетования Божии всем сердцем и с полною верою, остался непоколебим духом, за что вскоре и удостоился утешения свыше.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи
До места Сихема. То есть до места, где после построен город Сихем, называемый сим именем, вероятно, от имени Сихема, сына Емморова (Быт.33:18-19).
До дубравы Море. Место, кажется, то самое, где после Иаков скрыл идолов (Быт.35:4).
В земле сей тогда жили Хананеи. После того как Моисей выше дал уже понятие о земле Ханаанской и ее жителях (Быт.10:18-19), настоящее о Хананеях примечание может показаться странным и неуместным. Итак, полагают некоторые, что слова: в земле сей тогда жили Хананеи внесены в текст книги Моисеевой кем‑либо уже после изгнания Хананеев Израильтянами; другие — что сии слова принадлежат Моисею и происхождение их должно быть изъяснено простотою и обилием древнего слога, чему довольно примеров находится в Св. Писании (Втор.11:30; Нав.21:2); иные — что Хананеями в сем месте, подобно как и в некоторых других, называются не все вообще потомки Ханаана, но некоторое частное племя (Быт.13:7; Быт.15:21; Исх.3:8,17; Исх.33:2 и проч.) и что Моисей имел причину заметить здесь место их пребывания во время Аврама, так как во времена самого Моисея они обитали уже не при Сихеме, но при море и по берегам Иордана (Чис.13:30).
Иные, наконец, дают словам Моисея такой разум: Аврам пришел в землю обетованную не так, как в спокойное и готовое жилище, но нашел ее уже занятую народом, который для него был опасен и своею силою, и своими пороками. Сие изъяснение соответствует духу всего сказания Моисеева о Авраме, которое главным предметом имеет его твердую веру и послушание Богу.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дуб
Дуб (Быт.35:4, Пс.6:13, Нав.24:26 и др.) – общеизвестное дерево из класса семенных, из рода сережко-цветных. Дубы в Палестине составляли весьма обыкновенное растение и отличались от европейского тем, что изнанка листьев палестинского дуба белесовата. Говорят, что дубы растут до 1000 лет и даже более, а когда дерево стареет и засыхает, то из-под корня являются молодые отрасли, так что это дерево можно назвать вечно растущим.
Вследствие этого дубы палестинские нередко употребляются у свящ. писателей для обозначения и указания известных местностей. Примеры сего можно видеть из следующих мест Свящ. Писания (Быт.12:6, Втор.11:30; 2Цар.18:9). Дерево дуба вообще отличалось особенной твердостью и прочностью, так что, желая показать крепость кого-либо, сравнивали его с крепостью дуба (Ам.2:9), и оно особенно ценилось в строительном искусстве.
Под дубами строили временные жилища (Быт.13:18); под дубом были закопаны Иаковом идолы и серьги, находившиеся в руках его семейства (Быт.35:4); погребали тела умерших (Быт.35:8), как, напр., Деворы и царя Саула с его двумя сыновьями (1Пар.10:12). В дни нечестия и отступления от истинного Бога под тенистыми дубами воскуряли фимиам, приносили жертвы и отправляли празднества в честь идолов (Ос.4:13).
Дуб Мамврийский, под сенью которого Авраам удостоился принять самого Господа, по свидетельству Иеронима, существовал еще до времени Констанция и во все времена указывался благоговейным поклонникам св. мест. В настоящее время эта свящ. местность с уцелевшим на ней деревом принадлежит Русской Иерусалимской миссии.
Дубами и дубовыми лесами изобиловала особенно Палестина и восточная часть ее. Страна Васанская часто упоминается в Свящ. Писании как особенно изобиловавшая огромными и высокими дубами (Ис.2:13, Зах.11:2). Из этого дерева жители Тира делали весла (Иез.27:6), а идолопоклонники своих идолов (Ис.44:13). Желуди, или рожки, составляли отличный любимый корм свиней (Лк.15:16).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Чтение в скобках Александрийского перевода LXX достойно замечания: Аврам до Дамаска, перейдя долину Целесирии и Анти-Ливан, выйдя на волнистые долины нынешней Палестины около нынешнего Саида, шёл к югу (сравни Быт.12:9), как видно, до Сихема по стране, хотя занятой хананеями, но, как видно, мало ещё населённой, ибо никто не препятствовал Авраму с его стадами и многочисленными домочадцами двигаться и кочевать на плодоносных волнистых равнинах северной Палестины. Впрочем, хананеи-земледельцы, вероятно, также не препятствовали Аврааму кочевать в стране, как и теперь кочующие арабы беспрепятственно в Азии пользуются пастбищами под условием не портить запаханных и обработанных земель и не поить бесплатно скота в колодцах, составляющих частную собственность.
до места Сихема,
Т. е., говорит м. Филарет, до места, где после построен был Сихем, называемый сим именем, вероятно, от имени Сихема, сына Емморова (Быт.33:18-19). Сихем, столица Самарии, был переименован Веспасианом в Неаполис, который в свою очередь изменился в Набулус, или Наблус – имя, под которым он и теперь известен. По описанию доктора Робинсона (III, 315), приводимого Отто Герлахом, местоположение Сихема (первой продолжительной остановки Авраама) прелестно. Ручьи освежают украшенную растительностью горную долину.
до дубравы Море́.
Место, кажется, то самое, где после Иаков скрыл идолов (Быт.35:4), говорит м. Филарет. Есть между толкователями недоразумение, следует ли читать «дубрава», или «дерево», или «равнина» (как в таргумах). Вероятнее всего, говорит Английская Комментированная Библия, что ввиду растительности и плодородия долины Сихема надо понимать рощу дубов или терпентиновых деревьев (разница в еврейском названии: Аллон – дуб и Еллон – терпентиновое дерево, и в единственном или множественном числе). Море был, вероятно, владетелем этого места. О нём ничего не известно.
В этой земле тогда [жили] Хананеи.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи
Приходит в землю Ханаанскую
«И прошел Аврам… до места Сихема, до дубравы Море» Вступив в пределы Палестины, как полагают, с севера, Аврам прошел большую часть ее к югу до того места, где впоследствии был построен город Сихем, названный сим именем в честь Сихема, сына Емморова (Быт. 33:18-19). Со временем этот Сихем сделался столицей Самарии и не раз выступает пред нами в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета (Втор. 11:30; Суд. 9:1; Пс. 59:8; Ин. 4:5 и др.). Во времена Иисуса Христа он назывался также еще Сихарем, а при Веспасиане был переименован в Неаполис, откуда произошло современное название этого местечка Набулус или Наблус.
«до дубравы Море…» или «Мамре», как она называется в другом месте (Быт. 13:18). Предполагают, что тут идет речь о целой дубовой или теревинфовой роще, принадлежавшей знатному хананеянину, носившему фамилию Море, или Мамре, и достаточно известной по тому времени и месту.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток четвертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселении Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.
И пройде Аврам землю в долготу ея даже до места Сихем, до дуба высокаго: Хананее же тогда живяху на земли [той]
Вступив в землю Ханаанскую с севера, Аврам продолжал путь вдоль ее и дошел «до Сихема», т. е. до места, где впоследствии возник город Сихем, расположенный между горами Гевалом и Гаризином, в центре страны. – «До дуба высокаго». Дуб этот, вероятно, стоял одиноко и принимал под свою широкую тень путников. Может быть, под тою же тенью совершались жертвоприношения. – «Хананеи же тогда живяху на земли той». Упоминание о том, что земля была заселена хананеями еще до прибытия сюда Аврама, сделано с той целью, чтобы показать, какая великая вера в обетования Божии потребна будет Авраму, когда он услышит, что земля, заселенная сильными и многочисленными племенами, будет принадлежать потомству человека, который покуда не имел и терял надежду иметь детей от неплодной жены (Быт. 11:30).
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 4-6 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
Итак, мы видим, что Аврам идет не один, а со многими людьми. С ним идет Лот, его племянник, сын покойного Арана. Это обстоятельство должно заставить задуматься каждого из нас. Если в вашем роду есть сироты, дети, у которых нет отцов, то ваша задача заботиться об этих детях. И Аврам подает настоящий пример того, как надо относиться к своим племянникам и близким. Может, твои братья живы по плоти, но мертвы по духу – пьяницы, безбожники, тогда старайтесь повлиять на их детей, привлечь их в храм. Надо заботиться о своем родстве. И Аврам берет с собой Лота, потому что тот – сирота. В Писании сказано, что наш Бог есть Бог сирот: Отец сирот (Пс.67:6), сирот Ты помощник (Пс.9:35). У Бога не бывает брошенных людей – все в Его руке.