Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь
Приметь здесь, возлюбленный, неизреченное долготерпение Божие и чрезвычайную веру и благодушие праведника, которые он показал при данных ему обетованиях. В самом деле, после того, как Бог столько раз обещал дать семени его землю и так умножить его, что многочисленностию своею оно будет равняться множеству звезд, Авраам, видя, что ни одно из обетований не исполняется, и что обетования все еще остаются на одних словах, не смутился мыслию, не поколебался духом, но пребыл непреклонным, веруя в могущество Обещавшего. Это самое и теперь выражает божественное Писание, говоря: «Сара же жена Аврамля не раждаше ему», и тем показывая нам, что после всего случившегося, после заключенного с ним завета, после обетования о рождении от него бесчисленного множества (потомков), он не опечалился и не усомнился, когда видел, что не только ничто из сказанного не исполняется, но еще все выходит напротив. Поэтому-то, после всего, прежде сказанного (о обетованиях Божиих Аврааму), говорит Писание: «Сара же жена его не раждаше ему», дабы ты узнал, что после столь великих обетований ничего особенного с ним не случилось, а между тем бесплодие Сары и мертвенность ее утробы были таковы, что могли возбуждать в праведнике великое сомнение. Но праотец уже не взирал на препятствия со стороны природы, и зная премудрость Господа, Который, как Творец природы, может открыть пути и в непроходимых местах, Авраам, как благородный домочадец, не исследовал, как это будет, но предоставил неисследимому Его промыслу и веровал Его слову. Потому-то сказано, что «Сара», и после таких обетований, «не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь». И здесь не без причины божественное Писание упоминает нам о рабыне, но, чтобы мы знали, откуда она (взята), прибавляет: «египтяныня». Этим Писание возвращает нас к прежней истории, и дает видеть, что рабыня была из числа тех, которых отдал Саре фараон, когда подвергся за нее отмщению от Бога всяческих, и что Сара взяла с собою эту рабыню, возвращаясь (в землю ханаанскую). С такою целию божественное Писание сделало нам известным и имя, и род ее (рабыни).
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь
Не рождала. Хотя Моисей сказал уже прежде о неплодстве Сары (Быт.11:30), однако теперь упоминает о нем снова, дабы показать, что теперь искушение обращается от Аврама на нее и что ее неплодством изъяснять должно следующие происшествия: супружество Аврама и рождение Измаила.
Служанка Египтянка. Златоуст догадывается, что Аврам получил ее в дар от Фараона во время пребывания своего в Египте.
Агарь. Отсюда имя главного города каменистой Аравии: Агарь, иначе Петра, имя народа: Агаряне, иначе Сарацины, от грабления.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Агарь
Агарь (бегство) – египтянка, жившая в семействе Аврама, как служанка, или как раба, или жена (Быт.16:1). Так как Сара была бездетна, то она предложила Авраму взять Агарь в жены; когда же Агарь оказалась беременной от Аврама, то сильно возгордилась и стала непочтительно обращаться с Сарой. Раздраженная поведением своей служанки, Сара начала теснить ее, и та была вынуждена бежать из дома. Она направила свой путь в Египет – свою отечественную страну, чрез пустыню Сур. И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне (Быт.26:7), замечает свящ. бытописатель, и повелел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей; при этом предсказал ей, что она родит сына и назовет его Измаилом; что он будет между людьми как дикий осел, руки его на всех, и руки всех на него (Быт.16:12), и, несмотря на все это, он будет жить пред лицом всех братьев своих и что потомство его будет великое. Означенное чудесное видение ангела Агари произошло у источника воды в пустыне, на ю. от Иудеи, который по сему случаю и назван был Беер-Лахай-рои (источник живого, видящего меня). Вскоре после сего Агарь возвратилась к Авраму и родила ему сына, названного Измаилом.
История, или состояние, Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия от горы Синай. Так ап. Павел в Послании к Галатам (Гал.4:25) иносказательно проводит параллель между состоянием иудеев под законом и христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь по повелению Божию должна быть удалена из дома Авраамова, так и иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.
Сара, Сарра
Сара, Сарра (госпожа моя, госпожа множества) (Быт.11:29,20:12) – жена Авраама. Она сопровождала своего мужа при отбытии его из его отечества, и с этого времени ее история более или менее связана с его именем. Местопребыванием их был город Ур в Халдее. Она была весьма красива и в бытность в Египте по случаю голода подвергалась опасности, будучи взята ко двору фараона, но была спасена Богом (Быт.12).
Ее решимость чрез свою служанку Агарь осуществить исполнение Божественного обетования о наследнике и последовавшие затем горестные события (Быт.16 Быт.21:9-11); перемена ее имени из Сары, что значит: госпожа моя, в Сарру – госпожа множества (Быт.17:15); сомнение и неверие, с которыми она внимала словам ангела, что, несмотря на преклонный возраст ее и ее мужа, у них родится сын (Быт.18:12-15); новая опасность, подобная первой, которой она подвергалась в Гераре от Авимелеха, ц. герарского (Быт.XX), и вторичное спасение ее Богом от этой опасности, рождение от нее сына Исаака, совершение обрезания над ним и устроение большого пира вследствие сего радостного случая (Быт.21:1-8) – все эти обстоятельства изложены в указанных цитатах книги Бытия.
Сарра умерла в преклонных летах, 127 лет от роду, и по случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпелу, назначенную для погребения патриарха и многих его потомков и составляющую цель путешествия многих путешественников даже до настоящего времени. Св. ап. Павел упоминает о Сарре в числе древних, свидетельстованных верой (Евр.11:11). Верою и сама Сарра, говорит апостол, (будучи неплодна), получила силу к принятию славы, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен обещавший. Он же дает видеть в Сарре великую матерь народов, свободную, которой принадлежат возрожденные по духу. Она, поистине, есть прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь нам всем (Гал. 4:24-31).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Вообще думают, что Агарь вывезена из Египта Аврамом в числе рабов и имущества (Быт.12:16) и, по всей вероятности, вывезена ещё ребёнком.
Имя Агарь означает «бегство»; может быть, оно, по обычаю тогдашнего времени, дано ей после события, после бегства её, в воспоминание этого происшествия.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь
Сара, будучи бесплодной, отдает свою служанку Агарь Авраму
«Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему…» Необходимое вводное замечание, подготовляющее к последующему повествованию. Прошло уже целых десять лет (Быт. 16:3) с того времени, как Аврам и Сара получили божественное обетование о многочисленном потомстве, а у последней не родилось еще ни одного сына.