Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и говорил Ефрону вслух народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою

Посмотри, как и их научает праведник самими делами своими, не прежде соглашаясь взять у них гробницу, чем он заплатит за нее должную цену. Хотя вы, говорит он, и оказываете мне такую благосклонность, но я не согласен взять у вас гробницу прежде, чем отдам за нее надлежащую цену. И дав, сказано, деньги, Авраам взял гробницу и похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре (Быт. 23:19). Итак, муж, столь славный и уважаемый, имевший такую близость к Богу и пользовавшийся от всех, живших в том месте, таким вниманием, что сыны Хетовы называли его даже царем, - такой муж не владел даже пядью земли. Поэтому и блаженный Павел, прославляя добродетель этого праведника, писал: верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования (Евр. 11:9). Потом, научая нас, как тот с верою странствовал, апостол прибавляет: ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. 11:10). В надежде будущего, он презирал настоящее и, ожидая больших благ, мало заботился о благах жизни настоящей; и так поступал он еще прежде Закона и прежде Благодати. Скажи же мне, какое оправдание будем иметь мы, после столь великих благовестий и обетований неизреченных благ, когда мы имеем столько пристрастия к благам временным, покупаем поля, стараясь всегда и во всем блистать, все это приобретаем с жадностью и хищничеством, и на самом деле исполняем то, о чем блаженный пророк, рыдая, говорил: горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле? (Ис. 5:8) Не это ли действительно мы видим каждый день - не отнимается ли имущество у вдов, не обираются ли сироты, и бессильные не притесняются ли сильными? Но не так поступал тот праведник. Желая купить гробницу, хотя и видел он, что те, у кого он ее просил, готовы были ему дать, не прежде, однако же, согласился взять, как заплатив должную цену.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 48

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-16 Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов

Вся библейская сцена, изображенная в этих стихах, полна художественной правды. И теперь еще на Востоке свободные сыны пустыни производят свою меновую торговлю и различные торговые сделки без всяких бумаг и условий, а на честном слове и в присутствии живых свидетелей. Вот почему и договор, заключенный Авраамом с хеттеянами о покупке Махпелы, не был никем нарушен, несмотря даже на продолжительное отсутствие евреев из Палестины, в течение двухвекового египетского рабства.

«четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов…» По мнению большинства ученых археологов, чеканка монеты у евреев началась лишь после вавилонского плена; но несомненно, что торговля у них существовала в довольно широких размерах, и притом не только меновая, но и купля-продажа. Роль денежных знаков здесь играли известного веса пластинки или кольца из золота или серебра, которыми и производилась расплата. Несомненно, что подобного же типа были и те четыреста сиклей, за которые Авраам сделал свою покупку. Если допустим, что курсовая ценность сиклей была все время устойчива, то выйдет, что Авраам заплатил за свою покупку около 300 руб.

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 3-20 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей. Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою. Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов. И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.
 

Когда у Авраама возник вопрос, где хоронить ему жену свою Сарру, местные жители, очень уважавшие Авраама, предложили ему, пришельцу в этих местах, бесплатно землю для захоронения. Но Авраам отказался брать землю бесплатно. Он дал за нее деньги – четыреста сиклей серебра. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения (Быт.23:20). Авраам хочет, чтобы это поле, эта пещера, это место захоронения всегда принадлежало только его религиозной общине.

