Скрыть
Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-13 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня

Ст. 15 Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил

Агарь, надеявшаяся на Аврама, когда увидела, что отдал ее в руки госпоже, которую укорила она, убоялась и бежала. Но встретил ее Ангел и сказал ей: возвратися к госпоже твоей и покорися под руку ея… умножится семя твое, и не сочтется от множества… яко услыша Господь смирение твое, - если ты готова возвратиться и служить госпоже своей, и родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил. Сей будет онагр между людьми, потому что поселится в пустыне и, как онагр, не будет в мире с людьми; руце его на всех, то есть на расхищение всех, и руки всех на него. Поскольку он будет нападать на все народы, то и сам подвергнется нападению всех народов. И на пределах всея братии своея, то есть сынов Сары и Хеттуры вселится, потому что сынам Симовым отделены уже были земли наследия их.

Агарь уразумела, что у Аврама будет много детей, но не от нее. В этом уверяло ее то, что он более не входил к ней и, как скоро заметил, что зачала она, не приближался к ней. Аврам только по желанию Сары вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит ее плодом собственного чрева. И сказала Агарь: Ты Бог видения, снисходишь и даешь видеть Себя тем, которые чтут Тебя. И еще присовокупив к этому, сказала Агарь: видение видела я после того, как увидел Ты меня, потому что сначала Ангел, явившись, ничего не сказал ей, чтобы не привести ее в ужас. Когда же обратил к ней слово, тогда было ей видение в видении, то есть в лице Ангела явился Бог; потому и кладязю дала она название: кладязь Живущаго Видящаго меня. Агарь возвратилась к госпоже своей и испросила себе прощение. И когда Авраму и Саре сказала она о своем видении, известив, что сказал ей Ангел о сыне ее, а именно, что будет он жить на пределах братии своих, тогда эта весть, услышанная Сарой, загладила скорбь, какую Агарь причинила ей прежде. И роди Агарь… и нарече Аврам имя сыну своему… Исмаил, как научен был Агарью.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей

На слова (Агари): «от лица госпожи моея бегу», (ангел) отвечает: возвратись, иди назад, не будь неблагодарна к той, которая оказала тебе столько благодеяний. А так как она гордостию и высокомерием возбудила гнев госпожи своей, то (ангел) говорит: «покорися под руку ее», покорись ей: это будет полезно тебе. Помни (свое) рабство, не забывай господства (Сарры); не думай высоко, и не мечтай о себе более надлежащего: «покорися под руку ее» и окажи ей полное повиновение. Такие слова ангела довольно смягчили ее сердце, смирили ее высокомерие, укротили ее гнев и умиротворили ее мысли.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 38

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей

Как бы в родственном образе здесь было предначертано то обстоятельство, что после того, как явился Еммануил (ср. Мф. 1:23; Ис. 7:14) и Его таинство было явлено в мире, было необходимо, чтобы образы Моисеевого богопочитания подчинились и уступили место евангельским учениям, как лучшим и более совершенным заповедям. Я скажу, что это за образ. Поскольку Сарра не рождала, а Агарь зачала Измаила, то она, в конце концов, была уличена в том, что с презрением относится к своей госпоже - свободной женщине. Сарра же не стерпела этого презрения и стала притеснять египтянку, которая убежала из дома и стала блуждать в пустыне. Тогда ангел спросил ее, куда она идет и откуда пришла. Она же отвечала на это: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Что же сказал святой ангел? возвратись к госпоже своей и смирись под руки ее. Словами ангела ей дается повеление не отвергать свободную женщину, то есть учение, призывающее к свободному состоянию, но, напротив, смириться под руки ее. Действительно, подзаконное богопочитание, происходящее через фигуры и образы, в некотором смысле рабствует евангельскому учению, в самом себе смутно показывая красоту истины. Ибо Закон был установлен некогда Моисеем через посредство ангелов (ср. Гал. 3:19; Деян. 7:53), и словами ангела ему повелевается как бы склонить свою выю под божественные речения Христа, так же, как и той, которая не хотела уступить, повелевается подчиниться свободной женщине. Таким духовным смыслом, по моему мнению, обладает фраза о том, чтобы Агарь смирила себя под руки Сарры. Необходимо также напомнить, что и божественный Павел сопоставил этих двух женщин с двумя заветами: первым, рождающим в рабство и соответствующим нынешнему Иерусалиму, и вторым, рождающим в свободное состояние (я имею в виду Сарру) (ср. Гал. 4:24-26).

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей

Возвратись и проч. Ангел не осуждает открытым образом ни Агари, ни Сары, но только приводит в порядок их взаимные отношения. Сие показывает, что происшедшее между ними было более замешательство, нежели распря неблагонамеренная. Первая думала, что супруге Аврама неприлично более оставаться рабынею; другая опасалась, чтобы ее рабыня не сделалась ее госпожою.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.

Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, говорит м. Филарет, он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорее недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой, Сара же опасалась, чтобы её служанка не сделалась её госпожою.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей

«возвратись к госпоже своей и покорись ей…» «Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, - говорит м. Филарет, - он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой» (Властов).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible