Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;
Святые отцы
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу
Здесь следует место, которое с ясностью учит нас, насколько быстро преуспевает ум, когда преодолеваются излишки неразумной части души, а также сколько зла приносят пороки, когда они соединяются с пороками. Ибо не случайно в Писании сказано: И сказал Бог Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. Отсюда, словно из некоего источника, философы-стоики почерпнули свойственное им изречение, что «все принадлежит мудрецу». Ведь восток, запад, север и юг - части вселенной, в них заключен весь мир. И когда Бог обещает это дать Аврааму, что иное Он возвещает, как не то, что у мудрого и верного человека есть все и что у него всего довольно? Поэтому и Соломон говорит в Притчах: У верного целый мир богатства (ср. Притч. 28:20). Насколько раньше Зенона, наставника стоиков и основателя этой самой школы, жил Соломон, насколько раньше самого отца философии Платона или изобретателя ее имени Пифагора! Кто же верен, если не мудрец? Ведь безумный изменяется, как луна (Сир. 27:11), а мудрец пребывает неизменным в вере.
Об Аврааме
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 14-15 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
Смотри, как (близок) промысл Божий, и как скоро воздает (Господь) праведнику. Так как божественное Писание хочет показать нам, какой награды удостоился патриарх от человеколюбивого Бога за столь великое свое смиренномудрие, то сказав, что Лот отделился (от Авраама) и ушел в землю, которую он выбрал себе, как самую лучшую, оно тотчас прибавило: «и рече Господь Бог Авраму». Далее, чтобы мы удостоверились, что (Господь) точно говорит это (Аврааму) в награду за его поступок с Лотом, (Писание) прибавило: «и рече Бог Авраму, повнегда отлучитися Лоту от него», как бы говоря ему прямо такими словами: ты, по великой кротости, уступив племяннику лучшую землю, показал этим крайнее смиренномудрие, и столько позаботился о мире, что решился на все, лишь бы не было между вами никакой ссоры: прими же за это от Меня щедрую награду, – воззрев, говорит, «очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Видишь ли, что награда гораздо выше заслуги его (Авраама)? И человеколюбивый Господь начинает с тех же слов, в каких патриарх сделал уступку (Лоту). Как он сказал: «не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися от мене, – аще ты на десно, аз на лево; аще же ты на лево, аз на десно»; так и Господь говорит: воззрев «очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Смотри здесь, как необычайно велика щедрость Божия: ты, говорит (Бог Аврааму), предоставив свободу выбора (племяннику), уступил (ему) ту землю, какую он вздумал выбрать, а сам взял остальную; Я же показываю такую щедрость, что всю землю, на которую простираются взоры твои во все стороны, к северу и югу, к востоку и западу, всю эту землю, которую ты видишь, отдам тебе; и не только тебе, но – «и семени твоему до века». Видишь щедрость, достойную благости Божией? Видишь, сколько (патриарх) уступил, и чего за то удостоился?
Воззрев, сказано, «очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Ты, говорит, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю; мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том до века, т. е. навсегда. Видишь, как щедр Господь в благодеяниях? Так как знал (Господь), что этого особенно и желал патриарх и ничто так не укрепит его усердия, то и говорит: Я и это сделаю для тебя, что т. е. и потомки твои будут пользоваться этою землею и владеть ею всегда.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 34
Лишь только совершилось разделение и Лот удалился, Бог говорит Аврааму: «воззрев очима твоима, осмотри всю эту землю, со всех сторон, яко всю (землю), юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Смотри, какой великой он удостаивается почести за смирение, которое показал в отношении к своему племяннику. Уступив малое, он удостоился гораздо большего; а тот (Лот), избрав лучшую часть, спустя немного, подвергся опасностям, и не только не приобрел ничего от своего выбора, но неожиданно попал в плен, лишился (всего) и остался без крова и жилища, и тогда на самом деле познал высокую добродетель праведника и сам научился впредь никогда так не делать (как сделал). В самом деле, едва Лот устроил себе жилище в Содоме, возгорелась жестокая война: цари соседственных народов, напав с великою силою, совершенно опустошили всю ту страну. Избив исполинов и изгнав амаликитян, они и царя Содома и Гоморры заставили обратиться в бегство, овладели всеми высотами и, захватив конницу царя содомского, взяв в плен Лота и жен со всем их имением, удалились.
Но смотри опять, как велико промышление Божие. Желая освободить и Лота, прославить и патриарха (Авраама), Бог возбуждает праведника на помощь племяннику. Узнав о случившемся, праотец с своими домочадцами устремился на тех царей, без труда поразил их и освободил Лота, и жен, и всю конницу царя.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 14-15 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
Перечислены четыре страны света: восток, запад, север и юг. О том, что встретишь на протяжении всего Писания, достаточно сказать здесь один раз: слово «море» всегда употребляется в значении «запад», потому что палестинская область расположена так, что море находится на западе.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу
Авраму, после того как Лот отделился от него, Господь сказал. Сие откровение не без причины следует за разлучением Аврама от Лота. Бог являет первому новое знамение своего благоволения за новый опыт его доверенности к Промыслу, с каковою он землю, принадлежащую ему по обетованию, предложил на избрание другому. Аврам думал получить ее от Бога и потому не искал на ее обладание согласия человеческого, так же как не опасался и противоречия. Бог хочет также показать Авраму сим новым откровением, что обетование принадлежит собственно ему, без участия Лота.
Георгий Константинович Властов (†1899)
«После того, как Лот отделился», т. е. Лот не был участником в благословении и обетовании, данном Авраму; он избрал долю по сердцу своему и человеческим расчётам. К одному Авраму обращается Иегова. Вероятно, Аврам, подымая очи, стоял опять на горе близ Вефиля, где был жертвенник.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу
Бог повторяет Свои обетования Авраму.
«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него…» Последняя прибавка в тексте особенно знаменательна: она показывает, что Лот, самовольно избравший себе долю по мирским расчетам, этим самым исключил себя из участия в жребии Аврама, со всеми его испытаниями и искушениями, но и со всеми его наградами и обетованиями.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт. 13:12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом.
Ст. 14-15 Бог же рече Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззри очима твоима и виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу, и ливе [югу], и к востоку, и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему во веки
Аврам по праву старейшинства мог бы при разлучении с Лотом одному себе предоставить выбор местопребывания для себя и для него: но он не воспользовался своим правом, отклонил от себя этот выбор, отдал его на волю младшего своего сродника, и тем показал свое смирение, бескорыстие и преданность воле Божией. Это было поводом к тому, что Господь изъявил ему снова Свое особенное благоволение. Аврам не владел ни одним клочком земли Ханаанской в качестве собственника, – он был в ней пришельцем и странником. Единственное место, которое он при жизни приобретет здесь в собственность, – это махпельская пещера, которую он купит у туземцев для погребения себя и членов своего семейства. Но Господь утешает верного Ему раба Своего обетованием, что вся эта земля, по которой он скитается и в которой не имеет «наследства ни на стопу ноги» (Деян. 7:5), будет принадлежать ему и его потомству. «Воззри очима твоима и виждь от места», т. е. от Вефиля, где дано было это обетование, – «идеже ты ныне еси», к северу и югу, к востоку и морю, – т. е. Средиземному морю, бывшему границей земли обетованной на западе, – «яко вся земля, юже ты видиши, тебе дам ю, и семени твоему во веки». Без сомнения, с того места, где находился в сие время Аврам, нельзя было обыкновенным взором окинуть все то пространство до последних пределов его во все стороны, которое займут его потомки. Должно думать, что зрению Аврама чудесным образом открыто было зрелище всей земли обетованной. Если диавол мог непостижимым для нас, хотя, без сомнения, естественным образом, показать Господу Иисусу в одно мгновение «все царства мира и славу их» (Мф. 4:8), не гораздо ли легче было для всемогущества Божия устроить, чтоб Аврам с одного пункта мог увидеть все будущие владения своих потомков? – «Дам тебе и семени твоему». «Тебе» – не лично, ибо лично он и не владел обетованной землей, а в лице потомства. Уверенность, что потомки будут господами этой земли для родоначальника не менее приятна, как если бы она лично ему принадлежала. – «Во веки». Вечное обладание страною, обещаемое потомкам Аврама, должно понимать в том же смысле, в каком ветхозаветная пасха названа вечною (Исх. 12:14). Празднование ветхозаветной пасхи, по намерению Божию, долженствовало окончиться с наступлением новозаветных времен, с пришествием Христа – Спасителя, сего новозаветного Агнца, прообразованного пасхальным ветхозаветным, – и вечною она названа, собственно, только по отношению к ветхому завету, т. е. она должна продолжаться во все время существования всего завета. Подобно сему, обетование «о вечном» владении землей Ханаанской указывает на то, что потомки Аврама будут владеть ею во все продолжение времени своего самостоятельного политического существования, – дотоле, пока «не оскудеет князь от Иуды». Когда избранный народ утратит свою самостоятельность, перестанет управляться природными своими властителями и будет под властью чужеземцев, тогда лишится и земли обетованной.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 14-18 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Как раньше доверился Аврам Богу своему, так и теперь он полностью во власти Божией.
Когда тебя крестили, ты тоже «перешел реку», тоже оставил старый мир греха, язычества, безбожия, стал новым человеком. Православные святые отцы говорят, что все истинно верующие – это дети Авраама. Если же вы спросите о современных иудеях – это не дети Авраама. Иисус Христос сказал им: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня… Ваш отец диавол (Ин.8:39-40;44).
В Книге Бытия говорится, что земля Ханаанская, земля святой Палестины, отдается Аврааму и потомству его навеки. Кому же она отдается? Православным людям. И как бы этого ни хотели сионисты, но эта земля постепенно становится нашей. Многие, кто там был, говорят, что ощущение такое, будто по Москве гуляешь. Столько туда уехало украинцев, якобы израильтян, столько русских с явно тамбовским выражением лица. Если из уважения что-нибудь по-еврейски скажешь, перебивают, могут и жидом назвать. Обстановка интересная, накаленная, своеобразная. Видимо, это не просто так. Здесь присутствует свой скрытый смысл. Эта земля действительно отдана детям Авраама, истинным его детям – не по плоти, а по духу, по вере.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
15. ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16. и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17. встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]
При каких обстоятельствах последовало третье богоявление Авраму, и какая связь этих обстоятельств с обетованиями Божиими, данными при этом Авраму?
Обетование Божие Авраму о наследии его потомством всей обширной земли Ханаанской было наградою за то великодушие, какое Аврам оказал по отношению к своему племяннику Лоту, предоставивши ему выбор поселения в лучшей местности обетованной земли (Быт.13:1-13).
Какие обетования даны были Богом Авраму во время третьего богоявления?
Во 1-х, обетование о пространстве будущих владений потомков Аврамовых, которое определяется (неопределенным вообще) кругозором глаза человеческого внешнего и духовного; посему это пространство в обширном смысле нужно определять вообще всею землею.
Во 2-х, обетование о вечном владении этою землею. Выражение «навеки» (ст. 15) здесь может означать или время продолжения Церкви ветхозаветной, в каком смысле и Пасха ветхозаветная называется вечною (Исх.12:14), и относиться к обладанию евреями Палестиною до последнего рассеяния их римлянами, или может означать время вечности в собственном смысле, и тогда может относиться в духовном смысле к обладанию верующими наследием «земли живых» (Пс.26:13), т. е. Царства Небесного (см. Евр.11:14-16).
В 3-х, обетование о количестве потомков Аврамовых, которое будет, как «песок земной», т. е. бесчисленно, и, по изъяснении ап. Павла, в духовном смысле под сынами Авраамовыми, или семенем* его, нужно разуметь всех верующих во Христа (см. Гал.3:7,29).
*семя - в церк-сл., в русск. переводе - потомство
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст. 14 Бог же рече Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззри очима твоима и виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу, и ливе, и к востоку, и морю;
Почему Бог подтверждает Авраму свое обетование (Быт.12:6-7, 13:15-17) не прежде, как по разлучении его с Лотом? Сим Господь как бы хотел показать, что Лот со своим потомством не имел участия в этом обетовании.