Скрыть

Толкования:

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18:20–33). В сей паремии излагается ходатайство Авраама пред Богом о пощаде Содома и Гоморры.

Ст. 24-25 Аще будут пятдесят праведницы во граде, погубити ли я? Не пощадиши ли всего места пятидесяти ради праведных, аще будут в нем? Никакоже Ты сотвориши по глаголу сему [никак Ты не сделаешь такого дела], еже убити праведника с нечестивым: и будет праведник яко нечестивый: никакоже, судяй всей земли не сотвориши ли суда

Авраам, умоляя Господа о пощаде нечестивых ради праведных, да не погибнут последние с первыми, – взы­вает к правосудию Божию, не в том смысле, что праведные не заслуживают гнева Божия, – совершенно праведных пред Богом и безгрешных нет на свете, – но в том, что праведные не заслуживают «одинаковой» участи с нечести­выми. Авраам как бы так говорит: праведники, живя с нечестивыми, много зла терпят от них и немало страдают душею, смотря на их преступления: неужели и от Тебя, Господи, они должны пострадать заодно с ними? Нет, Господи, Ты не попустишь сего. Хотя пред лицом правды Твоей никто не постоит, но сравнительно праведные все же лучше нечестивых. Ради этого различия Ты не накажешь тех и других безразлично, иначе скоро перевелся бы род правых на земле и некому было бы противодействовать нечестию словом и примером; Ты не только пощадишь праведных, но ради их, как ни мало их в Содоме, может быть, не больше пятидесяти, – Ты помилуешь нечестивых.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем

«может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь и не пощадишь (всего) места ради пятидесяти праведников … в нем?…» Установив в предшествующих словах общую мысль о высшей божественной правде, не допускающей незаслуженной гибели праведников, Авраам делает теперь применение ее к данному частному случаю, предполагая, что и в обреченном на погибель городе Содоме найдется значительное количество подобных праведников. Он даже выражает здесь надежду на то, что такое количество праведных искупит, до некоторой степени, преступление остальных и спасет и их от погибели.

Толковая Библия.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 24-33 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место

Смотри, как и в самом ходатайстве своем он высказывает свой благочестивый дух, исповедует Бога судиею всей земли и признает справедливым, что праведный не должен гибнуть вместе с нечестивым. И благосердный и человеколюбивый Бог склоняется на его моление и говорит: сделаю так, как ты говоришь, и принимаю твое ходатайство: «аще обрящутся пятдесят праведницы во граде, ради их оставлю все место». Пятидесяти, говорит, праведникам, если найдутся, дарую спасение прочих, и прошение твое исполню. Тогда праведник, почувствовав смелость и пользуясь человеколюбием Божиим, идет дальше в своей просьбе и говорит: «ныне начах глаголати ко Господу моему, аз же есмь земля и пепел». Не суди меня, Господи, говорит он, так, как будто бы я не знаю самого себя, и преступаю границы, позволяя себе столь великое дерзновение: я знаю, что земля есмь и пепел. Но как это я знаю и ясно разумею, так небезызвестно мне и то, что велико Твое человеколюбие, что Ты богат милостию и хощеши всем человеком спастися. Сотворив (людей) из небытия, ужели Ты захотел бы когда-нибудь погубить их, уже сущих, если бы не велико было множество грехов их? Поэтому опять прошу и молю: «аще умалятся пятдесят праведницы в четыредесять пять, погубиши ли четыредесяти пятих ради весь град? И рече: аще обрящутся четыредесять пять, не погублю». Кто по достоянию восхвалит Бога всяческих за такое долготерпение и снисхождение, или кто довольно ублажит праведника, получившего такое дерзновение? «И приложи, – сказано, – еще глаголати, и рече: аще же обрящутся тамо четыредесять? И рече: не погублю ради четыредесяти». Потом, как бы страшась долее испытывать неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, чтобы не показаться уже преступающим границы, и не зайти с своим ходатайством далее надлежащего, говорит: «что Господи, аще возглаголю: аще обрящутся тамо тридесять»? Так как он видел, что Бог, преклоняется к милосердию, то уже не помногу стал уменьшать, и убавив еще не на пять, а на десять, число праведных, продолжает таким образом свое ходатайство и говорит: «аще обрящутся тамо тридесять? И рече: не погублю, аще обрящу тамо тридесять». Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ, содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению. «И рече: понеже имам глаголати ко Господу. Аще же обрящутся тамо двадесять? И рече: не погублю ради двадесяти». Выше всякого слова и всякого ума такая благость Господа! Разве кто из нас, живущих среди бесчисленных зол, произнося суд над подобными себе людьми, показал бы такое снисхождение и человеколюбие?

Но праведник этот, видя такое богатство человеколюбия Божия, еще не останавливается, а говорит опять: «что Господи, аще возглаголю еще единою»? Испытав неизреченное долготерпение Божие и опасаясь, как бы далее уже не подвигнуть на гнев против себя Того, пред кем ходатайствовал за других, праотец говорит: «что Господи»? Не безрассудно ли я поступаю? Не показываю ли чего бесстыдного? Не сделаю ли дела, достойного осуждения, «аще возглаголю еще единою?» Но по Твоей великой благости приими от меня еще одно моление: «аще же обрящутся тамо десять? И рече: не погублю десятих ради». И так как праотец сказал предварительно – еще «единою возглаголю», то и «отыде, – сказано, – Господь, яко преста глаголя ко Аврааму, и Авраам возвратися на место свое». Видите ли все снисхождение Господа? Видите ли горячую любовь праведника? Понимаете ли теперь, какова сила людей, подвизающихся в добродетели? «Аще обрящутся, – говорит (Господь), – десять праведников», ради их всем дарую прощение грехов. Итак, не правду ли я сказал, что все это происходило с целию – не оставить никакого предлога к нареканию тем, которые стали бы бесстыдно рассуждать (об этих событиях)? Ведь есть много безумцев, имеющих язык необузданный, которые хотят порицать (суд Божий), и говорят: «почему сожжен Содом? Они, может быть, и покаялись бы, если бы им оказано было долготерпение». Поэтому-то Бог и показывает такое умножение зла, и такое оскудение добродетели в таком множестве людей, что нужен был второй такой же потоп, какой прежде покрыл вселенную. Только в виду обетования Божия, что такое наказание уже не повторится, Бог употребляет теперь другой род казни, вместе и содомлян подвергая наказанию, и всем последующим родам подавая в том всегдашний урок. Они извратили законы естества, вымыслили странное и противозаконное смешение. Поэтому и Бог навел на них необычайный род казни, за беззаконие их и самые недра земли поразив, и оставив постоянный памятник для последующих поколений, чтобы они не отваживались на подобные дела и той же казни не подвергались. Желающий может посетить эти места, и видеть эту землю, так сказать, вопиющую и являющую на себе следы казни: чрез столько лет так очевидно открывается на ней гнев (Божий), как будто казнь поразила ее только вчера или сегодня утром. Поэтому, умоляю, вразумимся примером других, видя казнь, их постигшую. Но, может быть, иной скажет: что же это? Если они так наказаны, то разве нет ныне многих, беззаконнующих одинаково с ними, и однако ж не подвергающихся наказанию? Может быть, но за то еще тем большая казнь ожидает таких беззаконников. Конечно, если мы ни тем, что постигло содомлян, не вразумляемся, ни долготерпения Божия не обращаем в пользу себе, то подумай, во сколько раз сильнее воспламеняем мы сами для себя будущий неугасимый огнь, и сколь лютого готовим себе червя! А с другой стороны, есть и ныне, по благодати Божией, много людей добродетельных, которые, как тогда праотец, могут умилостивлять Господа, и если мы, смотря на самих себя, и видя собственную нашу беспечность, справедливо признаем (в мире) великое оскудение добродетели, то за добродетели этих людей Бог и прочим показывает долготерпение. А что дерзновение таких людей действительно бывает для нас причиною долготерпения Божия, убедись из того, что в этой самой истории говорит Бог праотцу: «Аще обрящу десять праведных, не погублю града». И что я говорю – десять праведных? В Содоме не нашлось никого свободного от беззакония, кроме одного Лота праведного и двух его дочерей. Жена его, быть может, ради его избежала казни в городе, но за свое нерадение подверглась наказанию впоследствии.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 42.

Свт. Филарет (Дроздов)

может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем

Может быть, найдется в этом городе пятьдесят праведников? Авраам не упоминает здесь о младенцах, хотя и сии побуждают иногда Бога к милосердию, как видим в пророчестве (Ион. 4:11). Из сего вновь можно примечать, что предмет его ходатайства есть наипаче Лот.

Толкование на Книгу Бытия.


Ходатайство Авраама за жителей Содома и Гоморры может для нас служить уроком бла­горазумия и милосердия. Нет ничего в мире обыкновеннее опрометчивости, с которой про­износят невыгодные и нескромные сужде­ния о других - только по одной наружности, по слухам, по неверным рассказам. Как часто, по подозрению, совершенно неосновательному, обвиняют лицо невинное, сомневаются в добро­детели! Да научит нас пример Авраама быть снисходительными к человеческой немощи, быть милосердными к согрешающим!

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible