Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа
Где Вефиль, то есть «дом Божий», там и жертвенник; где жертвенник, там призывание Бога. Вполне заслуженно он достиг такого преуспеяния, потому что надеялся, что Бог ему поможет. Подвижник Господа упражняется и закаляется через препятствия.
Об Аврааме
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа
«И отступи, – сказано, – оттуду». Что значит: и «отступи оттуду»? Значит – когда место было уже освящено и посвящено Богу, (Авраам) отошел оттуда и перешел в другое место: «в гору, – сказано, – на восток от Вефиля постави тамо кущу свою», то есть, наскоро устроил себе жилище. Вот, как он был чужд всего излишнего, как был на все готов, что мог, с женою и рабами, так скоро переселяться! Пусть слушают это мужья, пусть слушают и жены. Часто мы, имея надобность отправиться в село, придумываем тысячу распоряжений, беспокоимся о множестве разных вещей, чтобы, набрав много не только ненужного, но и излишнего и бесполезного, заготовленного нами для одного блеска, все это нести и возить с собою. Но праведник этот не так, а как же? Сподобившись беседы с Богом, он освятил место, создал жертвенник, и потом со всею скоростию переселился в иное место. «И постави тамо кущу свою в Вефили при мори, и Агге к востоком: и созда тамо жертвенник Господу, и призва во имя Господа». Смотри, как он во всем выказывает свое благочестивое расположение. Там, ради данного ему Богом обетования, он создал жертвенник, и освятив место, отошел; а здесь, так как водрузил кущу, то опять, сказано, «созда жертвенник Господу и призва во имя Господа». Видишь любомудрую душу? Видишь, как то, о чем (впоследствии) писал и увещевал чудный учитель вселенной, блаженный Павел, говоря: «на всяком месте, воздеюще преподобные руки» (1Тим.2:8), – как это наперед уже исполнил патриарх самым делом, «на всяком месте» созидая жертвенник и вознося благодарения Господу? Знал он, хорошо знал, что Бог ничего столько не требует от человека за Свои бесчисленные и неизреченные благодеяния, как души благодарной и признательной за полученные благодеяния.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа
Имя Вефиля не принадлежит времени Аврама (Быт.28:19). Моисей употребляет оное преимущественно пред древним как священное и приличное происшествиям места.
Морем евреи называют запад, потому что западный предел земли их составляет море Средиземное (Быт.28:14).
Призвал имя Господа. С понятием о молитве, без сомнения, здесь должно соединить мысль о жертвоприношении, к чему ведет создание жертвенника.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Жертвоприношение вместе с верой зародилось и с верой погибает. Первыми богопочитателями были сыновья Адама: Каин и Авель, которые принесли Богу жертвы (Быт.4,1-5). После этого, когда Всемирный потоп погубил человеческий род, когда возобновлялась вера и боговедение, тогда снова возобновилось Ноем и жертвоприношение (Быт.8,20-22). Следовательно, вера и жертва нераздельно связаны, и одно без другого быть не может, но где есть вера и боговедение, там есть жертва, и когда прекращается одно, прекращается и другое. Во время злочестивого царя Ахава, когда иссякло правоверие, сразу иссякли жертвенники и жертвы. Поэтому пророк Илия, сетуя, возглашает: сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники (3Цар.19,10). Где процветает почитание Бога, там существуют и жертвы и жертвенники. Путешествующий Авраам устраивал по своему пути жертвенники (Быт.12:8;13:18). То же делали и его сыновья, созидая жертвенники, и, жертвами угождая Богу (Быт.26:23-25;28:18). А где заканчивается боговедение, там вместе с ним заканчивается и жертвоприношение, как сказал пророк Азария: Многие (сказал) дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона (2Пар.15,3). В плену вавилонском, когда из-за пленения ослабело исполнение закона, прекратились и жертвы, о чем, сильно сетуя, отроки говорили: нет у нас в настоящее время… ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе (Дан.3:38). Об антихристе так же говорит Даниил, что при кончине века он захочет истребить боговедение и истинную веру, прекратит жертвы и приношения (Дан.9:27). Что же еще? Сам апостол Павел соединяет эти два: священство и закон боговедения, поэтому и говорит: Потому что с переменою (сказал) священства необходимо быть перемене и закона (Евр.7,12). Итак, из этого ясно, твердо и несомненно вытекает то, что где нет священства и жертвоприношения, там не может быть веры и боговедения.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Гай
Гай (груда развалин) – город (Нав.7:2) называемый также Аиаф (Ис.10:28), – царский город хананеев (Нав.7:2-9) с 12 000 жителей, существовавший уже во времена Авраама (Быт.12:8) и находившийся к в. от Вефиля, близ Беф-Авена. Это был второй город, взятый израильтянами при переходе чрез Иордан, при чем Иисус Навин совершенно разрушил его (Нав.8:1-29). Во времена Евсевия г. Гай представлял пустыню. Ныне с трудом и разноречиво указывается и самое место Гая.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Вефиль, или Бет-Эль, назывался при Авраме Луза, или Луз, как явствует из Быт.28:19. Вефиль означает Дом Божий, и это название дано было этому месту уже впоследствии. О. Герлах говорит, что оно находится в 5 милях на юг от Сихема и в 3 часах пути от Иерусалима, в долине, обильной пастбищами.
и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток;
Слова курсивом означают слова, вставленные против еврейского текста нашими переводчиками, но верно передающие мысль подлинника. По переводу м. Филарета, вместо «запад» поставлено слово «море», которым израильтяне, жившие в Палестине, означали эту страну света. Гай, по указанию Англиканского комментария, есть местечко, известное и теперь под именем Мединет-Гай.
и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].
Жертвенник, по-еврейски «мизбеах», как говорит Англиканский комментарий, имеет значение места, где приносятся кровавые жертвы, а потому нет сомнения, что Аврам продолжал тот же обряд жертвоприношения, который употреблён был Ноем после потопа (Быт.8:20).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-9 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу
В этих двух стихах намечается общий путь кочевья Аврама по Палестине и его главнейшие остановки. Одной из таких крупных и важных остановок было то место, которое впоследствии стало называться «Вефилем» (Быт. 28:19). Оно расположено в 5 милях на юг от Сихема и в 3 ч. пути от Иерусалима, в долине, обильной прекрасными пастбищами. Неподалеку отсюда находился и «Гай» (Быт. 13:3; Неем. 11:31), развалины которого известны и доселе под названием «Мединет-Гай» и находятся в 5 м. от Вефиля на восток. Наконец, последнее обозначение пути, переведенное в нашей Библии словом «к югу», в еврейском тексте заключает в себе указание на определенный южный округ Палестины, носивший название «Негеб» (Быт. 13:3; Быт. 20:1; Быт. 24:62), указывающее на пустынный или степной характер данной местности.
«и создал там жертвенник и призвал имя Господа…» И на этом новом месте своего поселения Аврам, прежде всего, спешит выразить чувства благодарности Богу, а всенародным и торжественным исповеданием имени истинного Бога (Быт. 4:26) свидетельствует свою правую веру перед язычествующими хананеями.