Скрыть

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Смешную вещь сказал по поводу этого места Евсевий Эмесский. «Σαβεκ, – говорит он, – это козёл с прямыми рогами, который вытягивается вверх во всю свою длину, чтобы общипывать листву деревьев». В свою очередь Акила перевёл это как συχνεών, что мы можем понимать как «терновый куст» или «терновник» или, если попытаться выразить исконное значение данного слова, густые заросли, ветви которых сплелись между собой. Вследствие этого и Симмах, придя к такому же мнению, говорит: «И появился после этого овен, запутавшийся в сети рогами своими». Но некоторым, по крайней мере касательно этого места, кажется, что лучше перевели Семьдесят толковников и Феодотион, которые поместили в текст само слово σαβεκ: «…в зарослях σαβεκ рогами своими». Дело в том, что [еврейское] слово, [соответствующее слову] συχ –νεών («сеть»), которое поставили в своих переводах Акила и Симмах, пишется через букву sin (שְׂבָכָה), а здесь стоит буква samech (כבך). На основании чего ясно, что слово σαβεκ означает не сомкнутые ветви или как сеть сплетённые заросли, а представляет собой название чащи, которое так произносится по-еврейски. Хотя, проведя тщательное исследование, я обнаружил, что нередко [еврейское слово, соответствующее] συχνεών, пишется через букву samech.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

И воззрев Авраам очима своима виде, и се, овен един держимый рогама в саде Савек: и иде Авраам, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего

Господь устроил, что вместо Исаака готова была другая жертва. В то самое мгновение, когда надлежало заклать Исаака, явился близ жертвенника овен, запутавшийся ро­гами в лесной чаще, или, по переводу LXX, в растении, которое они называют «Савек» [неизвестное растение]. Ав­раам не замедлил принести овна во всесожжение, не сомне­ваясь, что на то была воля Божия.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

«и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими…» По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, запутавшийся своими рогами в чаще кустарника какой-то горной породы, которую наш славянский текст называет «савек»; видя в этом неожиданном совпадении особое божественное указание, Авраам и приносит этого овна в жертву, вместо своего сына Исаака.

Толковая Библия.

Ориген

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Мы уже высказались выше, что Исаак нес образ Христа, но и овен в не меньшей мере видится нами как образ Христа. Однако следует разузнать, как подходят и тот, и другой для Христа: и Исаак, который не заклан, и овен, который заклан. Христос есть Слово Бога, но Слово стало плотию (Ин. 1:14). Следовательно, Христос воспринял часть от небесной, часть - от человеческой природы и чрева Девы. Страдал Христос, но страдал по плоти; и перенес смерть, но то была плоть, и образ ее - овен, как говорил и Иоанн: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Но Слово восстало в нетлении (1Кор. 15:42), которое в Духе есть Христос, образ Которого есть Исаак. Оттого Он Сам есть и жертва, и священник. В духе приносит жертву Отцу, но по плоти Сам заклан на алтаре крестного распятия. И сказано о Нем: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). И так сказано о Нем: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4).

Прп. Ефрем Сирин

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

И увидел Авраам овна у дерева, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего. Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исаака, а что не было и дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенные на рамена Исааку. Гора дала от себя дерево, а дерево - овна, чтобы овен, повисший на древе, а после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир. И воззва… к нему вторицею с небесе… Мною Самем кляхся, глаголет Господь… умножая умножу семя твое… и благословятся о Семени твоем, то есть о Христе, вси языцы земнии.

Толкование на Книгу Бытия.

Свт. Амвросий Медиоланский

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Вместо человека Бог явил на дровах агнца, чтобы вернуть сына отцу и не оставить без жертвы священника. Итак, Авраам не был обагрен кровью сыноубийства, а Бог не был лишен жертвы. Увидев овна, пророк не стал хвалиться и проявлять упрямство, но человека заменил овном. Этим показывается, насколько благочестиво он принес в жертву того, кого столь радостно получил назад.

О кончине брата Сатира.


Многие говорят, что наши святые писатели не владели искусством красноречия. Мы не оспариваем, ибо они писали не по искусству, но по благодати, которая превосходит всякое красноречие. Они писали то, что им давал говорить Дух (ср. Деян. 2:4). Однако же писавшие об искусстве красноречия нашли красноречие в их писаниях и составили к нему комментарии и правила. Действительно, в искусстве красноречия требуется главным образом наличие «причины» (aition), «предмета» (hule) и «результата» (apotelesma). Итак, когда мы читаем, что святой Исаак говорит отцу: вот огонь и дрова, где же жертва? (Быт. 22:7), чего не хватает здесь? Ведь тот, кто спрашивает, сомневается, тот, кто отвечает спрашивающему, произносит ответ и откладывает сомнение, то есть огонь - это «причина», дрова - «предмет», который называется по-латыни materia, - и, в-третьих, остается «результат». Об этом спросил сын; и когда он сказал: где же жертва?, отец ответил: Бог усмотрит Себе жертву, сын. Давайте немного порассуждаем о смысле этого таинства: Бог указал овна, запутавшегося рогами, а овен - это Слово, полное покоя, умеренности и терпения. Этим показывается, что благая жертва - благоразумно познать премудрость, и смысл заслуг, и умилостивления. Поэтому и пророк говорит: приносите жертвы правды (Пс. 4:6). Итак, жертва есть как жертва правды, так и премудрости.

Послания.

Свт. Афанасий Великий

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Когда Авраам был искушаем, то верой принес Исаака (ср. Евр. 11:17): принес в жертву единородного сына тот, кто о нем получил обетование; и, отдавая сына своего на жертву, он воздал поклонение Сыну Божию; а когда ему возбранено было заклать Исаака, он узрел в образе агнца Христа, предавшего Себя в жертву Богу. Ибо патриарх через Исаака был только искушаем, а в действительности был принесен в жертву не Исаак, но Тот, о Котором прообразовательно возвещено у Исаии, что Он как агнец веден был на заклание и как овца пред стригущими ее безгласна (ср. Ис. 53:7), Тот, Который несет на Себе грех мира (Ин. 1:29). Посему Аврааму и возбранено было возложить руку на отрока, чтобы иудеи, если бы они захотели от жертвоприношения Исаака взять повод [для неверия в Христа], пророческие слова об Искупителе нашем не могли относить к сыну Авраама. Ибо жертва состояла не в правости Исаака, но Авраама, который приносил ее, быв через то искушаем. Посему Бог принял благое произволение приносившего жертву, но не допустил, чтобы обреченный на жертву был заклан. Ибо смерть Исаака не могла даровать миру освобождение, но - только смерть нашего Искупителя, язвою Которого все мы исцелились (Ис. 53:5). Ибо павших Он восставил, недужных исцелил, алчущих насытил, терпевших лишение исполнил изобилия и - что наиболее дивно - всех нас воскресил из мертвых.

Праздничные послания.

Свт. Иоанн Златоуст

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Я видел, говорит Бог, благочестие в сердце твоем: вот и приготовил тебе то, о чем ты предварительно сказал сыну. «И взя (Авраам овна) и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего». Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое (доброе) намерение и, взяв обратно сына, возвратился с бесчисленными венцами. А все это было прообразованием креста Христова. Потому и Христос говорил иудеям: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой: и виде, и возрадовася» (Ин.8:56). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? В прообразе, в тени. Как здесь овча принесено вместо Исаака, так и словесный Агнец принесен в жертву за весь мир. Истина должна была предызобразиться в тени. Посмотри же, возлюбленный, как действительно все было преобразовано в тени. Там сын единородный, и здесь Единородный. Там возлюбленный и истинный (сын), и здесь возлюбленный и единосущный Сын, как и говорит Бог Отец: «сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф.7:17). Исаак приносим был отцем во всесожжение, и Христа предал Отец, как восклицает Павел, говоря: «иже убо Сына своего не пощади, но за нас всех предал есть его: како убо не и с ним вся нам дарствует» (Рим.8:32)? Здесь (явилась) тень; а впоследствии открывается истина вещей гораздо превосходнейшая: в жертву за весь мир принесен словесный Агнец. Он очистил всю вселенную. Он освободил людей от заблуждения и привел к истине. Он сделал землю – небом, не природу стихий изменив, а водворив между земными людьми жизнь небесную. Он уничтожил всякое служение демонам. Чрез Него люди уже не покланяются более камням и деревьям, и одаренные словом не почитают бесчувственных (истуканов). Уничтожено всякое заблуждение и свет истины просветил вселенную. Видишь превосходство истины? Видишь, что тень и что истина?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47.

Свт. Кесарий Арелатский

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Когда же был заклан овен, а Исаак не был заклан, оказалось, что Исаак является лишь образом, но не реальностью − через него обозначено то, что позже исполнилось во Христе. Смотрите, Бог состязается с людьми в силе благочестия: Авраам принес в жертву Богу своего смертного сына, которому смерть не предстояла; Бог же предал смерти за род человеческий Своего бессмертного Сына. Но можно понимать и так, что через благословенного Исаака обозначена Божественная природа Христа, через овна − Его человеческая природа. Подобно тому, как считается, что во время страстей распята не Божественная, а человеческая Его природа, то именно овен, а не Исаак, приносится в жертву: Единородный Сын Божий предлагается в жертву, Первенец Девы в жертву приносится. Послушайте и другое таинство. Блаженный Иероним, пресвитер, писал, что он совершенно точно знал от древних иудеев и старейшин, что Господь наш Христос позже был распят как раз на том месте, где был принесен в жертву Исаак. Итак, из того места, которое благословенному Аврааму дано было повеление покинуть, на третий день он пришел к месту, где был распят Господь наш Христос. И в древнейших рукописях сообщается также, что на том самом месте, где водрузили крест, некогда был погребен первый Адам. Более того, место это стало называться Голгофой по той причине, что глава рода человеческого, как считается, был погребен именно здесь. Действительно, братья, не без оснований считается, что Целитель восстал там, где слег больной. Милость Божия справедливо излилась в том месте, где пала человеческая гордость. Можно считать, что драгоценная кровь телесно омыла прах древнейшего грешника, соблаговолив коснуться его своими каплями. И вот, братья возлюбленные, мы собрали, насколько смогли, эти факты из различных книг Писания для совершенствования вашей души и предлагаем вам поразмыслить о них с любовью. И если с помощью Божией вы станете чаще читать Священное Писание, делая это со тщанием, то я верю, вы найдете и лучшее объяснение.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

Один овен. Вместо אחד один в нынешнем тексте еврейском читается אחר, что, как думают, значит назади. Но в сем значении надлежало бы сказать אחור; и как Авраам мог видеть овна, который был у него назади? Из сего видно, что истинное чтение есть первое из сих, которое находится в текстах самаритянском, семидесяти толковников и вообще у древних.

В чаще. Сие значение, под разными словами, дают слову סבך большею частию древние переводчики и сами семьдесят толковников в книге Исаии (Ис. 9:18). По сему перевод их в настоящем месте: εν φυτω σαβεκ, в котором слово савек принято за название некоторого растения, доверия не заслуживает.

Взял овна. Евреи говорят, что сей овен создан и уготован для сего жертвоприношения в шестой день мира. Или очень баснословно, или очень таинственно! Христианские законники вопрошают: какое Авраам имел право принести в жертву овна, ему не принадлежащего? На сие должно сказать, что при виде овна он почувствовал истину своего нечаянного предсказания: Бог усмотрит для Себя агнца (Быт. 22:8), и принял жертву от Бога, чтобы принести Богу.

Толкование на Книгу Бытия.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible