Скрыть
и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против , и подняла вопль, и плакала;

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала

Авраам с трудом перенес уход Агари, но отпустил ее по повелению Божию. Ведь отпадение Израиля также опечалило святых апостолов и евангелистов, однако они отделились от него не добровольно, но по божественному решению и любви ко Христу. В самом деле, и божественный Павел пишет: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян (Рим. 9:2-4). Итак, когда мать иудеев была отослана, она долгое время блуждала и в конце концов подверглась опасности окончательной гибели. Но если бы они [иудеи] вовремя подняли вопль к Богу, то, конечно, были бы помилованы. Ведь Бог откроет их умственные очи, и они узрят источник воды живой (Быт. 21:19), то есть Христа (ср. Ин. 4:10, 14, 7:38); и когда они будут пить из Него, они будут жить Им и, по слову пророка, станут омытыми и чистыми (Ис. 1:16).

Искусные толкования на Пятикнижие.

См. также Толкование на Быт. 21:9

Георгий Константинович Властов (†1899)

21:9-21. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.

Быт. 21:9. Митрополит Филарет думает, что дерзкий отрок Измаил, которому мать успела внушить гордую мысль о первородстве, позавидовал торжеству, сделанному для младшего брата, и отомстил за это мнимое оскорбление знаками поругания и презрения к невинному младенцу. В нашем славянском переводе LXX случай этот передан словами «играл с Исааком», так переводила и Вульгата. Позднейшие таргумы, говорит Англ. комм. Библия, разумели под этим выражением идолопоклоннический обряд. Очень любопытно указание книги Яшар, что в то время, когда Исааку было уже пять лет и он был отнят от груди и по этому случаю устроен был пир, на котором были Авимелех и Фикол, его военачальник (а также Сим, Евер, Фара и другие патриархи, пришедшие из Месопотамии), Измаил, которому было 19 лет и который был искусный стрелец из лука, видя пятилетнего Исаака, сидевшего при входе в палатку, натянул лук и прицелился в него. Сарра, увидев это, вскрикнула от ужаса, лук выпал из рук Измаила, и он побежал спрятаться в кустах. Каково бы ни было действие Измаила, надо, однако, предполагать, что оно происходило от зависти и ненависти, так как Измаил видел, что ребёнок Исаак признаётся наследником Авраама с исключением его, Измаила, несмотря на плотское первородство его. Быт. 21:10. Что же говорит Писание? (говорит Св. Ап. Павел) Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (Гал. 4:30). «Не плотские дети, – поясняет Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. 9:8), – суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя». Слова Сарры в этом стихе суть слова пророческие, они и подтверждаются (Быт. 21:12) самим Богом. Измаил не мог и не должен был мешать избранному семейству и роду исполнить своё предназначение на земле – точно так же, как впоследствии народ иудейский и закон Моисеев не могли и не должны были мешать христианству и закону благодати. Быт. 21:11. Авраам не мог ещё отрешиться вполне от мысли, что Измаил, если не будет пользоваться правами первородства, по крайней мере, мог бы считаться сонаследником Исааку, но это противно было плану будущей жизни рода Авраамова. Быт. 21:12. «Слушайся голоса Сарры» – она является здесь истинным истолкователем воли Божией, хотя вначале (см. Быт. 16:2–4) она сама была виновна в рождении Измаила и некоторое время сама считала его наследником Авраама. Но здесь, после рождения Исаака, она не только как мать, но и как вдохновенная женщина настаивает на исключительном наследстве сына, рождённого от неё по обетованию; она устанавливает принцип, который впоследствии (Быт. 25:6) применяется ко всем другим детям Авраама, происходившим от наложниц. Им Авраам «дал подарки», но отослал на восток, оставляя единым наследником Исаака. Для следящих за развитием мысли и обычаев народов от древнейших времён небезынтересно видеть, как, несмотря на многожёнство, установлялся принцип законности рождения. «В Исааке наречётся тебе семя» есть притом указание на Того, Который был обещан ещё Адаму и в котором сосредоточились все надежды человечества. Быт. 21:14. На плечах, как видно на египетских барельефах, постоянно носили тяжести египтяне и египтянки. Пустыня, названная здесь Вирсавия, которая, впрочем, получила это имя несколько позже (см. Быт. 21:31), находилась на юго-восток от Герара. Агарь, вероятно, старалась выйти на египетскую дорогу на Вади-эль-Араба, чтобы пробраться в Египет (см. комментарий к Быт. 16:14). Заметим ещё, что Синайский полуостров, к которому прилегал залив Ецион-Гавера, или Аккабы, издавна занят был египтянами, которые основали там колонию и разрабатывали там медные рудники (см. ссылку Clark’a on the bearing of Egyptian history upon the Pentateuch, на Руже и Шабаса в прилож. к Англ. ком. Библии). Авраам, по мнению Кука, жил во времена XII манефонской династии, а колонизация Синайского полуострова относится, по крайней мере, к IV династии, ибо известно по документам, что медные рудники Синая разрабатывались при Хуфу (Хеопсе). Весьма вероятно поэтому, что относительно более лёгкий и безопасный путь через северную Аравию по Вади-эль-Араба к заливу Аккабы был и известнейшим путём в Египет. Быт. 21:15. Измаилу было тринадцать лет, когда он был обрезан (см. Быт. 17:25), через год родился Исаак (Быт. 17:21). В то время, когда Исаак был отнят от груди, если ему было три года, Измаилу было семнадцать, если Исааку было пять лет, то Измаилу было девятнадцать. В то время, когда жизнь человеческая была продолжительнее, отрочество продолжалось долее, чем теперь. Сам Измаил жил 137 лет, почти вдвое противу нынешнего века, и в 19 лет он относительно был ребёнком, возраст которого соответствовал десяти или двенадцати годам нашей жизни. Отрок скорее истощается от жары, чем мать его, египтянка и рабыня, привыкшая к трудной работе. Быт. 21:17. Ангел Божий, т. е. Малеах Елогим, есть имя, которое встречается лишь один раз в Книге Бытия и ещё раз в (Исх. 14:19). В других местах читаем Ангел Иеговы (или Ангел Господень). Как Ангел Божий, так и Ангел Иеговы говорят именем Господа, с тою разницей, что здесь Агарь и Измаил, отрешённые от дома Авраамова, стоявшего в особых отношениях к Богу и знавшего Его под особым именем Иеговы Завета, не имели права нарицать имя Бога Завета, и им явился Ангел Божий, т. е. посланный, говоривший с ними от имени Бога Творца и Промыслителя всех народов, а не Бога Завета. Но на сём Ангеле имя Божие, т. е., как разумеют комментаторы, он точно так же, как Ангел Иеговы, являет вторую Ипостась Святой Троицы (см. Быт. 21:18). Заметим с Англ. Библиею, что настоящее место есть камень преткновения для критиков, разбивающих Пятикнижие Моисеево на Елогистический и Иеговистический документы. Быт. 21:18. В (Быт. 21) некоторые писатели находили трудность, заключающуюся в том, что выражение, употреблённое на еврейском при возложении Авраамом на плеча Агари воды и хлеба, могло также относится и к отроку; по этому поводу ещё Иероним указывал на (Быт. 21:18), как на доказательство, что Агарь вела сына за руку при этом втором изгнании, а не на плече, как говорили те, которые хотели доказать, что это Елогистический отрывок, введённый посреди Иеговистического документа. Быт. 21:19. И митрополит Филарет, и Англик. комм. Библия делают замечание, что выражение это может указывать, что колодезь был вблизи, но что Агарь не видела его, или же что он был завален камнем и песком, как обыкновенно делают в пустыне, чтобы он не засорился, и Богу угодно было, чтобы она вдруг прозрела и увидела то, что доселе смешивалось с окружавшими её предметами. Быт. 21:21. Под именем пустыни Фаран надобно разуметь пустыню, известную у арабов под именем Ель-ти, т. е. всю пустыню между Палестиной, Египтом и Синайским полуостровом. По преданию, сохранённому в книге Яшар, имя жены этой было Мериба, и она была весьма дурного нрава. Авраам, рассказывает предание, приехавший навестить Измаила, в его отсутствие был весьма дурно принят этою женою, которая не знала его. Отъезжая, Авраам сказал: «Передай мужу твоему, что старец сказал: столб шатра его не хорош». Измаил догадался из слов жены, что приезжал отец его, изгнал египтянку и взял хананеянку в жёны. Через три года Авраам опять навестил сына и опять не застал его. Но жена его, тоже не зная, кто он, приняла его ласково и оказала ему уважение и гостеприимство. Отъезжая, Авраам сказал: «Передай мужу твоему, что старец сказал: столб, на котором утверждается шатёр твой, прекрасен». Измаил, приехав, понял, кто был у него, и ещё более полюбил вторую жену свою.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала

«И она села (поодаль) против (него), и подняла вопль…» Изнемогая от жажды, юный Измаил сильно мучился и мать, лишенная всякой возможности чем-либо помочь ему, решилась лучше удалиться, чтобы не видать этих душу раздирающих страданий. Отойдя от него на расстояние стрелы, пущенной из лука, Агарь начала изливать свое безнадежное горе в сильном вопле.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible