Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 14-15 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
Смотри, как (близок) промысл Божий, и как скоро воздает (Господь) праведнику. Так как божественное Писание хочет показать нам, какой награды удостоился патриарх от человеколюбивого Бога за столь великое свое смиренномудрие, то сказав, что Лот отделился (от Авраама) и ушел в землю, которую он выбрал себе, как самую лучшую, оно тотчас прибавило: «и рече Господь Бог Авраму». Далее, чтобы мы удостоверились, что (Господь) точно говорит это (Аврааму) в награду за его поступок с Лотом, (Писание) прибавило: «и рече Бог Авраму, повнегда отлучитися Лоту от него», как бы говоря ему прямо такими словами: ты, по великой кротости, уступив племяннику лучшую землю, показал этим крайнее смиренномудрие, и столько позаботился о мире, что решился на все, лишь бы не было между вами никакой ссоры: прими же за это от Меня щедрую награду, – воззрев, говорит, «очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Видишь ли, что награда гораздо выше заслуги его (Авраама)? И человеколюбивый Господь начинает с тех же слов, в каких патриарх сделал уступку (Лоту). Как он сказал: «не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися от мене, – аще ты на десно, аз на лево; аще же ты на лево, аз на десно»; так и Господь говорит: воззрев «очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Смотри здесь, как необычайно велика щедрость Божия: ты, говорит (Бог Аврааму), предоставив свободу выбора (племяннику), уступил (ему) ту землю, какую он вздумал выбрать, а сам взял остальную; Я же показываю такую щедрость, что всю землю, на которую простираются взоры твои во все стороны, к северу и югу, к востоку и западу, всю эту землю, которую ты видишь, отдам тебе; и не только тебе, но – «и семени твоему до века». Видишь щедрость, достойную благости Божией? Видишь, сколько (патриарх) уступил, и чего за то удостоился?
Воззрев, сказано, «очима твоима, виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему до века». Ты, говорит, уступил племяннику часть земли: так вот Я обещаю тебе всю землю; мало этого, Я обещаю дать ее и семени твоему, и при том до века, т. е. навсегда. Видишь, как щедр Господь в благодеяниях? Так как знал (Господь), что этого особенно и желал патриарх и ничто так не укрепит его усердия, то и говорит: Я и это сделаю для тебя, что т. е. и потомки твои будут пользоваться этою землею и владеть ею всегда.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 14-15 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
Перечислены четыре страны света: восток, запад, север и юг. О том, что встретишь на протяжении всего Писания, достаточно сказать здесь один раз: слово «море» всегда употребляется в значении «запад», потому что палестинская область расположена так, что море находится на западе.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
Всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навсегда. Событие обетования сего известно; кроме, может быть, того, каким образом земля обетованная принадлежит потомству Аврама навсегда, или вовек. В изъяснение сего полагают иные, что обладание значит только потомственное и долговременное обладание и что время обладания сего считать должно до первого только пришествия Христова. В самом деле, слово עלם век означает иногда только некоторое неопределенное продолжение времени. Так, Пасха ветхозаветная названа вечною (Исх.12:14). Так даже в приветствиях говорили: во веки живи (Дан.2:4). Другие - что словом вовек гадательно указуется на возобновление и продолжение обетования Аврамова в духовном его знаменовании, после того как оно сперва исполнится или уже исполнилось чувственным образом. По сему обширному разумению обетования пределы земли обетованной могут быть измеряемы только духовным зрением, подобно как и Авраму в откровении повелено было измерять оную глазами; а сия мера бесконечна.
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
Вот Кто полновластный раздаятель участков земли; цари по Его воле получают такой или другой участок ее, больший или меньший. В этих словах виден Творец земли и Владыка ее.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Аврам, Авраам
Аврам (отец высокий), Авраам (отец множества), (Быт.11:27) – сын Фарры, родился в халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт.12:1 и Евр.11:8). Это Божее повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом и что в нем благословятся все племена земные (Быт.12:3). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарой, своей женой, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем на с.-в. от Месопотамии. Здесь Фарра умер (Быт.11:31, Деян.7:4).
Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и, пришед в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Море, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству (Быт.12:1-6). По случаю голода в земле Ханаанской Аврам был вынужден отправиться в Египет. Опасаясь, что красота Сары может обратить на себя внимание египтян и что они, узнав о том, что она жена его, могут убить его для завладения ею, он выдал ее за свою сестру. Случилось именно так, как он предполагал: слуги фараона, царя египетского, так много говорили о ее красоте, что он послал за нею, и взял ее в свой дом, и осыпал Аврама знаками своей милости; но скоро фараон узнал правду, что она не сестра, а жена Авраму, и отпустил он Аврама и жену его, и все, что у него было (и Лота с ним) (Быт.12:17-20). Разбогатев скотом, золотом и серебром, он возвратился из Египта в Ханаан.
Лот, его племянник, был вместе с ним и также имел мелкий и крупный скот и шатры; и между пастухами скота Аврамова и Лотова происходили нередко споры. Так как, очевидно, их собственность была слишком большой для совместного жительства, то Аврам благородно предложил своему племяннику прекратить раздоры полюбовным разъединением. Не вся ли земля пред тобою? – сказал он ему, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево (Быт.13:9). Лот согласился и избрал себе всю окрестность Иорданскую, орошаемую водой и цветущую, как сад Господень, на которой стояли города Содом и Гоморра. По разлучении с Лотом Авраму явился Господь и снова повторил ему обещание о том, что даст ему и его потомству навеки в наследство ту землю, которую он видит пред собою (Быт.13:15). И двинул Аврам свой шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу (ст.18).
Когда на города долины Иорданской сделали нападение некоторые мелкие царьки и все князья соседних земель, Содом был взят, а Лот и его семейство отведены в плен. Получив известие об этом событии, Аврам немедленно вооружил рабов своих, рожденных в доме его, 318 человек, преследовал неприятелей до Дана, поразил их и возвратил все имущество, и Лота, и его семейство обратно в Содом; причем он великодушно отказался взять что-либо себе в награду за оказанную им услугу. При возвращении с победы он был встречен Мельхиседеком, царем салимским, священником Бога Всевышнего, который вынес ему хлеб и вино и благословил его. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт.14:18,19).
Спустя два или три года после сего Господь снова явился Авраму в видении, повторил ему свои обетования и сопровождал оные самым милостивым изъявлением Своего к нему благоволения. Он повелел ему принести Себе известную жертву и, при захождении солнца, когда жертва была приготовлена, навел на него крепкий сон, и напал на него ужас и мрак великий; и вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными (жертвенными) животными. Во время сна Господь открыл Авраму, что потомки его будут пришельцами, в порабощении, в земле чужой, в продолжение 400 лет, что Он произведет суд над народом, у которого они будут в порабощении (Быт.15:14), после чего снова возвратятся с большим имуществом в землю Ханаанскую, которая дастся его потомству, и что сам он отойдет к отцам своим в мире, и будет погребен в старости доброй (Быт.15).
Все сие исполнилось в должное время с удивительной точностью. В тот же самый день Господь подтвердил завет Свой относительно Земли Обетованной; но Сара, жена Аврамова, была бездетна, и вот она предложила своему мужу взять себе в жены служанку свою, Агарь, родом египтянку. Агарь родила ему сына, названного Измаилом. На девяносто девятом году от роду Аврам удостоился получить новое, весьма замечательное видение Господа. Всемогущий открылся ему таким образом, что Аврам, исполненный благоговейного ужаса, пал на лице свое, и Господь говорил с ним. Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание касательно умножения его потомства, отношения оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской; причем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т. е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т. е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается матерью народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! (Быт.17:18). В ответ на это Господь подтвердил свое обетование о рождении от Сарры сына; об Измаиле же сказал: вот я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ (Быт.17:9-20). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам.
Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама (Быт.18:19). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской и при сем случае ходатайствовал за оные. Несомненно, что ради Авраама и как бы в ответ на его ходатайство были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру.
Засим Авраам поселился на время в Гераре и здесь сделал старую попытку выдать Сарру за свою сестру. Здесь также исполнилось обещание Божие касательно рождения у него сына, названного Исааком и в восьмой день обрезанного, как то было заповедано Богом. Вследствие неприятностей, происшедших в семействе Авраама от недостойного обращения сына его от Агари, Измаила, с сыном от Сарры, Исааком, Господь поддержал Авраама точным и ясным обещанием, что в Исааке наречется семя его (Быт.21:10-13).
Авраам всегда удостоивался столь очевидной милости Божией и благословения Его во всем, что ни делал, что царь Авимелех решился заключить с ним союз вечной дружбы. Таким образом, дело о колодезе с водою, отнятом у Авраама насильно рабами Авимелеховыми, кончилось в его пользу (Быт.21:23-31).
Теперь мы приступаем к одному из замечательнейших и важнейших событий в жизни патриарха. Господу угодно было испытать его, дабы он мог явить всему миру, на все последующие времена, разительнейший пример силы веры. Ему было повелено Господом взять единственного сына своего, Исаака, на котором должны были осуществиться все обетования Божии, и принести его во всесожжение Господу на отдаленной горе. Без возражений и ропота, с полной покорностью Авраам повиновался таинственному повелению и отправился с Исааком в трехдневный путь в землю Мориа. Все приготовления для жертвоприношения были сделаны, и он поднял уже свой жертвенный нож для заклания своего сына, но ангел Господень воззвал к нему с неба и приказал не поднимать руки на отрока: ибо теперь Я знаю, говорил он, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт.22:12). Оглянувшись, он усмотрел овна, запутавшегося в чаще кустарника рогами, взял его и принес во всесожжение вместо Исаака. За сим последовало повторение обетования Божия – умножить семя его, как звезды небесные, как песок на берегу моря (Быт.22:17). Авраам возвратился со своим сыном в Вирсавию. Это великое событие в жизни патриарха произошло, как думают, на горе Мориа. В память сего он дал имя этому месту: Иегова-ире (т. е. Господь усмотрит), указуя как бы в пророческом духе на ту великую жертву, которая, по исполнении времен, должна быть принесена на том же самом месте за грехи всех людей. Авраам отец ваш, говорил однажды Спаситель неверующим иудеям, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался (Ин.8:56).
Жизни Сарриной было 127 лет, и она умерла в Кириаф-Арбе (Хевроне). Авраам купил пещеру Махпелу, на поле Ефроновом, близ Хеврона, в собственность для погребения своего семейства и похоронил в ней свою жену (Быт.23:19). Исаак был уже теперь в зрелом возрасте, и вот Авраам призвал одного из своих слуг, вероятно Элиезера (Быт.15:2), и взял с него клятву, что он выберет жену Исааку не из дочерей хананеев, среди которых они тогда жили, но со своей родины и из его собственного рода. Элиезер успешно выполнил приказание своего господина, как то увидим далее из биографического очерка Исаака. После того Авраам взял себе еще жену Хеттуру и имел от нее несколько сыновей, но он сделал Исаака своим единственным наследником и наконец в доброй старости, 175 лет от роду, опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра.
Авраам называется «другом Божиим», и доселе еще с его именем на всем Востоке тесно связано это наименование; именно некоторые города, в которых он жил, называются по-арабски: El Khulil (т. е. друг). Место погребения и память об Аврааме, как отце верующих, еще и доселе священны для каждого еврея. Веровал Авраам Богу, говорит св. ап. Иаков, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим (Иак.2:23).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Исполнение Божьего обетования относится к потомству Аврама по вере. Исполнение всех обетований во Христе, Который кровию своею соделал сию землю священною и приобрёл её для всех верующих, соделав её отчизною души христианина. Вот почему, независимо от неисчислимых остатков избранного и потом рассеянного по всему земному шару народа, Аврам по вере имеет ещё другое потомство, для которого Палестина есть земля спасения, поистине земля обетования для всего человечества.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки
«ибо всю землю… тебе дам Я и потомству твоему навеки…» Как бы в награду за смирение, великодушие и бескорыстие, проявленное Аврамом в разделе с Лотом, Господь снова повторяет Свои обетования и утешает Своего верного раба обещанием, что вся эта земля, по которой он теперь скитается, не имея в ней наследства на стопу ноги (Деян. 7:5), со временем будет принадлежать ему, или, точнее, его потомству. Это обетование, действительно, и исполнилось над плотским его потомством тогда, когда народ еврейский, под предводительством Иисуса Навина, силой оружия занял землю Ханаанскую, и над духовным Израилем, т. е. верующими во Христа, которые в Нем и через Него сделались наследниками и причастниками всех божественных обетований, ибо, по слову Писания, Аврам и по смерти своей продолжает говорить верою (Евр. 11:13, 16; ср. Мф. 22:31-32).
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт. 13:12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом.
Ст. 14-15 Бог же рече Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззри очима твоима и виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу, и ливе [югу], и к востоку, и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему во веки
Аврам по праву старейшинства мог бы при разлучении с Лотом одному себе предоставить выбор местопребывания для себя и для него: но он не воспользовался своим правом, отклонил от себя этот выбор, отдал его на волю младшего своего сродника, и тем показал свое смирение, бескорыстие и преданность воле Божией. Это было поводом к тому, что Господь изъявил ему снова Свое особенное благоволение. Аврам не владел ни одним клочком земли Ханаанской в качестве собственника, – он был в ней пришельцем и странником. Единственное место, которое он при жизни приобретет здесь в собственность, – это махпельская пещера, которую он купит у туземцев для погребения себя и членов своего семейства. Но Господь утешает верного Ему раба Своего обетованием, что вся эта земля, по которой он скитается и в которой не имеет «наследства ни на стопу ноги» (Деян. 7:5), будет принадлежать ему и его потомству. «Воззри очима твоима и виждь от места», т. е. от Вефиля, где дано было это обетование, – «идеже ты ныне еси», к северу и югу, к востоку и морю, – т. е. Средиземному морю, бывшему границей земли обетованной на западе, – «яко вся земля, юже ты видиши, тебе дам ю, и семени твоему во веки». Без сомнения, с того места, где находился в сие время Аврам, нельзя было обыкновенным взором окинуть все то пространство до последних пределов его во все стороны, которое займут его потомки. Должно думать, что зрению Аврама чудесным образом открыто было зрелище всей земли обетованной. Если диавол мог непостижимым для нас, хотя, без сомнения, естественным образом, показать Господу Иисусу в одно мгновение «все царства мира и славу их» (Мф. 4:8), не гораздо ли легче было для всемогущества Божия устроить, чтоб Аврам с одного пункта мог увидеть все будущие владения своих потомков? – «Дам тебе и семени твоему». «Тебе» – не лично, ибо лично он и не владел обетованной землей, а в лице потомства. Уверенность, что потомки будут господами этой земли для родоначальника не менее приятна, как если бы она лично ему принадлежала. – «Во веки». Вечное обладание страною, обещаемое потомкам Аврама, должно понимать в том же смысле, в каком ветхозаветная пасха названа вечною (Исх. 12:14). Празднование ветхозаветной пасхи, по намерению Божию, долженствовало окончиться с наступлением новозаветных времен, с пришествием Христа – Спасителя, сего новозаветного Агнца, прообразованного пасхальным ветхозаветным, – и вечною она названа, собственно, только по отношению к ветхому завету, т. е. она должна продолжаться во все время существования всего завета. Подобно сему, обетование «о вечном» владении землей Ханаанской указывает на то, что потомки Аврама будут владеть ею во все продолжение времени своего самостоятельного политического существования, – дотоле, пока «не оскудеет князь от Иуды». Когда избранный народ утратит свою самостоятельность, перестанет управляться природными своими властителями и будет под властью чужеземцев, тогда лишится и земли обетованной.
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 14-18 И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.
Как раньше доверился Аврам Богу своему, так и теперь он полностью во власти Божией.
Когда тебя крестили, ты тоже «перешел реку», тоже оставил старый мир греха, язычества, безбожия, стал новым человеком. Православные святые отцы говорят, что все истинно верующие – это дети Авраама. Если же вы спросите о современных иудеях – это не дети Авраама. Иисус Христос сказал им: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня… Ваш отец диавол (Ин.8:39-40;44).
В Книге Бытия говорится, что земля Ханаанская, земля святой Палестины, отдается Аврааму и потомству его навеки. Кому же она отдается? Православным людям. И как бы этого ни хотели сионисты, но эта земля постепенно становится нашей. Многие, кто там был, говорят, что ощущение такое, будто по Москве гуляешь. Столько туда уехало украинцев, якобы израильтян, столько русских с явно тамбовским выражением лица. Если из уважения что-нибудь по-еврейски скажешь, перебивают, могут и жидом назвать. Обстановка интересная, накаленная, своеобразная. Видимо, это не просто так. Здесь присутствует свой скрытый смысл. Эта земля действительно отдана детям Авраама, истинным его детям – не по плоти, а по духу, по вере.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
15. ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,
16. и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;
17. встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]
При каких обстоятельствах последовало третье богоявление Авраму, и какая связь этих обстоятельств с обетованиями Божиими, данными при этом Авраму?
Обетование Божие Авраму о наследии его потомством всей обширной земли Ханаанской было наградою за то великодушие, какое Аврам оказал по отношению к своему племяннику Лоту, предоставивши ему выбор поселения в лучшей местности обетованной земли (Быт.13:1-13).
Какие обетования даны были Богом Авраму во время третьего богоявления?
Во 1-х, обетование о пространстве будущих владений потомков Аврамовых, которое определяется (неопределенным вообще) кругозором глаза человеческого внешнего и духовного; посему это пространство в обширном смысле нужно определять вообще всею землею.
Во 2-х, обетование о вечном владении этою землею. Выражение «навеки» (ст. 15) здесь может означать или время продолжения Церкви ветхозаветной, в каком смысле и Пасха ветхозаветная называется вечною (Исх.12:14), и относиться к обладанию евреями Палестиною до последнего рассеяния их римлянами, или может означать время вечности в собственном смысле, и тогда может относиться в духовном смысле к обладанию верующими наследием «земли живых» (Пс.26:13), т. е. Царства Небесного (см. Евр.11:14-16).
В 3-х, обетование о количестве потомков Аврамовых, которое будет, как «песок земной», т. е. бесчисленно, и, по изъяснении ап. Павла, в духовном смысле под сынами Авраамовыми, или семенем* его, нужно разуметь всех верующих во Христа (см. Гал.3:7,29).
*семя - в церк-сл., в русск. переводе - потомство
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
...Какой смысл имело повторительное обетование Божие Аврааму в Вефиле? В ближайшем и первоначальном смысле сим обетованием назначалась земля Ханаанская во всегдашнее наследие Аврааму, или точнее – потомству Авраамову (Быт.12:7, 15:18, 26:4, Втор.34:4); ибо сам Авраам не получил в земле обетования ниже столько места, чтобы поставить ногу. Сие обетование Божие исполнилось по исшествии Евреев из Египта, при Иисусе Навине, который силою оружия прибрел обетованную землю, истребив и покорив нечестивые хананейские племена.