Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Бытие 18:13
И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 13,15 Если бы Сарра просила знамения, то знамение было бы дано ей, во-первых, потому что была она неплодна и стара, а, во-вторых, и потому, что никогда не случалось еще подобного тому, что ей обещано, из-за чего, видя это или слыша об этом, могла бы она поверить. Но хотя не просила она знамения, однако же знамение было ей дано ею же самой и в ней. Господь сказал: что яко разсмеяся Сарра в себе, глаголющи: еда истинно рожду? аз же состарехся. Но Сарра, вместо того, чтобы принять данное ей истинное знамение, прикрывает его ложью: Отречеся… Сарра, глаголющи: не разсмеяхся. Ангел же, давая ей уразуметь, что напрасно оправдывается ложью, говорит: «Ни, но разсмеялася еси в сердце своем, вот, сердце твое опровергает суесловие языка твоего».
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 10-14 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась» ? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын
Вот плоды страннолюбия, вот награда усиленной ревности, вот воздаяние трудов Сарры! «Она же, – сказано, – услыша пред дверми сени стоя позади». И услышав это, «рассмеяся в себе, глаголющи: не у было ми убо доселе, господин же мой стар». Чтоб оправдать Сарру, божественное Писание предварительно заметило, что Авраам и Сарра «заматеревшая беста во днех своих»; и еще не остановившись на этом, Писание говорит далее: «и престаша Сарре бывати женская». Иссох, говорит оно, источник, потемнело око, самый организм поврежден. Обращая на это свое внимание, Сарра размышляла сама в себе и о своих преклонных летах, и о старости праотца. Но в то время, как она размышляла так в куще, Ведущий сокровенные помышления, желая показать и величие силы Своей, и то, что ничто сокровенное не утаится от Него, говорит Аврааму: «что яко рассмеяся Сарра в себе глаголющи: еда истинно рожду, аз же состарехся». Действительно она так в себе помышляла. Но «еда, – говорит, – изнеможет у Бога слово»? Таким образом вот Он явно открыл себя. Или вы не знаете, говорит Он, что я, как Господь естества, могу все, что восхощу, и омертвелые ложесна могу оживотворить и сделать их способными (к деторождению)? Ужели, говорит, есть что-нибудь невозможное для Бога? Не Я ли все творю и преобразую? Не Я ли имею власть жизни и смерти? «Еда изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк.1:37)? Не прежде ли еще Я обещал это, и может ли слово Мое не исполниться? Слушай же: «во время возвращуся к тебе в часы, и будет Сарре сын». Когда, говорит, я возвращусь в это же самое время, тогда Сарра на самом деле узнает, что ни старость, ни неплодство ее не будут препятствием (к рождению сына); но слово Мое будет непреложно и действительно; рождение сына покажет ей силу Моего слова.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»
Предсказание о рождении Исаака Сарра приемлет с недоумением: неужели я подлинно рожу? Благовестие о предстоящем рождении Иисуса приемлется Материю Его хотя не с таким же недоумением, но с подобным вопрошением: как будет сие? (Лк.1:34).
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
11. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»?
14. Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.
Как исполнилось обещание Бога, данное Аврааму и Сарре, прийти к ним через год?
Из контекста речи видно, что результатом этого обещаемого пришествия Божия будет радостное для обоих супругов рождение у них сына, как чудесное исполнение всемогущего Слова Божия. А для самого факта (процесса) рождения Саррою сына, конечно, не нужно было видимое чудесное явление Бога; посему нужно думать, что в данном случае посещение Богом Авраама и особенно Сарры (см.Рим.9:9) нужно понимать духовно, в проявлении к неплодной Сарре особой милости Божией, обнаружившейся спустя год в счастливом рождении ею сына. На такое понимание этого посещения Божия указывает и параллельное место в Быт.11:1-2, в рассказе о рождении Саррою через год по слову Божию сына Исаака.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Какая цель и какое значение этого Мамврийского богоявления Аврааму?
Во-первых, целью этого богоявления было укрепить веру Сарры в обетование Божие о сыне; так как из смеха Сарры и из строгого обличения ее Богом видно, что она не совсем верила в обетование о сыне, переданное ей, конечно, Авраамом.
Во-вторых, другою целью этого богоявления было открыть Аврааму имеющий совершиться грозный суд Божий над жителями Содома и Гоморры (Быт.18:17,20). При этом, как самый образ богоявления с вкушением трапезы Богом у Своего избранника, так и сообщение Богом Аврааму об определении Своего суда и милостивое внимание к ходатайству праведника за нечестивых, показывают особенную приближенность Авраама к Богу, как отца верующих всех времен, как носителя Божественных откровений (Быт.18:18-19). Авраам при этом богоявлении истинно является пророком (Быт.20:7 и Пс.104:9,15) и другом Божиим (Иак.2:23); «ибо Господь Бог, ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7) и особенно избранным друзьям Своим (Ин.15:15), любвеобильное молитвенное ходатайство которых за грешников милостиво принимает (Быт.20:7).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Смех (Быт.18:13, Быт.21:6) – слово, означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т. п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как, напр., в книге Притч. (Притч.1:26), то оно означает, что Бог презирает или не обращает никакого внимания на известный предмет или на известное лицо.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 13-14 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры сын.
Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк.1:37).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-13 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась»
«И сказал Господь Аврааму: отчего это… рассмеялась Сарра…» Некоторые толкователи соотносят эту фразу к первенствующему гостю, и будто бы это дает основание считать, что одним из гостей был вочеловечившийся Господь Бог. Но в Священном Писании имеется множество случаев, где общение с Господом путем разговора предваряется появлением и вступительными словами одного или нескольких Ангелов Господних (Исх. 3:2-4; Суд. 6:12-14, 20-23). Судя по всему, здесь действительно говорит Аврааму Господь, он же и подтверждает для Авраама и Сарры обетование, переданное своими посланниками, дабы уверить последнюю, а заодно чтобы неуверенность Сарры не поколебала Авраама.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17, 19, 18:11–14, 21:1–8). В сей паремии повествуется о переименовании Сары и о рождении Исаака.
Ст. 13-14 И рече Господь ко Аврааму: что яко возсмеяся Сарра в себе, глаголющи: убо воистину рожду ли? Аз же состарехся. Еда не возможет от Бога [может ли остаться бессильным у Бога] всяк глагол
Сарра не могла скрыть от незнакомого Странника ни присутствия своего в куще, ни тайного душевного движения, обнаружившегося в безмолвном смехе, ибо этот Странник был Сам Господь Бог, пред всеведением Которого нет ничего тайного. Он же есть и Всемогущий, Который чудесно может разрешить ее неплодство, как обещал, ибо что может воспрепятствовать исполнению Его обещания?