Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней;
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 2-6 И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней
После этого пошел Авраам к Филистимлянам, и из опасения говорил о Сарре, что она сестра ему; посла же Авимелех царь Герарский и взя Сарру. Но как Сарра подвергалась уже искушению у фараона и, сверх того, имела во чреве Исаака, и молитва Авраамова была неотступна, то едва взошел на ложе Авимелех, внезапно, как и на Адама, напал на него сон, и сказал ему Бог во сне: се, ты умираеши жены ради сея, юже взял еси: сия же есть сожителствующая мужу. Авимелех ответствовал: язык… праведен погубишь ли? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие. Тогда Бог сказал: сего ради не попустих ти коснутися ея… да не согрешиши ко Мне.
И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру
Если бы Сарра по зачатии Исаака не возвратила себе юности, то, конечно, Авимелех не испытал бы вожделения к той, которой было уже девяносто лет.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней
Что же человеколюбивый Господь? «Рече же ему Бог во сне». Посмотри, какое снисхождение оказывает Господь, во всем являя Свою благость. «И Аз, – говорит, – познах, яко чистым сердцем сотворил еси сие». Знаю, говорит, что они сами устроили этот замысел, и что ты сделал это, будучи обманут словами их; и потому-то, чтобы обман их не ввел тебя в грех, «пощадих тя, да не согрешиши ко мне». Велико снисхождение в этих словах, велико человеколюбие Господа! «Против Меня, говорит, обратился бы этот грех». Как у людей, когда кто-нибудь сделает обиду рабу, пользующемуся большою честию у своего господина, господин относит эту обиду к самому себе, и говорит: ты меня оскорбил тем, что так поступил с моим рабом – что с ним делают, то меня касается, – в том же смысле и благий Господь говорит: «пощадих тя, да не согрешиши ко мне». Они, говорит, Мои рабы, и Я такое имею о них попечение, что все, случающееся с ними хорошее, или худое, отношу к Себе; «сего ради не попустих ти коснутися ее». Так как Я много пекусь о них, то, зная, что ты по неведению нанес было им это оскорбление, «пощадих тя, да не согрешиши ко мне». Не смотри на этого мужа просто, как на одного из обыкновенных людей; познай, что они из числа тех, о которых Я наиболее промышляю и которые имеют ко мне особенную близость.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней
Удержал тебя от греха. Сию милость оказал Бог Авимелеху сперва некоторою болезнью его (Быт.20:17-18), которая сделала Сарру неприкосновенною; а потом и сим самым откровением.
Георгий Константинович Властов (†1899)
- Пророк. «Это слово, - говорит митрополит Филарет, - может быть произведено или от слова «износить плод» (в переносном – произносить слова), или от арабского «возвещать» – в этом смысле оно означает вестника или истолкователя» В 1Цар.9:9. есть следующая фраза: «тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем». На основании этого указания главу эту считали внесённою впоследствии, но и Английская комм. Библия, и митрополит Филарет указывают, что слово «пророк» было древнейшее слово, что во времена Судей оно могло быть заменено более общеупотребительным «видящий», которое, впрочем, было известно и в Пятикнижии, например, в Чис.24:3-4, когда Валаам называется слышащим «слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его». Но что слово «пророк» употреблялось везде в Пятикнижии, это видно из следующих мест: Исх.7:1 об Аароне; Исх.15 о Мариам; Чис.11:29, Чис.12 о пророках вообще. При первых царях, когда внимательно изучали Пятикнижие Моисеево и когда оно ещё не было затеряно вследствие идолопоклонства последующих царей, весьма вероятно, слово пророк, вышедшее было из употребления, опять было принято в устную речь, и к этому могли относиться слова 1Цар.9:9.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней
«Я знаю… потому и не допустил тебя прикоснуться к ней». В содержании этого стиха заключен целый ряд глубоких истин: во-первых, здесь обнаруживается божественное всеведение, которое проникает в глубину наших помыслов и чувств; во-вторых, здесь раскрывается то высокое свойство Божественного Правосудия, по которому оно судит и оценивает поступки людей не по внешним фактам, а по их внутренним мотивам и нравственному настроению виновного; наконец, отсюда же вытекает и представление о Боге, как о верховном охранителе святости и чистоты брачного союза.