Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов,
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 18-21 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев
Смотри, как опять Господь продолжает подтверждать ему Свое обетование. «Завеща, – сказано, – завет, глаголя: семени твоему дам землю сию». Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: «от реки Египетския даже до реки великия Евфрата», – так велико, говорит, будет семя твое. Заметь, как во всем Он (Бог) хочет показать ему необычайное множество (потомства его). Сказав прежде, что сделает семя его так бесчисленным, как множество звезд, теперь показывает ему и обширность пределов, чтобы и отсюда он узнал, как далеко распространится будущее его потомство. И не только это (показал), но упоминает раздельно и о тех народах, которых намеревался дать в обладание его семени, чтобы всем этим доставить праведнику полное удостоверение. Но когда уже столь великие обетования даны были, Сара еще оставалась неплодною и старость (обоих) их увеличивалась; а это для того, чтобы, представив величайшее доказательство своей веры, они при этом познали и немощь человеческого естества, и величие силы Божией.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Хеттеи
Хеттеи (Быт.15:20,23:3 и др.) – народ ханаанский, от родоначальника Хета, сына Ханаанова.
Во времена Авраама они обитали в гористых местах на юг от Хеврона и Вирсавии (Быт.23:3,26:23,33,34). Они были в благоприятных отношениях к Аврааму, и Авраам купил у них участок земли для погребения Сарры (Быт.23:3-20).
Совершенно против воли Божией Исав взял двух жен себе из хананеянок, к огорчению своих родителей (Быт.26:34,35,27:46).
Около времен Моисея хеттеи обитали подле аморреев в нагорных странах (Чис.13:30) и были весьма многочисленны и сильны (Втор.7:1). При завоевании Земли Обетованной участь их была одинакова с другими ханаанскими племенами, но Иисус Навин не мог совершенно истребить их (Нав.1:4; Суд.1:26,3:5), и они оставались жить среди израильтян и в последующие времена, и были искушением для Израиля (Суд.3:1-7).
Во времена Давида хеттеи находились в числе воинов его (1Цар.26:6; 2Цар.11). В царствование Соломона они были данниками его (3Цар.9:20-21). Но языческие нравы их всегда оставались заразой для иудеев. Сам Соломон, среди множества жен своих, имел и хеттеянок (3Цар.11:1).
В последующее время нравы иудеев от близости и смешения с хеттеями и другими ханаанскими племенами так изменились к худшему, что, по слову пророка, они как бы и самый род свой вели не от Авраама, а от аморреев и хеттеев (Иез.16:3,45).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Хеттеи: новейшие египтологи видят в них известное в иероглифических надписях имя сильного племени Кхета, владевшего Сирией. Цари кхетские (или, по нашему тексту, хеттейские) известны были при Соломоне (3Цар.10:29). Их главное местопребывание до создания царства Израильского было при Хевроне (Быт.23:10) и около Вефиля (Суд.1:23-26).
Ферезеи. См. комментарий к Быт.13:7. Особое племя хананеев.
Рефаимы. См. комментарий к Быт.14 под буквой а).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов
«Хеттеи, Ферезеи, Рефаимы…» Под первыми несомненно разумеется важная и сильная «хеттейская» народность, владевшая Сирией и имевшая свои колонии в окрестностях Хеврона и Вефиля (Суд. 1:23-26; 3Цар. 10:29). «Ферезеи» - это уже известные нам (Быт. 13:7) хананейские обитатели горных стран Палестины (Нав. 11:3). «Рефаимы» - опять уже известное нам племя (Быт. 14:5), обитавшее (Нав. 12:4 и Нав. 13:12) на северо-восток от долины Иордана, хотя позднее оно спустилось и значительно южнее, давши свое имя долине рефаимов или исполинов одной из окрестностей Иерусалима (Нав. 15:8 и Нав. 18:16).