В Москве есть татарские кладбища, есть еврейские кладбища. Но в Москве нет ни одного православного кладбища. Что такое православное кладбище? Это место, на котором никто не может быть захоронен без согласия настоятеля ближайшего храма, одновременно являющегося и настоятелем кладбища. Там не должно быть захоронений безбожников, самоубийц, людей чуждых религиозных направлений. По учению церкви, кладбищенская земля – это священная земля, ибо мы хороним там тела тех, кто был крещен, кто причащался Святых Таин. И распоряжаться этой землей должны не сменяющие одна другую власти, действующие в соответствии со своими представлениями и приоритетами. Они вполне могут сделать обособленные кладбища для своих усопших: атеистические или какие-либо другие по их вкусу и по своим правилам. На православных же кладбищах, независимо от власти, должны действовать православные законы. В старину, до революции, был такой порядок: если кладбище становилось очень старым, умирали люди, ухаживавшие за могилами, – прихожане ближайшего храма перед Пасхой убирали там все могилы – независимо от того, знали они захороненных там людей или нет. Старые деревянные кресты не сваливали в мусор, а отвозили в храм и этим деревом его отапливали. Вокруг кладбища обязательно вырывали ров, и это строго выполнялось по законам Российской Империи, – чтобы все знали границу и не могли подходить. А сейчас что? Комплекс известного глазного хирурга Святослава Федорова построен на месте кладбища, специально снесенного в этих целях. Это – страшное преступление. Кладбища сейчас отданы на откуп бандитам и мафиози. Есть конкурирующие группировки, поделившие между собой кладбища Москвы. Однажды в Москве была сделана попытка создать православное кладбище, выделили участок земли, появилась надежда, что хотя бы священнослужители смогут быть похоронены в надлежащем месте. Но постепенно все сошло на нет. Один мой знакомый рассказывал, что по ночам приезжают, кого-то хоронят, кого-то вырывают и перезахоранивают. И уж совершенное безумие для православных – это кремация, которой стали широко пользоваться как менее хлопотной и более дешевой. Лучше продайте свою мебель, свои вещи, но похороните своего усопшего по-православному. Мне рассказывали, каким образом извлекается прах покойного после кремации. Думаете, что его после сжигания выгребают в отдельную урночку? Ничего подобного. Все, что накопилось за день, сваливается на один огромный стол, палкой перемешивается и раскладывается по урнам. Практически нет никакого шанса, что вам выдадут прах именно вашего усопшего.

Авраам правильно понимал, что такое кладбище, что такое собственность. Он не хотел попадать ни в какую случайную зависимость от посторонних людей. Надо иметь фундаментальные представления о том, что можно делать, а чего нельзя. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Беседы на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 12-15 Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою.

Во времена Авраама шекель (сикль) не был ещё монетой, как он был впоследствии, а был лишь единицей веса. Флавий Иосиф говорит, что шекель-монета равнялся четырём аттическим драхмам, т. е. (по исследованию Нитча Zustand der Griechen, драхма равнялась 6½ Zbrgroshen или около 19½ коп. сер.), значение этой монеты соответствовало приблизительно 80 коп. сер. С некоторою достоверностию можно предполагать, что вес серебра, представлявший собою единицу, известную под именем шекеля, был приблизительно тот же, который вошёл впоследствии в употребление в виде монеты. До Вавилонского плена (говорит Ком. Англ. Библия) нет упоминания о чеканенной монете в Священном Писании, хотя мы знаем из других источников, что у египтян задолго до Моисея были в употреблении кольца определённого веса из золота и серебра, которые употреблялись как монета. Кажется, первая монета иудейская начала чеканиться при Симоне Маккавее (1Мак.15:6). Если принять приблизительно ценность шекеля в четыре драхмы, или около 80 коп. сер., то цена поля с пещерой будут несколько больше трёхсот рублей.
«Для меня и для тебя что это?» Т. е. это такая малость для нас обоих, что не стоит считать. Сравни стих 11 (Быт.23:11), в котором Ефрон говорит: «Дарю тебе». Авраам настаивает на купле для того, чтобы не быть никому обязанным и чтобы утвердить при свидетелях непоколебимое право своё навеки. (Сравни Быт.21:30 и комментарий по поводу семи агнцев, данных Авимелеху за колодезь Авраамов.) Впрочем, как видно из следующего стиха и что совершенно согласно с нравами и обычаями востока, Ефрон отказывался лишь из вежливости и принял серебро, которое отвесил ему Авраам.

Священная летопись. Том первый

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible