Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой
Всякий раз, когда мы оставляем обычаи и законы, в которых были воспитаны отцами, мы полагаем, что это Бог вывел нас из дома отцов наших. И ты поймешь это благодаря словам: Всякий, кто делает грех, тот рожден от диавола (1Ин. 3:8, ср. Ин. 8:34), а также на примере того, кто совершенно оставил грех. Ибо такой был выведен Богом из дома отца своего.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой
«И бысть, егда изведе мя Бог от дому отца моего». Обрати здесь внимание на великую мудрость праведника, с какою он, в порядке повествования о себе, показывает им, что он с самого начала был одним из избранных Богом, что сам Бог и из дома воззвал его, и в их страну привел, чтобы царь познал, что он один из людей, имеющих великое дерзновение пред Богом. «Егда, – говорит, – изведе мя Бог из дому отца моего, рех ей: правду сию сотвориши ми, во всяко место, идеже аще приидем, тамо рцы в мне, яко брат, ми есть». Так как выше он сказал: «рекох бо: негли несть благочестия на месте сем», и ему казалось, что этими словами он слишком уже поразил их, – то, желая смягчить силу этого упрека, он теперь говорит: не подумайте, будто мы решились поступить так только с вами. Нет, еще тогда, «егда изведе мя Бог от дому отца моего, рех ей: правду сию сотвориши ми, во всяко место, идеже аще приидем». Я сделал ей, говорит он, такое предостережение относительно всех, живущих на этой земле; и при всем том это намерение не заключает в себе лжи, а прибегнуть к нему принудил нас страх смерти. Сказав это, праведник и гнев их укротил, и собственную добродетель открыл, и преподал им достаточное наставление в богопочтении. После того царь, уважая такую великую кротость праведника, вознаграждает праотца с свойственною царю щедростию.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой
Когда Бог повел меня и проч. Буквально с еврейского: Когда Элогим повел меня и проч. Слово Элогим в сем месте излагают:
о идолопоклоннических князьях халдейских, от которых Авраам удалился. Но не они собственно заставили его странствовать;
о Боге по понятию Авимелеха. Но Авимелех, как и Авраам, был чтитель Бога единого;
о Ангелах, путеводствовавших Авраама.
Но есть основательная причина относить оное к истинному Богу, ибо он повел Авраама из дома отца его (Быт.12:1). Странным показаться может то, что здесь говорится о Боге множественно и без означения единства; но есть и другие места Св. Писания, в которых употреблен тот же образ выражения (Быт.35:7; 2Цар.7:23; ср.: 1Пар.17:21). Дух сего выражения тот, что им означается действие единого Бога вкупе с посредствующими силами, у Него служебными, но для человеков высшими и Божественными.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Это место есть объяснение, почему подобный же случай повторяется и в Египте. Исаак (Быт.26:7) следовал примеру своего отца. См. комментарий к Быт.24:48.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой
«когда Бог повел меня странствовать… то я сказал ей… везде говори обо мне: это брат мой» Третьим оправданием Авраама служит добровольный уговор у него с Саррой, заключенный еще перед самым выходом из Ура Халдейскаго и, следовательно, не имевший в виду личности Авимелеха. Замечательна здесь глубоко религиозная точка зрения Авраама на всю его скитальческую жизнь, как на непосредственное водительство Божье.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Обращаясь к царю, никто не обращается к царскому слуге.
Ответ: Сам Бог повелел людям обращаться к молитвенному ходатайству святых (Быт.20:7-17; Иов.42:8).